Ключевые слова: договор, туристские услуги, туристский продукт, оказание туристских услуг
Цель. Исследовать понятие и правовую природу договора об оказании туристских услуг
Методы. Общенаучный метод познания — системный анализ, и специальный юридический — сравнительно-правовой.
Результаты. Договор об оказании туристских услуг регулируется общими положениями главы 39 Гражданского кодекса (ГК) РФ и федеральными законами «Об основах туристской деятельности в РФ» и «О защите прав потребителей». Но до сих пор не существует и не принято общего наименования и определения договора об оказании туристских услуг.
Выводы. Были сделаны выводы о том, что договор об оказании туристских услуг следует относить к договорам о возмездном оказании услуг, со спецификой, характерной для данного договора. Кроме того, в законодательства следует скорректировать понятие «туристский продукт». Так как данный термин представляет собой собирательную категорию и включает работы, товары туристского назначения наряду с услугами. Поэтому, правильнее было бы использовать в законодательстве термин «оказание туристских услуг» и «договор по оказанию туристических (туристских) услуг» вместо «реализация туристского продукта» и «договор о реализации туристского продукта».
Одной из центральных проблем в теории права является понимание правовой природы договора. Важность данный проблемы определена тем, что в зависимости от правильного и корректного установления юридической природы договора об оказании туристских услуг напрямую зависит весь комплекс вопросов, которые связаны с взаимоотношением сторон. Во-первых, стоит отметить, что исследуемый договор не имеет общепринятого наименования в международной практике и торговле.
Прежде всего, когда речь идет о защите прав потребителей по договору об оказании туристских услуг, необходимо точно определять и понимать сущность данных отношений и саму природу данного договора. Также, важнейшим элементом здесь является положение слабой стороны в договоре — то есть, непосредственно, самого потребителя (туриста).
Договор об оказании туристских услуг регулируется общими положениями главы 39 Гражданского кодекса (ГК) РФ и федеральными законами «Об основах туристской деятельности в РФ» и «О защите прав потребителей», Правилами возмездного оказания услуг по туристическому обслуживанию и другими актами. Но, как уже отмечалось ранее, до сих пор не существует и не принято общего наименования и определения договора об оказании туристских услуг [5,с. 132].
На практике чаще всего встречаются такие наименования как:
- Договор о туристическом обслуживании;
- Договор об оказании туристических услуг;
- Договор о реализации турпродукта и др.
Что касается последнего наименования, то оно исходит из формулировки этого же договора в Федеральном законе «Об основах туристской деятельности в РФ», как договора купли-продажи туристского продукта. Хотелось бы сразу отметить, что из личного опыта, в 99 % процентах случаев, с туристами (заказчиками) заключались именно договоры купли-продажи [4].
Проанализировав мнения авторов-юристов по данному вопросу, складывается представление о том, что между ними до сих пор нет точного понимания о том, какие нормы следует применять к этому договору. Иными словами, нет общего представления и понимания о том, к какому договору его следует относить — купли-продажи или к договору возмездного оказания услуг [1].
Опираясь на положения Гражданского кодекса Российской Федерации, данный договор должен быть отнесен к возмездному оказанию услуг. Но здесь, как уже говорилось ранее, вступают в противоречие положения Федерального закона «Об основах туристской деятельности в РФ», который относит его к договору купли-продажи.
Таким образом, данный факт подтверждает проблему, которая ранее уже упоминалась в данной работе, — отсутствию такого понятия, как «туристское обслуживание» в законодательстве. Данное словосочетание используется лишь в 2 ст. 779 ГК РФ, сообщая о том, что к данным отношениям применяются правила главы 39 ГК [1].
Обращаясь к международной практике, касательно понятие и правовой природы договора об оказании туристских услуг, следует отметить, что предметом договора в ней выступает либо продажа тура (как комплекса туристских услуг), тогда данные отношения регулируются положениями, относящимися к договору купли-продажи, либо оказанием туристских услуг (отношения регулируются положениями по возмездному оказанию услуг).
Исходя из личного опыта и анализа существующей практики, договор об оказании туристских услуг все-таки следует относить к договору о возмездном оказании услуг. Так как, согласно ст. 4 федерального закона «О введении в действие части 2 ГК РФ» следует, что законы и иные правовые акты РФ не должны противоречить части второй Гражданского Кодекса РФ. Это также описано в п. 2 ст. 3 ГК РФ — нормы гражданского права, которые содержатся в других законах, должны соответствовать Гражданскому Кодексу. В этом случае, федеральный закон и положения Гражданского Кодекса РФ противоречат друг другу [3].
Для того, чтобы отнести договор об оказании туристских услуг к договору возмездного оказания услуг, следует еще раз обратиться к понятию «туризм», «туристская услуга». Определения данных понятий были даны в Главе 1, параграфе 1.1 данной работы. Таким образом, если обращаться к предмету договора, которым, согласно действующему законодательству в сфере туризма, является турпродукт, то последний сочетает в себе все признаки услуги — не осязаемый результат. Также, исполнитель не может гарантировать заказчику, что он, как потребитель, получит именно тот результат, который ожидал. Исполнитель обязуется лишь качественно предоставить комплекс услуг, которых входят в договор, что и представляет собой один из основных рисков, возникающих в правоотношениях в сфере туризма.
Важным фактором является также сложность определения качества самого не овеществлённого результата.
Что касается неотделимости туристской услуги от «личности» Исполнителя, то это является еще одним важным признаком. Также, в качестве еще одного признака, можно выделить длящееся действие услуги, одновременное её оказание и потребление.
И, наконец, признак несохраняемости услуги.
Таким образом, услугу следует определить, как объект гражданских правоотношений, представляющий собой положительный эффект от совершения исполнителем по договору определённых действий либо осуществления им определённой деятельности, который имеет не овеществлённый характер и который не может гарантировать достижение ожидаемого заказчиком результата.
В связи со спецификой, присущей туристским услугам, они позволяют отделить договор об оказании туристских услуг от других договоров возмездного оказания услуг. Данными признаками являются:
- Наличие определённой потребительской цели — совершение туристом путешествия;
- Туристская услуга может оказываться только в комплексе с другими туристскими услугами, образуя туристский продукт. Стоит отдельно сказать о понятии «туристский продукт», которое не совсем корректно употреблять в регулировании отношений при оказании туристских услуг, так как термин «продукт» сам по себе означает материальный объект, что не соответствует природе услуги. Услуги, оказываемые туристу-потребителю, не могут отождествляться с «продуктом», каждая из них направлена на получение определённого «положительного эффекта», а не на появление материального результата;
- Ещё одним признаком является оказание услуги для определённого круга лиц — туристов-потребителей.
- Оказание туристских услуг туроператорами или турагентами, т. е. лицами, имеющими законное право на осуществление такой деятельности;
- В большинстве случаев оказываются непосредственными исполнителями, не состоящими в договорных отношениях с туристом, в отличие от общего правила личного оказания исполнителем услуги.
Таким образом, под туристской услугой стоит понимать отдельную услугу, входящую в комплекс туристских услуг, понимаемый в законодательстве как туристский продукт, оказываемый лицами, имеющими право на осуществление туристской деятельности в соответствии с законодательством о туризме, и позволяющий туристу совершить путешествие в соответствии с его потребностями [2].
Далее, в обоснование того, что отношения по оказанию туристических услуг нельзя оформить как договор купли-продажи, можно отметить, что, во-первых, ст. 454 ГК РФ говорит о том, что по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определённую денежную сумму (цену). Анализ этой нормы показывает, что в качестве предмета договора купли-продажи может выступать вещь (товар), но не услуга или комплекс услуг. Сами действия туроператора и турагента — формирование продвижение и реализация туристского продукта — не могут представлять собой передачу товара [2]. Также в отношениях по купле-продаже имущество передаётся продавцом в собственность покупателя, что нельзя применить к отношениям по туристическому обслуживанию. Предоставление комплекса услуг нельзя отождествлять с передачей товара в собственность, их можно лишь оказывать. Следовательно, можно сделать вывод, что использовать модель договора купли-продажи в соответствующих отношениях неверно [3.
Таким образом, на основании вышесказанного можно сделать следующие выводы, касательно понятия и правовой природы договора об оказании туристских услуг. Договор об оказании туристских услуг следует понимать, как соглашение между заказчиком (туристом или иным третьим лицом) и исполнителем (туроператором или турагентом), где одна сторона (исполнитель) обязуется предоставить туристу комплекс туристических услуг, а другая сторона (заказчик) обязуется оплатить данный комплекс услуг. Также, договор об оказании туристских услуг следует относить к договорам о возмездном оказании услуг, со спецификой, характерной для данного договора. Это позволит избежать закрепления в договоре с потребителем условий, ущемляющих его права в отношениях при оказании туристических услуг, а также приведёт к единообразию в правовом регулировании данных отношений.
Кроме того, в законодательства следует скорректировать понятие «туристский продукт». Так как данный термин представляет собой собирательную категорию и включает работы, товары туристского назначения наряду с услугами. Поэтому, правильнее было бы использовать в законодательстве термин «оказание туристских услуг» и «договор по оказанию туристических (туристских) услуг» вместо «реализация туристского продукта» и «договор о реализации туристского продукта». Соответственно, существующую редакцию части 1 ст. 10 ФЗ N 132 целесообразнее заменить новой: «Оказание комплекса туристских услуг осуществляется на основании договора по оказанию туристических услуг, заключаемого в письменной форме между туроператором и туристом и (или) иным заказчиком, а в случаях, предусмотренных настоящим федеральным законом, между турагентом и туристом и (или) иным заказчиком. Указанный договор должен соответствовать законодательству РФ, в том числе законодательству о защите прав потребителей».
Литература:
- Брагинский, М. И. Договорное право. Договоры о выполнении работ и оказании услуг / М. И. Брагинский, В. В. Витрянский. М.: Статут, 2012. С.136–139.
- Бурлакова, Е. П. Договор о туристском обслуживании // Юрист. М., 2011.132 с.
- Гражданский кодекс Российской Федерации.// СПС «Консультант Плюс: Версия Проф».
- Муталиева А. А. Гражданско-правовая характеристика договора о реализации туристского продукта// Государство и право. Юридические науки. Евразийская адвокатура [Электронный ресурс]: [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru (дата обращения 23.09.2019).
- Шешенин, Е. Д. О правовой природе договоров в сфере обслуживания / Е. Д. Шешенин. — М.: Юрид. лит., 2011. — 147 с.