В приведенной статье предоставлены данные относительно проблематики умственной отсталости у детей, изложены факторы влияющие на интеллектуальное развитие ребенка на всех этапах его жизни, указаны данные об основных этапах и направлениях коррекционной работы и описана стратегия психолого-медико-педагогического сопровождения лиц с данной патологией.
Ключевые слова: дефектология, умственная отсталость, психология, логопедия, педагогика, медицина, тератогенный фактор.
Олигофрения относится к общей группе заболеваний, связанных с нарушением онтогенеза. Характеризуется недоразвитием психики, личностных качеств ребенка и всего организма в целом. Многообразие нарушений психических процессов у умственно отсталого ребенка носят стойкий характер и оказывают негативное влияние на все психофизиологические процессы в целом, значительно затруднена коммуникация с окружающими, что несомненно препятствует формированию процессов обучения, воспитания, восприятия и социокультурной адаптации.
Однако, следует дифференцировать умственную отсталость и деменцию — приобретенный дефект, в котором нередко выявляются остаточные знания, умения и навыки, лексика часто относительно сохранна, имеется склонность к разнообразным эмоциональным проявлениям.
Следует отметить, что умственная отсталость разной степени тяжести наблюдается у довольно многочисленной категории детей. Исходя из этого, следует отметить, что данная проблема является актуальной на сегодняшний день как никогда, поскольку прослеживается четкая тенденция к увеличению численности детей с данной патологией.
В разные годы изучением ментальных процессов умственно отсталых детей занимались В. П. Зинченко, М. Вертгеймер, Ж. Пиаже, Л.С. Выготский, П.Я. Гольперин.
Сам термин «интеллект» имеет длинную историю становления в научных кругах. М.А. Холодная характеризует «интеллект» как психологическую основу разумности, а главнейшая цель и назначение интеллекта это не что иное, как создавать порядок из беспорядка основываясь на приведении в соответствие индивидуальных потребностей с объективными требованиями окружающей реальности [3]. Однако, несмотря на то, что данная проблема, казалось бы, всесторонне изучена, описана во множестве научных трудов и широко известна в научных кругах, нельзя с полной уверенностью сказать, что данная тема относится к числу уже устоявшихся дефектологических или психологических терминов.
В некоторой научной литературе интеллект характеризуется как:
− система умственных операций;
− когнитивная функция;
− стиль индивидуального подхода к решению той или иной ситуации, которая требует познавательной активности.
Следует отметить, что существуют причины возникновения умственной отсталости. К таким причинам следует отнести различные перинатальные, натальные и постнатальные патологии, многообразие тератогенных факторов таких как эндокринные патологии различной степени тяжести, вредные привычки матери, бесконтрольный прием препаратов в частности антибиотиков, гормональных препаратов и т.д., генетические патологии тоже имеют немаловажную роль, инфекционно-токсические заболевания, опухоли, кисты, гематомы, сотрясения, ушибы мозга являются чуть ли не самыми опасными травмирующими факторами [1].
Как показывает практика, при сборе анамнеза и изучении медицинских карт у всех детей с установленным диагнозом — умственная отсталость имеются различные одиночные или сочетанные патологии. В анамнезе подавляющего большинства детей есть данные, достоверно свидетельствующие о наличии нарушений биомеханики родов, обвитии пуповины, гипоксии плода, родовых травмах, что свидетельствует о том, что данная патология имеет сугубо органический характер и не может быть компетенцией одного лишь психолога, дефектолога или логопеда. Органический генез подразумевает в первую очередь медикаментозное лечение, разумеется, в неразрывном тандеме с дефектологическим, психологическим и логопедическим сопровождением. Данная модель взаимосвязи между специалистами является едва ли не одной из самых продуктивных, что подтверждается положительной динамикой и высокими коррекционными результатами.
Коррекционная работа в комплексе с медикаментозной терапией позволяет решить те или иные, актуальные на всех этапах коррекционного воздействия, проблемы, сгладить возникшие трудности в освоении дидактического материала, скомпенсировать нарушенные высшие психические функции.
Таким образом, коррекционный процесс в отношении детей с умственной отсталость имеет массу нюансов и должен рассматриваться как нечто требующее комплексного, всестороннего и глубокого изучения.
Коррекционно-логопедическая работа строится в четыре этапа:
− подготовительный этап характеризуется созданием предпосылок для успешного освоения дидактического материала, он является наиболее продолжительным по времени. Как правило на этом этапе проводится развитие общей, мелкой и речевой моторики;
− начальный этап включает в себя более глубокое и всесторонее развитие крупной, мелкой и речевой моторики, присоединяются задания для усвоения лексических и грамматических связей языка, а так же задания по сенсорному развитию. Весь материал многократно повторяется, с течением он должен постепенно усложняться;
− тренировочный этап включает в себя отработку полученных знаний, умений и навыков. Материалы различных разделов закрепляются в игровой, предметно — игровой и элементарной учебной деятельности;
− заключительный этап включает в себя совершенствование функций и процессов высших психических функций [2].
Основные направления работы с умственно отсталыми детьми:
− развитие перцепции, сенсорного восприятия;
− развитие способности использования невербальных компонентов коммуникации;
− развитие оптико-моторной координации, мелкой и артикуляционной моторики;
− развитие нормального речевого дыхания и голосовых функций;
− развитие чувства ритма;
− развитие импрессивной речи;
− формирование и развитие экспрессивной речи [5].
Таким образом, следует сделать вывод, что при грамотном построении коррекционного процесса дети с умственной отсталостью способны овладеть навыками общения, социально-бытовыми знаниями, умениями и навыками, тем самым положительно влияя на развитие коммуникативной сферы в целом. Именно для данной категории детей обучение коммуникативным навыкам, является едва ли не основным направление коррекционной работы, поскольку именно по средствам коммуникации ребенок адаптируется к условиям окружающей действительности и учится жить в гармонии с обществом и миром в целом.
Литература:
- Айзман Н.И, Лебедев А.В, Иашвили М. В. Медико-биологические основы дефектологии 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для бакалавриата.- М.: Юрайт, 2019.- 224с.
- Малер А.Р, Цикото Г. В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений-М.:Академия,2003. — 195с.
- Холодная М. А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры.- М.:Юрайт,2019.-334с.
- Шипицына Л. М. Развитие навыков общения лиц с нарушениями интеллекта.-Спб.:Союз,2000.-32с.
- Шипицына Л. М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта.- 2-е изд., перераб. и дополненное.-Спб.:Речь,2005.-477с.