Систематизация материалов позволила определить значение древнегреческих мифов как основы творчества в мировом изобразительном искусстве.
Ключевые слова: миф, древнегреческая мифология, античность, древняя Греция, искусство, живопись.
Мифы Древней Греции легли в основу общечеловеческой культуры и так глубоко проникли в представления и образ мыслей современного человека, что он, не отдавая себе в этом отчета, в самой обыденной речи говорит о сизифовом труде, о титанических усилиях или об олимпийском спокойствии. К общепринятым сравнениям можно отнести и уподобление могучего и сильного человека Геркулесу, а смелой и решительной женщины — амазонке. Художников, поэтов, скульпторов привлекала, прежде всего, глубина и художественность мифических образов. В настоящем исследовании была предпринята попытка выявить и систематизировать сведения об использовании древнегреческой мифологической темы в мировом изобразительном искусстве [3].
Мифология возникла, как попытка древних объяснить появление жизни на земле, причины стихийных явлений природы, перед которыми человек был бессилен. Но, по-видимому, не только в этом следует искать объяснение той силы воздействия на людей, которую оказывала античная мифология. От золотого прикосновения Мидаса до наказания Сизифа, от ящика Пандоры до ахиллесовой пяты — персонажи из греческой мифологии, так или иначе, присутствуют в жизни всех людей. Их истории постоянно интерпретируются в различных видах искусства — литературе, музыке и в любом виде визуального искусства, от древней живописи и скульптуры до современных инсталляций и интерактивных выставок.
Греческая мифология оказала сильнейшее влияние на культурное развитие всех современных европейских народов. По мнению философа и историка Фридриха Энгельса «без того фундамента, который был заложен Грецией и Римом, не было бы и современной Европы» [5].
Начиная с эпохи Возрождения, после столетий забвения, памятники и литературные произведения античной культуры, а вместе с ними и образы древнегреческой мифологии вновь и вновь привлекали внимание человечества. Писатели, художники и музыканты различных европейских стран стали использовать сюжеты из древнегреческой мифологии в своих произведениях.
Выдающиеся итальянские художники эпохи Возрождения посвящали некоторые свои произведения изображению мифических сюжетов. Такими художниками являются всем известные: Леонардо да Винчи (бюст богини Флоры, «Вакх», «Леда и лебедь»), Сандро Боттичелли («Рождение Венеры», «Весна», «Венера и Марс»), Тициан («Венера перед зеркалом», «Венера и Адонис», «Даная»), Рафаэль Санти («Три Грации», «Триумф Галатеи»), Антонио да Корреджо («Юпитер и Ио», «Даная») [1].
Все герои мифов изображались как совершенные люди. Человеческое тело было основным источником вдохновения и объектом исследования для художников эпохи Возрождения. Искусное владение кистью, сложные композиции, перспектива, цвет, игра света и тени, эмоциональность и скрупулезность в работе всё это было основными характеристиками искусства этой эпохи. Из этого можно сделать вывод, что в эпоху Возрождения древнегреческая мифология была одним из важнейших факторов развития художественной культуры.
В XVII-XVIII вв. использование сюжетов из древнегреческой мифологии деятелями европейского искусства вновь получило широкое распространение. В Нидерландах мифологическая тема достигла вершины в XVII в. в творчестве Питера Пауля Рубенса («Персей и Андромеда», «Венера и Адонис», «Похищение Оритии Борей»). В том же столетии античная мифология зазвучала во французском искусстве. Творческой переработке подверглись античные сюжеты в картинах Никола Пуссена («Нарцисс и Эхо», «Пейзаж с Полифемом», «Царство Флоры»). Его работы выражают представление художника о радости бытия как о гармонии человека с самим собой, своими чувствами и идеальным миром природы.
На сюжеты, взятые из древнегреческой мифологии, писали картины многие другие выдающиеся фламандские, французские и голландские художники, такие как: Антонис ван Дейк («Амур и Психея», «Венера в кузнице Вулкана»), Рембрандт («Даная», «Похищение Европы»), Франсуа Буше («Купание Дианы», «Триумф Венеры»).
К сюжетам древнегреческих мифов не раз возвращались и в XIX–XIX вв. Так, например, братство прерафаэлитов, образовавшееся в начале 1850-х гг., часто использовали в своих произведениях образы героев античной мифологии. Яркими примерами являются произведения таких художников, как: Джон Уильям Уотерхаус («Цирцея», «Цирцея, предлагающая кубок Улиссу», «Эхо и Нарцисс»), Данте Габриел Россетти («Прозерпина», «Мнемозина», «Пандора»), Фредерик Сэндис («Медея»). Вдохновлялись мифами древней Греции и такие известные представители модерна и сюрреализма, как Густав Климт («Даная», «Афина Паллада») и Сальвадор Дали («Метаморфоза Нарцисса»).
В России мифологические сюжеты стали очень популярными во второй половине XVIII — начале XIX столетия. Физическим идеалом признавались античные боги и герои, поэтому с первых лет обучения будущие художники в Академии художеств рисовали гипсовые головы и торсы — слепки с греческих и римских образцов. При сдаче экзаменов молодые люди также часто получали задания на мифологическую тему.
Различные эпизоды древнегреческих мифов привлекали внимание выдающихся русских художников. Пожалуй, наиболее известной картиной на тему древнегреческой мифологии в исполнении российского художника является полотно В. А. Серова «Похищение Европы». Однако, эту тему использовали в своих произведениях и многие другие знаменитые живописцы. Например, такие художники как: М. А. Врубель («Пан», «Суд Париса»), П. И. Соколов («Дедал привязывает крылья Икару»), К. П. Брюллов («Нарцисс», «Гений искусства»), И. К. Айвазовский («Посейдон, несущийся по морю»).
Даже сегодня, в начале XXI столетия, греческие мифы сохраняют привлекательность. Миф как первая форма преодоления незнания, связующее звено между творчеством человека и природой, способ погружения в глобальную картину мира, служит источником творческого осмысления. Хотя эти древние истории порой проявляются в странных трактовках, тем не менее, нельзя не признать того, что и нынешние творцы черпают вдохновение и сюжеты из образного наследства, оставленного нам древнегреческой цивилизацией.
Литература:
- Степанов А. В. Искусство эпохи Возрождения. Италия. XIV—XV века — СПб.: Азбука-классика, 2005. — 504 с.
- Любимов Л. В. Искусство Древнего Мира — М.: Просвещение, 2003. — 320 с.
- Лосев А. Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. — М.: Учпедгиз, 1957. — 620 с.
- Зайцев Ю. В. Мифы Древней Греции — М.: Белый город, 2007. — 144 с.
- Энгельс Ф. Анти-Дюринг. — М.: Политиздат, 1978. — 359 с.