Психологические особенности развития детей дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №11 (301) март 2020 г.

Дата публикации: 12.03.2020

Статья просмотрена: 6519 раз

Библиографическое описание:

Огольцова, Е. Г. Психологические особенности развития детей дошкольного возраста / Е. Г. Огольцова, А. А. Пануровская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 11 (301). — С. 259-261. — URL: https://moluch.ru/archive/301/68023/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье анализируются психологические особенности детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: психологические процессы, умственная деятельность, развитие.

Психология детей дошкольного возраста обладает своими особенностями. Ближе к 4 годам у детей появляются новые виды умственной деятельности, они проявляют желание рассказывать и слушать, начинают интересоваться не только самим предметом, но и его конструкцией, и способами его применения, а это в свою очередь приводит к возникновению в речи ребёнка вопроса «почему?» (этот вопрос задаётся так часто, что детей в этот период называют «почемучками») — взрослый, отвечающий на вопросы, становится для него авторитетом.

Речь развивается постепенно и так же постепенно начинает сопровождать какую-либо деятельность ребёнка (рисование, игру, счёт, наблюдение и т. д.). Отличительной особенностью речевого развития можно назвать желание детей придумывать собственные слова, беря за основу уже знакомые. К 5–6 годам ребёнок может связно излагать свои мысли, правильно выстраивать фразы, он обращает внимание на свои слова и то, в какой ситуации они сказаны, в этом возрасте уже достаточно сформирована внутренняя речь, которая позволяет ребёнку планировать будущее высказывание.

Л. Н. Леонтьев писал, что в дошкольные годы у ребёнка «завязываются первые узлы, устанавливаются первые связи и отношения, которые образовывают новое, высшее единство деятельности и вместе с тем новое, высшее единство субъекта — единство личности», он говорил, что поэтому период дошкольного детства важен, ведь в нём «складываются психические механизмы личности»» [1]. В этот период ребёнок начинает активно познавать окружающий мир, делать открытия, знакомиться с предметами в доме, в детском саду и на улице. Ребёнок рассматривает, прислушивается, трогает, пробует, изучает свойства, возможности и пределы предметов. Так как в этот период начинает активно работать и развиваться мыслительная деятельность, то ребёнок переосмысливает многие, уже ранее знакомые ему предметы, проводит их анализ доступными ему способами — актуальными для этого периода в воспитании будут дидактические игры, танцы, лепка из глины или пластилина и рисование. К школе у детей сформировываются определённые критерии оценки, руководствуясь которыми они выражают своё отношению к миру, а их отношения с окружающими постепенно приобретают нравственный характер, углубляются чувства товарищества и дружбы.

В дошкольном возрасте происходит активное развитие познавательных процессов, например, сенсорного развития, которое приобретает ряд особенностей: усваиваются сенсорные эталоны, растёт целенаправленность, планомерность, управляемость и осознанность восприятия. Мышление меняется, каждый новый этап развития происходит благодаря предыдущему, ребёнок овладевает новыми способами мышления и умственными действиями. Само мышление проходит путь от наглядно-действенного к наглядно-образному и дальше к словесно-логическому, становится внеситуативным. Действенная форма мышления имеет для детей важную роль, так как на этом этапе происходит интериоризация мышления и вместе с тем происходит перестройка практических действий; при образном мышлении у детей преобладает доаналитическая ступень мышления — ребёнок мыслит схемами, определёнными образами, которые сохранились у него на основании восприятия.

Осваиваемая речь развивает рассуждение, которое становится способом решения мыслительных задач, появляется проблемность мышления (развивается любознательность и появляются вопросы). Ребёнок открывает для себя более сложные связи и отношения, учится рассуждать, занимается экспериментированием (оно помогает понять связи и отношения, применить собственные знания и силы), развивается самостоятельность и упорность. Восприятие становится более сложным, например, узнавание части предмета вызывает его целостный образ и сопоставление с названием этого предмета, ребёнку больше нет необходимости прикасаться к нему воспринимающим органом. При восприятии картинок для дошкольников большую роль играет задаваемый к ним вопрос, иначе процесс анализирования может затрудниться, а при восприятии пространства дети уже способны ориентироваться, полагаясь на зрительное восприятие, но могут иметь трудности в различии левой и правой стороны.

Развитие мышления имеет тесную связь с речью, которая в свою очередь, проходит путь от ситуативной, связанной с конкретным событием к универсальному средству коммуникации и связи. Речь приобретает выразительность и новые формы, ребёнок изучает законы языка «взаимодействуя» со словами, учится связному и логичному изложению мыслей, рассуждениям — так речь становится средством познания и мышления. Появляются выраженные функции речи: планирующая функция для решения практических и интеллектуальных задач; звуковая функция, отвечающая за слова как объекты познания и освоения письменной речи. Речь становится для ребёнка специфическим видом деятельности, которая имеет различные формы (слушание, беседу, рассуждение, рассказы), а в конце фонематического развития ребёнок правильно различает и произносит звуки [2]. В 5–6 лет ребёнок хорошо понимает сказки и небольшие рассказы, может отвечать на задаваемые вопросы во время повествования или после окончания услышанной истории, может сам придумать небольшую историю или альтернативный финал/прямое продолжение к уже знакомой сказке.

Также во время всего периода дошкольного возраста развивается память. А. А. Люблинская описала, какие переходы происходят во время развития памяти, например, единичные представления от восприятия конкретного предмета заменяются на оперирование обобщёнными образами; появляется логическое осмысление и чётко дифференцированный и динамический образы, которые отражают многообразие связей [3]. У младших дошкольников образ создаётся на основе практических действий и только потом в речи, когда как у старших образ возникает на основе мыслительного анализа и синтеза. Можно выделить особенности развития памяти в дошкольном возрасте: у детей преимущественно непроизвольная образная память, но при объединении с речью и мышлением начинает приобретать интеллектуальный характер; словесно-смысловой памятью обеспечивается опосредованное познание и расширяется сфера познавательной деятельности; складываются элементы произвольной памяти и формируются предпосылки, превращающие процесс запоминания в специфическую умственную деятельность, которая в свою очередь обеспечивает овладение логическими приёмами запоминания; с возрастом и накоплением опыта (поведения и общения с взрослыми и сверстниками) память включается в развитие личности [2].

В дошкольный период возникают личностные механизмы поведения и активно формируется мотивационная сфера личности, а так же складываются первичные соподчинения мотивов, происходит развитие воле и произвольности [1]. Важное место среди мотивов занимает познавательный мотив, который типичен для старших дошкольников, так как в возрасте 5–6 лет умственная активность начинает обретать самостоятельный характер, что позволяет детям «наживать» опыт. Так, интеллектуальная активность предоставляет детям возможность без посторонней помощи решать новые задачи, устанавливать причинно-следственные связи и скрытые свойства и отношения предметов [4]. Дети уже с 3 лет начинают проявлять самостоятельность, а с возрастом понимают, что их возможности возросли, задачи и цели, которые они перед собой ставят, также возрастают, как и усилия, прикладываемые к их исполнению, появляется тяга к экспериментированию. К 5–6 годам у детей достаточно высокая воля и выдержка, ребёнок уже способен предугадывать определённые события, которые могут появиться на пути к желанной цели и в меру индивидуальных особенностей, спокойно их переносить, в то время как у ребёнка 3–4 лет это может отнять больше сил и времени справиться со своими сиюминутными желаниями, что и является тренировкой силы воли.

Внимание у детей имеет непроизвольный характер, а повышенная устойчивость внимания наблюдается при исследованиях, которые включают в себя рассматривание детьми картинок, их описывание и слушание рассказов. К 6–7 годам внимание приобретает произвольность — дети могут управлять вниманием, удерживать и направлять его, используя приёмы, которые он перенял от взрослых.

Ведущая деятельность у детей дошкольного возраста — это игра. Игра (особенно игра ролевая) — это особая форма деятельности для детей, она помогает им реконструировать и перенять общественный опыт. Одной из первых ролевых игр в «арсенале» ребёнка обычно «игра в семью» или «дочки-матери» — взрослый показывает ребенку, как нужно «играть», то есть выполнять те или иные действия с определёнными предметами, сначала он просто повторяет показанное взрослым, но в последующем ребёнок сам добавляет новые элементы в игру, руководствуясь полученным из жизни опытом и фантазиями на его основе. В дальнейшем в играх появляется различные профессии, с которыми знакомится ребёнок, в играх он примеряет на себя эти профессии и создаёт разные комбинации. С помощью сюжетно-ролевой игры дети осознают нормы общественного поведения, социальные роли и развивается моральное поведение каждого включённого в игру ребёнка, в дополнение учатся взаимодействовать в коллективе, выбирать способы донесения информации до соигроков и выстраивания собственной линии поведения. С возрастом взаимоотношения в играх между детьми усложняются, если детям 4-х лет интересно проводить манипуляции с предметами характерными определённой профессии, подражая действиям взрослого, то для детей старшего возраста, например, шестилетних детей главным образом интересна общественная функция (играя в «больницу», ребёнок интересуется состоянием «пациента», его «жалобами», старается проявить заботу, тем самым исполнив общественную роль доктора).

Литература:

  1. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. — 584 с.
  2. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 336 с.
  3. Люблинская А. А. Воспитателю о развитии ребенка. — М.: Просвещение, 1972. — 256 с.
  4. Виноградова Е. Л. Условия становления познавательной мотивации дошкольников 5–6 лет // Психологическая наука и образование. — 2004. — № 2. — С. 43–46.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, дошкольный возраст, игра, отношение, предмет, речь, связь, слово, уж, умственная деятельность.


Ключевые слова

развитие, психологические процессы, умственная деятельность

Похожие статьи

Психологические особенности дошкольного возраста

В статье рассмотрены сферы психологического развития ребенка дошкольного возраста: эмоциональная сфера, самосознание, воля, речь, сенсорное восприятие, память, внимание. Выделены их особенности формирования в сензитивный период.

Особенности восприятия в дошкольном возрасте (воспитательный аспект)

В статье изучено психологическое развитие и особенности восприятия дошкольника.

Средства развития сенсорного восприятия у детей дошкольного возраста

В статье затрагивается тема детского воспитания, а также рассматриваются, анализируются и классифицируются средства развития сенсорного восприятия у детей дошкольного возраста.

Психологические особенности познавательной деятельности в процессе развития дошкольников

В данной статье исследуются психологические аспекты познавательной деятельности у дошкольников, сосредотачивая внимание на их развитии и особенностях. Анализируется влияние различных факторов, таких как возрастные особенности, социальная среда и инди...

Педагогические условия развития физических качеств детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрыты вопросы формирования двигательной активности детей старшего дошкольного возраста, раскрыты особенности создания педагогических условий развития физических качеств детей старшего дошкольного возраста.

Особенности проявления саморегуляции детей старшего дошкольного возраста в двигательной деятельности

В статье рассматриваются особенности саморегуляции детей старшего дошкольного возраста в процессе организации двигательной деятельности. Предлагаются способы, которые могут повлиять на повышение уровня саморегуляции у детей дошкольного возраста на за...

Математическое развитие как важное направление развития детей дошкольного возраста

В данной статье рассматривается одна из важнейших частей интеллектуального и личностного развития дошкольника, его математическое представление. Обозначены средства, задачи, формы работы по математическому развитию, а также рассмотрен вопрос знакомст...

Формирование экономической культуры у детей дошкольного возраста

В статье рассматриваются теоретические основы экономического воспитания детей дошкольного возраста, формирования у дошкольников экономического мышления, культуры и знания.

Значение восприятия в развитии детей дошкольного возраста

В статье рассмотрены особенности восприятия детей в различные периоды дошкольного детства.

Проблема развития мнемических способностей дошкольников в условиях ДОУ

В данной статье рассматривается актуальность развития мнемических способностей детей дошкольного возраста в условиях ДОУ. Освещены возрастные особенности детей дошкольного возраста. Отмечается важность использования мнемических приемов для развития п...

Похожие статьи

Психологические особенности дошкольного возраста

В статье рассмотрены сферы психологического развития ребенка дошкольного возраста: эмоциональная сфера, самосознание, воля, речь, сенсорное восприятие, память, внимание. Выделены их особенности формирования в сензитивный период.

Особенности восприятия в дошкольном возрасте (воспитательный аспект)

В статье изучено психологическое развитие и особенности восприятия дошкольника.

Средства развития сенсорного восприятия у детей дошкольного возраста

В статье затрагивается тема детского воспитания, а также рассматриваются, анализируются и классифицируются средства развития сенсорного восприятия у детей дошкольного возраста.

Психологические особенности познавательной деятельности в процессе развития дошкольников

В данной статье исследуются психологические аспекты познавательной деятельности у дошкольников, сосредотачивая внимание на их развитии и особенностях. Анализируется влияние различных факторов, таких как возрастные особенности, социальная среда и инди...

Педагогические условия развития физических качеств детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрыты вопросы формирования двигательной активности детей старшего дошкольного возраста, раскрыты особенности создания педагогических условий развития физических качеств детей старшего дошкольного возраста.

Особенности проявления саморегуляции детей старшего дошкольного возраста в двигательной деятельности

В статье рассматриваются особенности саморегуляции детей старшего дошкольного возраста в процессе организации двигательной деятельности. Предлагаются способы, которые могут повлиять на повышение уровня саморегуляции у детей дошкольного возраста на за...

Математическое развитие как важное направление развития детей дошкольного возраста

В данной статье рассматривается одна из важнейших частей интеллектуального и личностного развития дошкольника, его математическое представление. Обозначены средства, задачи, формы работы по математическому развитию, а также рассмотрен вопрос знакомст...

Формирование экономической культуры у детей дошкольного возраста

В статье рассматриваются теоретические основы экономического воспитания детей дошкольного возраста, формирования у дошкольников экономического мышления, культуры и знания.

Значение восприятия в развитии детей дошкольного возраста

В статье рассмотрены особенности восприятия детей в различные периоды дошкольного детства.

Проблема развития мнемических способностей дошкольников в условиях ДОУ

В данной статье рассматривается актуальность развития мнемических способностей детей дошкольного возраста в условиях ДОУ. Освещены возрастные особенности детей дошкольного возраста. Отмечается важность использования мнемических приемов для развития п...

Задать вопрос