Статья раскрывает сущность систем пассивной безопасности, принципы их работы и выполняется сравнительный анализ приведенных систем.
Ключевые слова: системы пассивной безопасности, БДД.
Ранее в статье Молодой ученый № 10 (300) март 2020 года «Анализ существующих безопасностей автотранспортных средств» велась речь о таком направлении как конструктивная безопасность, которая в себя включает четыре направлении безопасности, такие как: активная; пассивная; послеаварийная и экологическая. В данном случае рассматриваемым направлением будет пассивная безопасность [1].
Под пассивной безопасностью понимается возможность автомобиля сохранить здоровье пассажиров. Как известно в арсенале любого автотранспортного средства имеется целый ряд средств для смягчения последствий аварий: ремни безопасности; натяжители ремней безопасности; активные подголовники; подушки безопасности; безопасная конструкция кузова [2].
Как известно абсолютно любой автомобиль оснащается ремнями безопасности, это наиболее распространенный конструктивный элемент. Ремни безопасности предназначены для уменьшения перемещения человека в горизонтальной плоскости, которое происходит при столкновении или резком торможении. Именно такой конструктивный элемент как ремни безопасности в большей степени снижают вероятность, и тяжесть травм от ударов о части кузова, стекла или с рядом сидящим человеком.
Следует отметить, что ремни безопасности по числу мест крепления делятся на: двухточечные; трехточечные (рис.1); четырехточечные; пятиточечные (рис.2).
Рис. 1. Ремни безопасности двухточечные и трехточечные
Рис. 2. Ремни безопасности четырехточечные и пятиточечные
Большинство автомобилей оснащаются ремнями безопасности, но особенность некоторых автомобилей является устройство, которое в свою очередь натягивает ремень. Предназначение натяжителя ремня заключается в заблаговременном предотвращении движении человека вперед, относительно движения автомобиля. Достигается это тем, что натяжитель, по своей конструктивной особенности может, как натягивать ремень, так и расслаблять, в зависимости от приходящейся на него нагрузки. Зачастую путают натяжитель ремня с втягивающем устройством ремня. Натяжитель ремня также оснащается ограничителем усилия, то есть ограничитель при определенной нагрузке ослабляет действие ремня безопасности человека [3].
Рис. 3. Натяжитель ремня
Основополагающим элементом в пассивной безопасности являются подголовники (рис.4). В случае резкого торможения, столкновении, подголовник в свою очередь снижает импульс и уменьшает вероятность травмирования шейного отдела позвоночника. Различают активные и пассивные подголовники. Сущность активного подголовника заключается в том, что в случае аварии активный подголовник приближается к голове, тем самым уменьшает риски, связанные с травматизмом. Пассивный подголовник в свою очередь только смягчает удар, который приходится со стороны пассажира, но не исключает возможного травмирования [4].
Рис. 4. Активный и пассивный подголовник
Наиболее эффективным элементом пассивной безопасности являются подушки безопасности автомобиля, которые в свою очередь предназначены для смягчения удара водителя, а также пассажира о рулевое колесо, различные структурные элементы кузова. Применяют их в основном исключительно с ремнями безопасности. Размещение подушек безопасности различное: фронтальное; боковое; головное; коленное; центральное [5].
Рис. 5. Фронтальное и боковое размещение подушек безопасности
Рис. 6. Головное и коленное размещение подушек безопасности
Рис. 7. Центральная подушка безопасности
Кузов — это элемент пассивной безопасности, который по своим требованиям должен в случае ДТП максимально минимизировать травматизм, а также летальный исход человека. Кузов обладает основными требованиями, выполнения которых строго регламентировано, к ним относятся: деформация передней и задней части в случае ДТП должны складываться в «гармошку»; каркас должен иметь максимальную жесткость и прочность; в случае ДТП двигатель должен перемещаться вниз от салона; зоны размещения ног в салоне водителя и пассажиров в случае ДТП должны минимально изменяться в объеме и геометрии; применение высокопрочных материалов [6].
Рис. 8. Безопасная конструкция кузова
Подводя итоги, хотелось отметить, что совокупность приведенных конструктивных элементов, которые применяются для защиты пассажиров от травм при аварии, составляют общую систему пассивной безопасности. Также хочется отметить, что сама по себе система должна обеспечивать защиту не только пассажиров, но и других участников движения.
Литература:
- https://moluch.ru/archive/300/67980/
- http://systemsauto.ru/passive/passive.html
- http://systemsauto.ru/passive/stretch.html
- http://systemsauto.ru/passive/head.html
- http://systemsauto.ru/passive/airbag.html
- https://studref.com/515485/tehnika/bezopasnaya_konstruktsiya_kuzova