Современные информационные технологии в спортивной тренировке | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Яхшиева, М. Ш. Современные информационные технологии в спортивной тренировке / М. Ш. Яхшиева, Ч. Б. Ахмадова, М. Ё. Зоирова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 11 (301). — С. 201-203. — URL: https://moluch.ru/archive/301/68017/ (дата обращения: 19.12.2024).



В статье приводится значение применения современных информационных технологий в обучении физической культуры, как в дошкольных образовательных учреждениях, так и в подготовке юных спортсменов.

Ключевые слова: спорт, юные спортсмены, дошкольное образование, информационные технологии.

За годы независимости в нашей стране поэтапно осуществлялись практические меры, обеспечивающие массовое занятие спортом, активные формы досуга населения, особенно детей и учащейся молодежи. Использование информационных технологий в образовании — одна из ключевых проблем стратегического планирования, являющаяся ключевым звеном в модернизации системы образования в целом. В государственной политике Узбекистана вопросы дальнейшего развития физической культуры и спорта в стране, воспитание здорового поколения приобрели приоритетное направление. Перспективы развития сферы физической культуры и спорта непосредственно связаны с концепцией вхождения Республики Узбекистан в число развитых стран, построения демократического правового государства, перехода к рыночным отношениям. Вот почему информационные технологии образования в Узбекистане, приобретают огромное значение.

В нашей стране последовательно реализуются меры по созданию необходимых условий и инфраструктуры для развития спорта, в частности и для развития спорта высоких достижений.

Вместе с тем, как отметил президент Мирзияев Ш. М. в своем указе от 5.03.2018 «О мерах по коренному совершенствованию системы государственного управления в области физической культуры и спорта» наличие есть ряд системных проблем и недостатков в организации физической культуры и спорта, что препятствует эффективной реализации государственной политики в данной области и полноценному использованию имеющегося спортивного потенциала страны, в частности отсутствие инновационных исследований и методологических разработок, стандартов подготовки спортсменов и их медицинского сопровождения, отвечающих современным требованиям, что не позволяет обеспечить налаживание качественного учебно-тренировочного процесса.

Современную стратегию развития системы подготовки высококвалифицированных спортсменов сложно представить без использования достижений научно-технического прогресса. Основное место в реализации данной стратегии отводится быстрому внедрению в систему подготовки новейших технических и информационных решений: нового спортивного инвентаря и оборудования, высокотехнологичной модернизации мест проведения соревнований и тренировок, компьютерных, информационных и мультимедийных технологий.

Проблема заключается в том, что в методическом обеспечении тренировочного процесса высококвалифицированных спортсменов в большинстве видов спорта основные акценты подготовки направлены, как правило, на увеличение функциональных возможностей спортсменов и практически отсутствуют специальные разработки в области методологии совершенствования их технического мастерства.

В связи с этим назрела необходимость изменения содержания и методики обучения различным техническим приемам на основе практического использования информационных технологий, мультимедийных систем, графического моделирования в тренировочной деятельности, что подчеркивает актуальность нашего исследования.

Несмотря на определенные трудности, связанные с организационными, материально-техническими, научно-методическими аспектами разработки и внедрения современных информационных технологий в тренировочный процесс, они вызывают определенный интерес у ряда специалистов в области физического воспитания и спорта, так как здесь, как и в других областях, назрела необходимость перехода от традиционных форм подготовки, направленных в первую очередь на накопление определенных знаний, умений и навыков, к использованию современных компьютерных, а точнее информационно-коммуникационных, технологий, позволяющих значительно эффективнее осуществлять тренировочную деятельность.

Исходя из современных возможностей информационных и мультимедийных технологий для значительного улучшения качества подготовки спортсменов высокой квалификации, можно предложить взглянуть по-новому на решение следующих задач:

– повысить уровень технического мастерства в основном за счет достижения эффективности исследовательской работы в этом направлении;

– улучшить биомеханическую структуру соревновательного упражнения в каждом конкретном виде спорта;

– разработать биомеханические модели лучших образцов техники двигательных действий;

– улучшить методологию освоения этих моделей, основанную на мультимедийных технологиях;

– обеспечить педагогический контроль процесса технической подготовки и оценки уровня технического мастерства спортсменов;

– научить спортсменов использования технических и тренажерных средствам с использованием мультимедиа.

Здесь определенный интерес представляют обучающие и контролирующие программы в виде мультимедиа.

Обучающие программы определяются следующими задачами:

– основные фазы движения представлены в мультимедийном режиме;

– с учетом биомеханических параметров спортсмена моделируется эффективность техники занятий;

– контроль и самоконтроль технической подготовленности спортсменов.

Использование подобных программ в тренировочном процессе имеет принципиальные отличия по сравнению с традиционными формами и методами работы заключающиеся в:

– возможности формирования технических навыков спортсмена;

– использовании индивидуально-групповой формы организации тренировочного процесса;

– осуществлении самоконтроля успешности усвоения техники изучаемого элемента;

– возможности повторения необходимого числа раз любой части изучаемого материала (просмотр видеофрагментов в обычном режиме, медленном, в режиме стоп-кадр);

– повышении уровня и скорости усвоения технического элемента.

Для повышения эффективности восприятия учебного материала, связанного с двигательной деятельностью, важное значение в электронных средствах поддержки обучения имеют мультимедийные формы представления информации, сочетающие учебные тексты с графическими, анимационными, видео и аудио рядами.

При формировании и закреплении новых двигательных навыков важной задачей мультимедиа, как в спорте, так и в оздоровительной физической культуре является успешность выполнения спортивных нагрузок. Причем, преобладающей формой организации занятия на начальном этапе является демонстрация тренером сложного комплексного упражнения или его элементов. Устный способ передачи информации спортсмену при усвоении новых двигательных навыков вряд ли можно считать оптимальным и поэтому при освоении новых двигательных навыков максимальное использование наглядности для правильной демонстрации отдельных элементов и сложных технических приёмов приносит более высокие результаты. Для достижения поставленных целей обучения и повышения его результативности, предпочтение должно отдаваться педагогическим технологиям, обеспечивающим меньшую зависимость результатов обучения от уровня квалификации обучающего, максимальную точность и правильность показа.

Таким образом, обучающие мультимедийные программы в зависимости от задач учебно-тренировочного процесса можно использовать как тренажер, обучающую систему, применять в проведении диагностики и оценки уровня знаний и умений, оптимизировать процесс обучения с использованием мультимедийных средств, содержащих демонстрационные элементы в исполнении высококвалифицированных специалистов.

Литература:

  1. Богданова Д. А. Телекоммуникации — в школе.//Информатика и образование. — 1997. — № 2, — С. 54.
  2. Гончаров М., Панков А. Интернет в вопросах и ответах.//Библиотека. — 1998. — № 1, — С. 3–5.
Основные термины (генерируются автоматически): тренировочный процесс, физическая культура, развитие спорта, спорт, спортсмен, техническое мастерство, тренировочная деятельность, Узбекистан.


Похожие статьи

Информационные технологии в подготовке специалистов по физической культуре и спорту

В статье показана проблема внедрения современных информационных технологий в системе физического воспитания и спорта, степень их применения и изучение результатов в данной сфере.

Фитнес-джампинг в процессе физического воспитания дошкольников

В статье представлен анализ научно-методической литературы, рассматривающей опыт использования современных фитнес технологий в процесс физического воспитания детей дошкольного возраста. В том числе применение средств вида спорта прыжки на батуте в со...

Применение ИКТ в физическом развитии дошкольников

В данной статье рассматриваются примеры использования в дошкольной образовательной организации средств информационно-коммуникативных технологий в области физического развития инструктором по физической культуре.

Идеомоторная тренировка в процессе подготовки юных теннисистов

В статье рассматриваются вопросы применения психологических методов в процессе спортивной подготовки теннисистов 10–12 лет. Приводятся результаты исследования эффективности применения идеомоторной тренировки в тренировочном процессе.

Педагогические условия использования современных игровых технологий в старших группах детского сада

В статье рассмотрена роль игры в жизни дошкольника, даны основные характеристики игровым технологиям, указаны цели использования их в дошкольных образовательных организациях, определены основные педагогические условия использования современных игровы...

Современные технологии, используемые в физической культуре и спорте, их влияние на организм человека

В статье рассматриваются какие современные технологии взаимодействуют с человеком во время проведения занятий физической культуры и спорта, их влияние на здоровье человека.

Улучшение теории и методики обучения физического воспитания посредством электронного пособия

В статье приводится значение разработок электронных пособий—не просто как технических средств, а как средств современных информационных технологий, применяемых в учебном процессе, основной задачей которого является улучшения теории и методики обучени...

Развитие творческих способностей младших школьников в изобразительной деятельности на основе игровых технологий

В статье рассматриваются проблемы развития творческих способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства. Даются рекомендации по использованию игровых технологий на уроках изобразительного искусства в начальной школе.

О значимости использования информационных технологий в образовательном процессе по физической культуре учащейся молодёжи

В данной статье речь идёт о значимости применения информационных технологий в спортивной практике.

Методика подготовки юных волейболистов в современных условиях

В статье рассматриваются вопросы, связанные с методикой подготовки юных волейболистов в современных условиях. Автором сделан упор на разностороннюю физическую и техническую подготовку детей на основе овладения элементами волейбола и других видов спор...

Похожие статьи

Информационные технологии в подготовке специалистов по физической культуре и спорту

В статье показана проблема внедрения современных информационных технологий в системе физического воспитания и спорта, степень их применения и изучение результатов в данной сфере.

Фитнес-джампинг в процессе физического воспитания дошкольников

В статье представлен анализ научно-методической литературы, рассматривающей опыт использования современных фитнес технологий в процесс физического воспитания детей дошкольного возраста. В том числе применение средств вида спорта прыжки на батуте в со...

Применение ИКТ в физическом развитии дошкольников

В данной статье рассматриваются примеры использования в дошкольной образовательной организации средств информационно-коммуникативных технологий в области физического развития инструктором по физической культуре.

Идеомоторная тренировка в процессе подготовки юных теннисистов

В статье рассматриваются вопросы применения психологических методов в процессе спортивной подготовки теннисистов 10–12 лет. Приводятся результаты исследования эффективности применения идеомоторной тренировки в тренировочном процессе.

Педагогические условия использования современных игровых технологий в старших группах детского сада

В статье рассмотрена роль игры в жизни дошкольника, даны основные характеристики игровым технологиям, указаны цели использования их в дошкольных образовательных организациях, определены основные педагогические условия использования современных игровы...

Современные технологии, используемые в физической культуре и спорте, их влияние на организм человека

В статье рассматриваются какие современные технологии взаимодействуют с человеком во время проведения занятий физической культуры и спорта, их влияние на здоровье человека.

Улучшение теории и методики обучения физического воспитания посредством электронного пособия

В статье приводится значение разработок электронных пособий—не просто как технических средств, а как средств современных информационных технологий, применяемых в учебном процессе, основной задачей которого является улучшения теории и методики обучени...

Развитие творческих способностей младших школьников в изобразительной деятельности на основе игровых технологий

В статье рассматриваются проблемы развития творческих способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства. Даются рекомендации по использованию игровых технологий на уроках изобразительного искусства в начальной школе.

О значимости использования информационных технологий в образовательном процессе по физической культуре учащейся молодёжи

В данной статье речь идёт о значимости применения информационных технологий в спортивной практике.

Методика подготовки юных волейболистов в современных условиях

В статье рассматриваются вопросы, связанные с методикой подготовки юных волейболистов в современных условиях. Автором сделан упор на разностороннюю физическую и техническую подготовку детей на основе овладения элементами волейбола и других видов спор...

Задать вопрос