Растим патриотов: зачем и как рассказывать дошкольникам о войне | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №11 (301) март 2020 г.

Дата публикации: 11.03.2020

Статья просмотрена: 382 раза

Библиографическое описание:

Лаврентьева, О. И. Растим патриотов: зачем и как рассказывать дошкольникам о войне / О. И. Лаврентьева, Л. О. Сафонова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 11 (301). — С. 169-171. — URL: https://moluch.ru/archive/301/68019/ (дата обращения: 19.12.2024).



Во время беседы с родителями воспитанников по патриотическому воспитанию детей можно предположить один вопрос, должны ли мы рассказывать нашим детям о блокаде Ленинграда. Есть ли смысл передавать ужас времён молодому поколению, в котором свидетели этих ужасных долгих 900 дней не хотят вспоминать себя и пытаются забыть, через что им пришлось пройти? Отвечая на данный вопрос, следует отметить, что без памяти о прошлом нет будущего. Люди, которые не знают своей истории, не помнят и не уважают, рискуют оказаться в изоляции. Если мы перестанем рассказывать нашим детям о том, что пережили наши люди, нить, соединяющая поколения, оборвётся. В связи с этим, не только возможно воспитывать и передавать патриотические и другие достойные личные качества, чтобы выработать правильные установки и ценностные ориентиры для детей на ранней стадии, но и просто необходимо. Дети с раннего возраста должны знать о страшной блокаде Ленинграда в годы Великой Отечественной войны. Данная статья посвящена вопросам патриотического воспитания дошкольников, затрагивающих тему блокады Ленинграда.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, патриоты, детям о войне, сотрудники дошкольного образования, социальная активность, блокада Ленинграда.

Проблема гражданско-патриотического воспитания дошкольников чрезвычайно актуальна на современном этапе развития нашего общества, так как в последние годы традиционное патриотическое сознание России постепенно теряется.

Вовлечение детей в патриотизм и гражданство целесообразно даже в дошкольном возрасте — это самое плодотворное время для передачи священного чувства любви к Родине. Без любви к Родине и уважения к её истории и культуре невозможно воспитывать гражданина и патриота, формировать самооценку ребёнка и прививать ему положительные качества как ответственного, смелого и духовно развитого человека, сознание которого основано на патриотическом духе [2, 63].

Одной из основных задач дошкольного образования является формирование патриотизма, что имеет большое значение для социально-гражданского и духовного развития личности ребёнка. Патриотизм предполагает формирование и долгосрочное развитие целого комплекса позитивных качеств. Это развитие основано на интеллектуальной, моральной и социокультурной составляющих. Патриотизм проявляется в единстве духовности, гражданственности и социальной активности человека, который осознает свою неотделимость и неотделимость от Отечества. Понятие патриотизма включает в себя не только любовь к стране, но и к родному городу, к дому и к родителям. Изучая историю своей родины, своего города, дети не только приобретают знания, но и узнают о событиях, которые сформировались на протяжении многих веков и непосредственно повлияли на ход современной жизни [4, 157].

Современные дошкольные образовательные учреждения активно занимаются нравственно-патриотическим воспитанием, созданием детских представлений о подвиге нашего народа в Великой Отечественной войне. А поскольку мы являемся жителями города Санкт-Петербурга, жителями, чьи родные пережили блокаду Ленинграда в годы войны, то, безусловно, много работы с воспитанниками старших групп ведётся по данному направлению. Логопед, воспитатели, методист, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре активно участвуют в организации работы в этой области.

Чтобы познакомить детей с незабываемым подвигом жителей осажденного Ленинграда, мы, воспитателя, и все работники дошкольного учреждения построили свою деятельность по следующим направлениям:

  1. Провели серию тематических занятий на тему «Блокада Ленинграда»;
  2. Использовали сохранившиеся фотографии, иллюстративный материал для ознакомления старших дошкольников с жизнью людей, которые были в осаждённом Ленинграде;
  3. Во время патриотических мероприятий использовали музыкальные произведения военных лет (фрагменты из Симфонии № 7 «Ленинградской», Д. Шостаковича; «У памятника детям блокадного Ленинграда» Е. Никитин; «Снова Осень пришла в Ленинград» (Блокадный вальс);
  4. Совместно с другими сотрудниками дошкольного учреждения (логопед, музыкальный руководитель и др.) рассматривали и обсуждали фотографии, на которых изображён осаждённый Ленинград;
  5. Знакомили воспитанников с военным временем, с жизнью взрослых и детей в тяжелейшие годы, посредствам совместного чтения книг Д. Колпаковой и В. Суслова;
  6. Привлекали родителей в патриотическое воспитание их детей.
  7. Заучивали стихотворения о войне, победе, героической обороне города, о прорыве блокады;
  8. Организовывали выставки рисунков и поделок, посвящённых Дню снятия блокады Ленинграда;
  9. Проводили совместную подборку художественных работ для детей и родителей для использования в патриотически — воспитательных беседах;
  10. Привлекали детей к созданию сувениров и открыток для ветеранов войны;
  11. Организовывали торжественные мероприятия к Дню снятия блокады Ленинграда.

За время проведения, как нам кажется, большой работы с воспитанниками, они много узнали о людях, которые героически сражались, чтобы отстоять наш город от захвата фашистами, о том, как они жили, трудились, насколько бережно относились к хлебу.

Задача воспитания гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, не может быть успешно решена без знаний исторического прошлого своего родного города, знаний о подвиге народа, пережившего тяжёлые годы блокады.

Патриотизм, как нравственное качество, является результатом целенаправленного воспитания, и дошкольное детство — благоприятный период для приобщения ребёнка к национальной культуре. Поэтому очень важно начинать воспитывать настоящего патриота своей Родины именно в этом возрасте, когда ребёнок начинает интенсивно развиваться в социальном плане. Этот период по своим психологическим особенностям наиболее благоприятен для формирования патриотизма, так как для детей дошкольного возраста характерны высокая восприимчивость, лёгкая обучаемость, безграничное доверие взрослым, стремление подражать им, эмоциональная отзывчивость и интерес ко всему окружающему [1, 157].

Во время такой серьёзной деятельности со стороны дошкольных образовательных учреждений, как нам кажется, у дошкольников формируются представления о людях, которые героически сражались, чтобы защитить наш город от захвата нацистами, как они жили, как тяжело они работали и с какой важностью относились к хлебу.

Воспитание гражданина и патриота, который знает и любит свою Родину, свой город, не может быть успешно достигнуто без знания исторического прошлого его родного города и осознания подвига ленинградцев в трудные годы блокады. Патриотизм, как нравственная черта, является результатом целенаправленного воспитания, а дошкольное время — подходящее время для ознакомления ребёнка с национальной культурой. Поэтому очень важно воспитывать истинного патриота своей Родины именно в этом возрасте, когда ребёнок начинает социально развиваться [3, 27]. Это время наиболее выгодно для формирования патриотизма благодаря его психологическим характеристикам, так как дошкольники характеризуются высокой чувствительностью, лёгкостью обучения, полным доверием к взрослым, стремлением подражать им, эмоциональной отзывчивостью и интересом ко всему в окружающей среде.

Литература:

  1. Акинина, Т. М. Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей дошкольного возраста / Т. М. Акинина, Г. В. Степанова, Н. П. Терентьева. — М.: Перспектива, 2012. — 248 c.
  2. Зацепина, М. Б. Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников. Для работы с детьми 5–7 лет / М. Б. Зацепина. — М.: Мозаика-Синтез, 2010. — 112 c.
  3. Игровые технологии в системе физического воспитания дошкольников / Л. Н. Волошина и др. — М.: Учитель, 2013. — 144 c.
  4. Савченко, В. И. Авторизованная «Программа нравственно-патриотического и духовного воспитания дошкольников» / В. И. Савченко. — М.: Детство-Пресс, 2013. — 320 c.
  5. Классные часы, беседы о нравственном и патриотическом воспитании. — М.: Центр педагогического образования, 2007. — 112 c.
Основные термины (генерируются автоматически): блокада Ленинграда, ребенок, осажденный Ленинград, родной город, формирование патриотизма, Великая Отечественная война, дошкольное образование, дошкольное учреждение, дошкольный возраст, музыкальный руководитель.


Ключевые слова

социальная активность, патриотическое воспитание, патриоты, детям о войне, сотрудники дошкольного образования, блокада Ленинграда

Похожие статьи

Особенности организации работы с дошкольниками по ознакомлению с Правилами дорожного движения

Самое дорогое у человека — это жизнь. А жизнь ребенка вдвойне дорога, потому что он еще только делает первые шаги в сложном мире, постигает день за днем все сложности нашего бытия. От того, донесем ли мы, взрослые, до сознания ребенка необходимые зна...

Ознакомление дошкольников с чувашскими народными сказками

В данной статье речь идет о вaжнocти и необходимости нравственного воспитания у подрастающего поколения, ведь недаром говорят, что наше будущее — это наши дети, и то какими они будут таким и будет наше будущее. Очень важную роль в формировании нравст...

Работа психолога с трудными детьми младшего школьного возраста

«Трудные» дети и работа с ними всегда была объектом пристального внимания психологов. Что делать, как работать с детьми, которые не поддаются воспитанию, у которых агрессия, эмоциональная нестабильность, неумение управлять своим поведением, нежелание...

Современные возможности дополнительного образования в России

Актуальность выбранной темы обусловлена проблемой самоопределения у современных школьников, которые в последнее время все чаще не знают кем хотят стать после получения среднего образования. В свою очередь, школьная профориентационная программа не дае...

Психолого-педагогические особенности народных сказок в воспитании толерантности у дошкольников

Проблема воспитания толерантности у молодого поколения объективно исходит из событий последних лет развития общества, что продиктовано с динамикой развития политики, экономики, культуры и миграции граждан. Современные научные исследования и криминаль...

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

В статье рассмотрены особенности патриотического воспитания детей дошкольного возрастав МДОУ д/с № 111 (г. Волжский, Волгоградская обл.), основные направления работы по данной теме, организованные в детском саду. Автор делает акцент на то, что в про...

Роль сказок в нравственном воспитании детей дошкольного возраста

В данной статье говорится о том, как важны сказки в жизни подрастающего поколения. Ведь именно с раннего детства, знакомясь со сказками, дети учатся различать добро и зло. У ребят формируется нравственно-патриотические качества. Именно детские сказки...

«К природе с добротой». Экологическое воспитание детей старшей и подготовительной групп (из опыта работы)

В статье педагоги делятся своим опытом работы по формированию стремления детей быть причастными к нашей Родине, ее природным ресурсам, по воспитанию ответственности за экологию родного края, а в будущем — за всю родную страну. Данная работа проводила...

Краеведение как средство патриотического воспитания

В статье рассматриваются вопросы патриотического воспитания подрастающего поколения на современном этапе. Оно является главнейшей проблемой нашего общества. Система образования была и должна быть центром воспитания патриотизма, где молодежь укрепляет...

Народные праздники и развлечения русского, татарского и кряшенского народов как средство этнокультурного воспитания детей старшего дошкольного возраста

В современном мире возникает важнейшая проблема подрастающего поколения — деградация населения в воспитательно-образовательном процессе этнокультурных ценностей своего народа. Современная молодёжь попусту забывает о старых традициях, которые складыва...

Похожие статьи

Особенности организации работы с дошкольниками по ознакомлению с Правилами дорожного движения

Самое дорогое у человека — это жизнь. А жизнь ребенка вдвойне дорога, потому что он еще только делает первые шаги в сложном мире, постигает день за днем все сложности нашего бытия. От того, донесем ли мы, взрослые, до сознания ребенка необходимые зна...

Ознакомление дошкольников с чувашскими народными сказками

В данной статье речь идет о вaжнocти и необходимости нравственного воспитания у подрастающего поколения, ведь недаром говорят, что наше будущее — это наши дети, и то какими они будут таким и будет наше будущее. Очень важную роль в формировании нравст...

Работа психолога с трудными детьми младшего школьного возраста

«Трудные» дети и работа с ними всегда была объектом пристального внимания психологов. Что делать, как работать с детьми, которые не поддаются воспитанию, у которых агрессия, эмоциональная нестабильность, неумение управлять своим поведением, нежелание...

Современные возможности дополнительного образования в России

Актуальность выбранной темы обусловлена проблемой самоопределения у современных школьников, которые в последнее время все чаще не знают кем хотят стать после получения среднего образования. В свою очередь, школьная профориентационная программа не дае...

Психолого-педагогические особенности народных сказок в воспитании толерантности у дошкольников

Проблема воспитания толерантности у молодого поколения объективно исходит из событий последних лет развития общества, что продиктовано с динамикой развития политики, экономики, культуры и миграции граждан. Современные научные исследования и криминаль...

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

В статье рассмотрены особенности патриотического воспитания детей дошкольного возрастав МДОУ д/с № 111 (г. Волжский, Волгоградская обл.), основные направления работы по данной теме, организованные в детском саду. Автор делает акцент на то, что в про...

Роль сказок в нравственном воспитании детей дошкольного возраста

В данной статье говорится о том, как важны сказки в жизни подрастающего поколения. Ведь именно с раннего детства, знакомясь со сказками, дети учатся различать добро и зло. У ребят формируется нравственно-патриотические качества. Именно детские сказки...

«К природе с добротой». Экологическое воспитание детей старшей и подготовительной групп (из опыта работы)

В статье педагоги делятся своим опытом работы по формированию стремления детей быть причастными к нашей Родине, ее природным ресурсам, по воспитанию ответственности за экологию родного края, а в будущем — за всю родную страну. Данная работа проводила...

Краеведение как средство патриотического воспитания

В статье рассматриваются вопросы патриотического воспитания подрастающего поколения на современном этапе. Оно является главнейшей проблемой нашего общества. Система образования была и должна быть центром воспитания патриотизма, где молодежь укрепляет...

Народные праздники и развлечения русского, татарского и кряшенского народов как средство этнокультурного воспитания детей старшего дошкольного возраста

В современном мире возникает важнейшая проблема подрастающего поколения — деградация населения в воспитательно-образовательном процессе этнокультурных ценностей своего народа. Современная молодёжь попусту забывает о старых традициях, которые складыва...

Задать вопрос