Характеристика пальчиковых игр в дошкольном образовании | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №11 (301) март 2020 г.

Дата публикации: 14.03.2020

Статья просмотрена: 4162 раза

Библиографическое описание:

Чусовитина, И. Ф. Характеристика пальчиковых игр в дошкольном образовании / И. Ф. Чусовитина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 11 (301). — С. 198-201. — URL: https://moluch.ru/archive/301/68009/ (дата обращения: 16.10.2024).



В статье дано определение понятию «пальчиковые игры», рассмотрены подходы к классификации и значении пальчиковых игр в дошкольном детстве.

Ключевые слова: игра, пальчиковые игры, пальчиковые упражнения, мелкая моторика.

Игра — ведущий вид деятельности ребенка. Во время игры ребенок получает всестороннее развитие: получает новые знания, опыт коммуникации с окружающими, отдыхает и развлекается, овладевает умениями и навыками. Развиваются также и психические процессы — мышление, память, воображение, речь и другие.

Несмотря на то, что «игры с пальчиками» известны были многим народам еще в древности, только в конце XIX века во Франции они были включены в учебный план дошкольного учреждения в качестве метода развития ребенка. Фридрих Фребель предположил, что существует взаимосвязь между проговариванием специально заученных историй и повторяющимися движениями. В частности, указывалось благотворное влияние на развитие мышление, памяти, самопознание ребенка.

В народной педагогике данные игры зачастую использовались в единстве с другими малыми жанрами фольклора (потешками, прибаутками, дразнилками и пр.). Так, к примеру, всем известны и любимы с детства такие пальчиковые игры, как «Идет коза рогатая», «Ладушки-ладушки» и «Сорока-белобока кашку варила», однако это далеко не полный перечень тех игр, что можно и нужно использовать в работе с детьми.

Г. В. Плеханов утверждал, что игра социальна по своему содержанию, поскольку дети отражают в игре то, что видят вокруг. Пальчиковые игры также отражают реальность окружающего — предметы, животные, люди, их деятельность, явления природы. Игра социальна по способам ее осуществления. Игровая деятельность, как доказано А. В. Запорожцем, В. В. Давыдовым, Н. Я. Михайленко, не изобретается ребенком, а задается ему взрослым, который учит ребенка играть, знакомит со сложившимися способами игровых действий. Пальчиковые игры тоже социальны по способам осуществления, так как в ходе игры дети повторяют движения взрослых.

Пальчиковые игры  это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д. [1].

Пальчиковые игры  это упражнения для улучшения подвижности пальцев, развитие их силы и гибкости и, как следствие, улучшение почерка; снижение физической усталости и морального напряжения во время занятий; массаж «активных точек» на пальцах и ладонях. В неё включены упражнения на составление при помощи пальцев и учебных предметов (карандашей, ручек, линеек) всех цифр, а также букв русского алфавита. При обучении чтению и письму эти упражнения помогут ребёнку не только сделать пальцы подвижнее, но и запомнить, как пишется та или иная буква и цифра.

Для детей от 3 лет могут быть организованы игры, которые проводятся двумя руками, например, одна рука изображает гнездо, а другая — птицу, приземлившеюся в гнездо. В возрасте 4 лет используют несколько событий, сменяющих друг друга. В старших группах игры могут быть оформлены разнообразным реквизитом — мелкими предметами, домиками, шариками, кубиками и т. д.

Таким образом, в процессе игры дети разминают пальцы и кисти рук, проводят своеобразный пальчиковый тренинг. Пальчиковый тренинг включает упражнения: статические (удержание приданной пальцам определенной позы), динамические (развитие подвижности пальцев, переключения с одной позиции на другую), расслабляющие (нормализующие мышечный тонус) и др. Смена упражнений помогает напрягать, тонизировать, расслаблять еще неокрепшие и неумелые руки ребенка, постепенно формируя его моторику.

Современный исследователь в развитии сенсорики у детей дошкольного возраста не только раскрывает сущность пальчиковых игр, но и их главное отличие от пальчиковых упражнений, состоящее в сопроводительном речитативном материале. К такому же выводу склоняются многие специалисты, особенно исследователи-практики, методисты, работающие непосредственно в данном русле. И. Е. Светлова раскрывает значение пальчиковых игр как средства развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста, которое состоит в том, что [2]:

 развивается ловкость пальцев, умение координировать и согласовывать движения рук и пальцев;

 формируется и развивается устная речь ребенка;

 развиваются творческие навыки, воображение;

 непринужденно прививаются основные культурно-гигиенические навыки;

 концентрируется внимание на определенном виде деятельности, что способствует развитию усидчивости;

 корректируется эмоциональная сфера ребенка.

Эффективность использования пальчиковых игр в развитии мелкой моторики подчеркивается и в исследовании Л. И. Тищенко, отмечающей, что снизить напряжение в руках и содействовать расслаблению мышц всего тела помогают именно простые движения, такие как пальчиковые сгибы, зажимы, разжимы и пр. [3]. Одни пальчиковые игры готовят малыша к счету, в других — ребенок должен действовать, используя обе руки, что помогает лучше осознать понятия выше и ниже, сверху и снизу, право и лево.

Широкий спектр пальчиковых игр предоставляет большие возможности в их выборе. Исследователями предлагаются различные способы классификации, приведем наиболее ёмкую и в тоже время компактную, на наш взгляд. Так И. В. Дворова, О. П. Рожков классифицируют пальчиковые игры следующим образом [4]:

 пальчиковые игры без речевого сопровождения;

 пальчиковые игры с речевым сопровождением;

 народные пальчиковые игры;

 кукольные театры: пальчиковый, варежковый, перчаточный, театр теней;

 упражнения с пальчиками с использованием разнообразного материала: бросовый, природный, хозяйственно-бытовой.

В педагогической литературе выделяют разные виды пальчиковых игр, в зависимости от их назначения (цели).

  1. Игры-манипуляции: «Ладушки-ладушки», «Сорока — белобока», «Пальчик-мальчик, где ты был?», «Мы делили апельсин», «Этот пальчик хочет спать», «Семья», «Раз, два, три, четыре, кто живёт в моей квартире?», «Пальчики пошли гулять». Эти игры развивают воображение, и в каждом пальчике ребёнок видит тот или иной объект.
  2. Сюжетные пальчиковые упражнения: «Пальчики здороваются», «Цветы», «Грабли», «Ёлка» и др. К этой группе относятся также упражнения, которые позволяют детям изображать предметы транспорта и мебели, диких и домашних животных, птиц, насекомых, деревьев.
  3. Пальчиковые кинезиологические упражнения («гимнастика мозга»): «Колечко», «Кулак — ребро — ладонь», «Ухо — нос», «Симметричные рисунки», «Горизонтальная восьмёрка».
  4. Пальчиковые игры в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук. В данных играх используются традиционные для массажа движения — разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к центру). «Помоем руки под горячей струёй воды», «Надеваем перчатки», «Засолка капусты», «Согреем руки», «Молоточек», «Гуси щиплют травку». Для более эффективного самомассажа кисти рук можно использовать грецкий орех, каштан, массажный мячик, карандаш.

Пальчиковые игры — уникальная система упражнений для пальцев и рук, «рассказывание» стихов и сказок руками. Пальцы и кисти приобретают подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. В процессе пальчиковых игр развивается восприятие ребенка, умение вслушиваться в речь взрослого, малыш концентрирует внимание и учится правильно его распределять. Развивается память, ведь в пальчиковых играх нужно многое запомнить — положение пальцев и последовательность движений, сами стихи. Повышается эмоциональный настрой, формируются добрые взаимоотношения между детьми и взрослыми. Кроме того, пальчиковые игры могут проводиться в любой режимный момент, как самостоятельный вид деятельности, так и в структуре занятия.

При организации и проведении пальчиковых игр необходимо соблюдать следующие правила:

− начинать следует с разминки — сгибания и разгибания пальцев в медленном темпе, постукивания. Также может быть проведена предварительная работа — разбор сюжета игры с ребенком, слов, отдельных движений.

− движения пальцев рук выполняются в медленном темпе, если ребенок не может самостоятельно выполнить движение, надо взять его руку в свою и действовать вместе с ним;

− текст игры произносится выразительно, делая паузы, подчеркивая отдельные слова и фразы, а движения выполняются синхронно с текстом;

− необходимо следить за верным выполнением движений кисти и пальцев с оптимальной амплитудой и нагрузкой;

− пальчиковые игры проводятся систематически, ежедневно,

− необходимо сочетать уже изученные игры с новыми — вводить элемент новизны, но при этом припоминать уже знакомые;

− продолжительность игры зависит от возраста детей — малыши играют 3–5 минут, средние и старшие — 10–15 минут;

− пальчиковые игры проводятся как для правой, так и для левой руки, при этом чередуется сжатие, растяжение, расслабление кистей руки, изолированные движения каждого из пальцев;

− приветствуется и поощряется творческая деятельность ребенка (может предложить свои движения или слова).

Ребенку нужно показывать и простые, и сложные игры. Ребенок становится партнером по игре. Расположение взрослого относительно ребенка, зависит от сложности игры и возраста ребенка. Если в игре задействована только одна рука, то педагог может сидеть (стоять) сбоку от ребенка. Если это более сложная игра, в которой задействованы обе ручки, то можно посадить ребенка к себе на колени или расположить на коврике и посадить ребенка между ног.

В некоторых играх, для детей от двух с половиной до трех лет нужно садиться за стол друг напротив друга, чтобы ребенок мог наблюдать за движениями рук взрослого и соотносить зрительный образ с мелкими движениями. Можно стоять друг напротив друга.

Пальчиковые игры предполагают определенную комбинацию жестов, движений. Для того чтобы воспроизвести пальчиковую игру, ребенку необходимо уметь дифференцировать движения, выделять их. Пальчиковая игра подводит ребенка к тому, что он начинает более полно и расчлененно воспринимать игру, в результате чего восприятие становится целенаправленным, анализирующим.

О пальчиковых играх можно говорить как о великолепном универсальном, дидактическом и развивающем материале. Методика и смысл данных игр состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребёнка и мозговая деятельность активизируется.

Таким образом, пальчиковые игры представляют собой упражнения, основанные на инсценировке рифмованной истории, нацеленные на улучшение подвижности пальцев рук ребенка, следовательно, являются средством развития мелкой моторики.

Легкость в организации и проведении, а также доступность игр уже в младшем дошкольном возрасте позволяют использовать данный метод в контексте любого режимного момента, учитывая возможности и разный уровень развития детей.

Литература:

  1. Борисова Е. А. Пальчиковые игры для детей 4–5 лет / Е. А. Борисова // Логопед: научно-методический журнал / ред. Т. В. Цветкова, О. А. Степанова. — 2006. — № 1. — с. 65–75.
  2. Светлова И. Е. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук / И. Е. Светлова. — М.: «Олма–Пресс», 2001. — 236 с.
  3. Тищенко Л. И. Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста / Л. И. Тищенко // Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников. — 2014. — № 12. — С. 56–59.
  4. Ткаченко В. Н. пальчиковые игры, как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста // Научное сообщество студентов: Междисциплинарные исследования: сб. ст. по мат. XLII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 7(42). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/7(42).pdf (дата обращения: 07.11.2019)
Основные термины (генерируются автоматически): игра, ребенок, мелкая моторика, упражнение, движение, палец, рука, медленный темп, младший дошкольный возраст, пальчиковая игра.


Похожие статьи

Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста

В статье рассмотрено понятие, значение, виды и особенности использования пальчиковых игр для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста.

Развитие речи детей дошкольного возраста под влиянием пальчиковых игр

Статья посвящена вопросу речевого развития детей дошкольного возраста. Раскрывается влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей. Приведены принципы применения пальчиковых игр в работе с детьми.

Роль пальчиковых игр в формировании мелкой моторики детей раннего дошкольного возраста

Методика развития координационных способностей у младших школьников с применением средств ритмической гимнастики

В статье дано краткое описание методики, связанной с влиянием ритмической гимнастики на координационные способности младших школьников.

Игровые технологии в формировании у дошкольников навыков диалогической речи

В статье раскрывается понятие «диалогической речи», перечислены игровые технологии её развития, а также описание некоторых педагогических технологий для дошкольников как средство активизации детской речи.

К вопросу развития внимания у детей младшей группы в настольно-печатных играх

В статье рассмотрены особенности развития внимания в младшем дошкольном возрасте, роль настольно-печатных игр и условия организации работы с ними для развития внимания.

Подвижные игры как средство физического развития детей среднего дошкольного возраста

В статье автор рассматривает проблему физического воспитания и развития детей дошкольного возраста и краткий обзор по источникам, дает общую характеристику подвижным играм, которые способствуют развитию определенного физического качества «бег».

Игры, направленные на развитие мелкой моторики, как важный элемент раннего и эффективного речевого развития

В статье рассматривается значение активного взаимодействия взрослого с ребенком через игры, направленные на развитие мелкой моторики, как важного элемента раннего и эффективного речевого развития. Приведены конкретные примеры пальчиковых игр, использ...

Формирование логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством логико-математических игр и упражнений

В статье рассмотрены особенности развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами логико-математических игр. Кроме того, показана классификация занимательных игр и описаны некоторые авторские игры по данной теме.

Развитие ритмопластики у детей в условиях современной дошкольной образовательной организации

В данной статье раскрываются методологические основы занятий по развитию ритмопластики, а также приводятся примеры музыкально-ритмических упражнений, обладающих эффективностью в развитии ритмопластики дошкольников.

Похожие статьи

Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста

В статье рассмотрено понятие, значение, виды и особенности использования пальчиковых игр для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста.

Развитие речи детей дошкольного возраста под влиянием пальчиковых игр

Статья посвящена вопросу речевого развития детей дошкольного возраста. Раскрывается влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей. Приведены принципы применения пальчиковых игр в работе с детьми.

Роль пальчиковых игр в формировании мелкой моторики детей раннего дошкольного возраста

Методика развития координационных способностей у младших школьников с применением средств ритмической гимнастики

В статье дано краткое описание методики, связанной с влиянием ритмической гимнастики на координационные способности младших школьников.

Игровые технологии в формировании у дошкольников навыков диалогической речи

В статье раскрывается понятие «диалогической речи», перечислены игровые технологии её развития, а также описание некоторых педагогических технологий для дошкольников как средство активизации детской речи.

К вопросу развития внимания у детей младшей группы в настольно-печатных играх

В статье рассмотрены особенности развития внимания в младшем дошкольном возрасте, роль настольно-печатных игр и условия организации работы с ними для развития внимания.

Подвижные игры как средство физического развития детей среднего дошкольного возраста

В статье автор рассматривает проблему физического воспитания и развития детей дошкольного возраста и краткий обзор по источникам, дает общую характеристику подвижным играм, которые способствуют развитию определенного физического качества «бег».

Игры, направленные на развитие мелкой моторики, как важный элемент раннего и эффективного речевого развития

В статье рассматривается значение активного взаимодействия взрослого с ребенком через игры, направленные на развитие мелкой моторики, как важного элемента раннего и эффективного речевого развития. Приведены конкретные примеры пальчиковых игр, использ...

Формирование логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством логико-математических игр и упражнений

В статье рассмотрены особенности развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами логико-математических игр. Кроме того, показана классификация занимательных игр и описаны некоторые авторские игры по данной теме.

Развитие ритмопластики у детей в условиях современной дошкольной образовательной организации

В данной статье раскрываются методологические основы занятий по развитию ритмопластики, а также приводятся примеры музыкально-ритмических упражнений, обладающих эффективностью в развитии ритмопластики дошкольников.

Задать вопрос