Корреляционная связь физического и духовного развития личности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №11 (301) март 2020 г.

Дата публикации: 12.03.2020

Статья просмотрена: 424 раза

Библиографическое описание:

Пурыгина, М. Г. Корреляционная связь физического и духовного развития личности / М. Г. Пурыгина, Г. М. Бойко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 11 (301). — С. 261-264. — URL: https://moluch.ru/archive/301/68037/ (дата обращения: 18.12.2024).



В статье рассматривается проблема связи физического и духовного развития личности в контексте изучения его психологических составляющих. Представлен анализ основных теоретических подходов к духовному и физическому здоровью, корреляционной связи духовного и физического развития личности.

Ключевые слова: личностное здоровье, духовное развитие, физическое развитие, связь.

Несомненно, физическое здоровье личности является значимым условием полноценного социального развития общества, его процветания. На современном этапе развития психологической науки эта проблематика требует своего рассмотрения в социальном и личностном контексте. Это и обусловило актуальность исследования.

Цель исследования — выявить корреляционную связь между физическим и духовным развитием личности.

Задачи проведенного исследования:

 Рассмотреть сущность, структуру, понятийный аппарат духовного развития личности.

 Рассмотреть сущность, структуру, понятийный аппарат физического развития личности.

Общая выборка составляет 30 испытуемых. Испытуемые — обучающиеся в учреждении высшего образования / «Брянский государственный технический университет». В качестве методов сбора информации использовались тестирование, опрос студентов.

В качестве методики исследования была выбрана адаптированная методика М.Рокича. Методика ориентирована на изучение ценностно-мотивационной сферы личности. Для выполнения статистического анализа применялся U-критерий Манна-Уитни. Критерий предназначен для оценки различий между двумя выборками по уровню какого-либо признака, количественно измеренного. Он позволяет выявлять различия между малыми выборками, когда n1, n2 ≥ 3 или n1=2, n2 ≥ 5. Данный метод выявляет, достаточно ли мала зона перекрещивающихся значений между двумя рядами.

Сегодня духовное развитие через физическое воспитание — эффективный способ укрепить гармоничное общество — способно внести свой вклад в характер нации [1, с.45].

В жизни физическое и духовное развитие являются важным аспектом. Они имеют разные значения, и все же они взаимосвязаны. Из определения, «духовность» — важный и универсальный аспект человека, его личный нравственный опыт. На протяжении всей истории, в разных культурах и традициях, духовность играет интегральную роль в жизни индивидуумов, и в целом человека. Несмотря на свой универсальный потенциал, духовное развитие не всегда происходит, и его курс развития может быть весьма различным у разных людей, даже в пределах одной и той же культуры. Духовное развитие отличается от других процессов развития, таких как физическое, когнитивное или эмоциональное. Духовное развитие часто включает в себя волевой выбор. Модели процессов духовного развития могут быть концептуализированы через три перспективы, каждая из которых отличается по характеру процесса (то есть постепенное или внезапное). Первая перспектива обозначает постепенное созревание, чаще всего через этап моделей поведения. Вторая перспектива концептуализирует духовное развитие как широко интегративную конструкцию духовного преобразования. В отличие от универсальных последовательных этапов духовное развитие может происходить через более постепенный процесс. Третья перспектива концептуализирует духовное развитие как более постепенное развитие духовности с течением времени, чаще всего происходит активная внутренняя работа личности. Духовность отражает многомерный процесс развития под влиянием индивидуальных, культурных, экологических и контекстуальных факторов. Потенциал для духовного развития считается присущим человеческой природе и универсальным в разных культурах [3, с.196].

Физическое развитие — это способ, благодаря которому люди меняются и растут на протяжении всей жизни. Есть много типов развития, через которые люди проходят. По мере того, как дети учатся навыкам решения проблем, их когнитивное развитие (или мышление) растет. Когда люди стареют, они часто развивают мудрость, что означает, что они лучше справляются со стрессом, процессом, который является частью эмоционального развития. Физическое развитие делится на две области: рост и развитие. Рост — это физические изменения, увеличение размера, роста и веса. Развитие — это то, как люди обретают контроль над своими физическими действиями, чтобы выполнять сложные действия более умело и легко. Рост и развитие связаны между собой. Физическое развитие является наиболее видимой из областей развития человека. Важно помнить, что то, что мы видим физически, соответствует тому, что мы не можем видеть, а именно развитию мозга.

Таким образом, физическое развитие включает в себя все большую способность создавать здоровые модели поведения, которые могут быть связаны с физическими упражнениями, диетой, сном, расслаблением или использованием различных лекарственных препаратов. Чувствительность к «физическому Я» необходима для оценки своего состояния. Здоровый человек осознает свое собственное тело и взаимосвязь между его физическим, эмоциональным и духовным здоровьем [2, с.14].

На первом этапе эмпирического исследования для выявления ценностных ориентаций студентов была проведена методика М.Рокича «Ценностные ориентации». Опросник включал в себя 10 духовных ценностей. Испытуемым было необходимо проранжировать утверждения в порядке значимости. Полученные результаты по методике «Ценностные ориентации» (М. Рокич) и обратный подсчет по рангам занесены в таблицу 1:

Таблица 1

Ценностные ориентации М. Рокич

Ценностные ориентации

Средние статистические баллы

1

Материальная обеспеченность

402

2

Активная жизнь

321

3

Здоровье

311

4

Удовольствия

309

5

Продуктивная жизнь

305

6

Счастливая семейная жизнь

302

7

Друзья

340

8

Интересная работа

335

9

Свобода

321

10

Развитие

312

11

Любовь

311

12

Уверенность в себе

310

13

Общественное признание

309

14

Жизненная мудрость

301

15

Познание

289

16

Счастье других

269

17

Творчество

264

18

Красота природы

249

Исходя из полученных данных, можно сделать вывод о том, что для студентов свойственна следующая иерархия духовных ценностей, где:

1) к наиболее значимым можно отнести такие духовные ценности как: материально обеспеченная жизнь (16,05 %); активная деятельная жизнь (14,55 %); здоровье (13,61 %); удовольствия (13,22 %); продуктивная жизнь (12,67 %);

2) к значимым, но менее важным для данной категории, студенты выбрали такие ценности как: счастливая семейная жизнь (11,11 %); наличие хороших и верных друзей (10,89 %); интересная работа (10,67 %); свобода (10,11 %); развитие (9,89 %); любовь (9,22 %); уверенность в себе (8,39 %);

3) к ценностям, не представляющим особого значения для данной группы можно отнести такие как: общественное признание (7,61 %); жизненная мудрость (6,89 %); познание (6,78 %); счастье других (5,33 %); творчество (2,28 %); красота природы и искусства (1,72 %).

На втором этапе исследования данная методика была проведена среди студентов, состоящих в активе спортивной жизни университета. Полученные результаты по методике «Ценностные ориентации» (М. Рокич) и обратный подсчет по рангам занесены в таблицу 2:

Таблица 2

Ценностные ориентации М. Рокич

Ценностные ориентации

Средние статистические баллы

1

Развитие

471

2

Активная жизнь

393

3

Здоровье

391

4

Счастливая семейная жизнь

388

5

Творчество

383

6

Жизненная мудрость

381

7

Друзья

375

8

Счастье других

363

9

Красота природы

354

10

Материальная обеспеченность

338

11

Любовь

317

12

Уверенность в себе

316

13

Познание

304

14

Удовольствия

301

15

Общественное признание

281

16

Интересная работа

263

17

Продуктивная жизнь

245

18

Свобода

231

Исходя из полученных данных, можно сделать вывод о том, что для студентов свойственна следующая иерархия духовных ценностей, где:

1) к наиболее значимым можно отнести такие ценности как: развитие (17,03 %); активная деятельная жизнь (15,35 %); здоровье (14,58 %); счастливая семейная жизнь (12,20 %); творчество (12,17 %);

2) к значимым, но менее важным для данной категории, студенты выбрали, такие ценности как: жизненная мудрость (10,05 %); наличие хороших и верных друзей (9,81 %); счастье других (9,67 %); красота природы (8,11 %); материальная обеспеченность (8,06 %); любовь (7,22 %); уверенность в себе (7,19 %);

3) к ценностям, не представляющим особого значения для данной группы можно отнести такие как: удовольствие (6,63 %); общественное признание (5,79 %); интересная работа (4,71 %); продуктивная жизнь (3,28 %); свобода (2,28 %).

На втором этапе исследования корреляционной связи между духовным и физическим развитием личности был выполнен расчет корреляции методом математической статистики по программе «IBM SPSS Statistics 21». Полученные данные обеих выборок занесены в таблицу 3:

Таблица 3

Данные U-критерия Манна-Уитни

№ п\п

Критерий

Критические значения

Результат

UЭмп

Значимость

p≤0.01

p≤0.05

1

«Ценностные ориентации» 1 выборка

79

82

34,1

Различия значимы

2

«Ценностные ориентации» 2 выборка спортивного актива колледжа

93

96

36,3

Различия значимы

Данные таблицы 3 свидетельствуют о том, что есть существенные различия в выборках обеих групп. Таким образом, можно сделать вывод, что у студентов, имеющих высокий уровень физического здоровья, духовные ценности и духовное развитие сформированы более эффективно. Взаимосвязь духовного и физического развития — сложный социально-психологический феномен, определяющий направление и содержание энергичности проявления личности, являющейся составной частью концепции взаимоотношений личности, решающий единый аспект человека к миру.

Литература:

  1. Абрамович, С. В. Возрастная психология: учебное пособие / С. В. Абрамович. — Урал: Просвещение, 2018. — 538 с.
  2. Былова, А. К. Психология развития: учеб. пособие / Гос. ун-т — Высшая школа экономики. — М.: Аспект Пресс, 2016. — 254 с.
  3. Немов, Р. С. Психология: учебник / Р. С. Немов. — Москва: КноРус, 2014. — 718 с.
Основные термины (генерируются автоматически): духовное развитие, физическое развитие, жизненная мудрость, интересная работа, красота природы, общественное признание, продуктивная жизнь, счастливая семейная жизнь, корреляционная связь, материальная обеспеченность.


Ключевые слова

физическое развитие, связь, духовное развитие, личностное здоровье

Похожие статьи

Корреляционная связь физического и духовного развития личности

В статье рассматривается актуальность и влияние физического развития на духовное. Определенные свойства и особенности корреляции, применительно к человеку в современной эпохе.

Самосознание в аспекте психологической безопасности

В статье рассматривается проблематика психологической безопасности личности в аспекте самосознания. Определен термин «самосознание, представлена структура в контексте теории индивидуального развития самосознания и сформировано влияние роста показател...

Ценностные ориентации личности в психологии: теоретический аспект

В статье автор рассматривает аспект взаимосвязи ценностных ориентаций и ценностей с точки зрения психологической науки. Рассматривается роль ценностных ориентаций в процессе развития личности.

Взаимосвязь отношения к смерти с психологическим благополучием у студентов

В статье рассматриваются взаимосвязи отношения к смерти с психологическим благополучием у студентов. Приводятся взгляды разных авторов на смерть и ее роль в жизни человека. Представлено эмпирическое исследование, направленное на выявление особенносте...

Значение духа в развитии полноценной личности

В статье проводится анализ понятия человеческого духа, а также рассматривается его содержание как психической составляющей личности, внутренней моральной силы и религиозного свойства души. Определяются общенаучные особенности составляющей духа челове...

Психолого-педагогическая работа по организации самовоспитания подростков

В работе описывается кризис подросткового возраста, возникающий в большинстве случаев. Главными в развитии личности подростка являются: формирование индивидуальности как высшего уровня ее развития, психологические факторы воспитания и самовоспитания.

Проблема адаптации в педагогической психологии

Данная статья является результатом анализа исследований в области педагогической психологии по теме адаптация. Рассмотрено понятие «адаптация», его значение в педагогической психологии, перспективы дальнейшего изучения адаптации, и научное развитие д...

Физическое воспитание как инструмент развития духовной культуры личности и личностных качеств студентов

В данной статье рассматривается физическое воспитание как способ формирования личности студентов. Определяется понятие духовности в контексте физической культуры личности. Рассматривается влияние правильно организованного, эффективного занятия физиче...

К вопросу о влиянии родителя на эмоциональный интеллект ребенка

В статье дается обзор научных исследований по взаимосвязи детско-родительских отношений и развития эмоционального интеллекта ребенка. Раскрыто понятие эмоционального интеллекта, этапы формирования, проблемы, значимость развития.

Механизмы психологической защиты и уровень притязаний личности

В статье проанализированы такие вопросы психологической теории как уровень притязаний личности и механизмы психологической защиты. Выявлена их взаимосвязь, и, как следствие, её влияние на развитие личности.

Похожие статьи

Корреляционная связь физического и духовного развития личности

В статье рассматривается актуальность и влияние физического развития на духовное. Определенные свойства и особенности корреляции, применительно к человеку в современной эпохе.

Самосознание в аспекте психологической безопасности

В статье рассматривается проблематика психологической безопасности личности в аспекте самосознания. Определен термин «самосознание, представлена структура в контексте теории индивидуального развития самосознания и сформировано влияние роста показател...

Ценностные ориентации личности в психологии: теоретический аспект

В статье автор рассматривает аспект взаимосвязи ценностных ориентаций и ценностей с точки зрения психологической науки. Рассматривается роль ценностных ориентаций в процессе развития личности.

Взаимосвязь отношения к смерти с психологическим благополучием у студентов

В статье рассматриваются взаимосвязи отношения к смерти с психологическим благополучием у студентов. Приводятся взгляды разных авторов на смерть и ее роль в жизни человека. Представлено эмпирическое исследование, направленное на выявление особенносте...

Значение духа в развитии полноценной личности

В статье проводится анализ понятия человеческого духа, а также рассматривается его содержание как психической составляющей личности, внутренней моральной силы и религиозного свойства души. Определяются общенаучные особенности составляющей духа челове...

Психолого-педагогическая работа по организации самовоспитания подростков

В работе описывается кризис подросткового возраста, возникающий в большинстве случаев. Главными в развитии личности подростка являются: формирование индивидуальности как высшего уровня ее развития, психологические факторы воспитания и самовоспитания.

Проблема адаптации в педагогической психологии

Данная статья является результатом анализа исследований в области педагогической психологии по теме адаптация. Рассмотрено понятие «адаптация», его значение в педагогической психологии, перспективы дальнейшего изучения адаптации, и научное развитие д...

Физическое воспитание как инструмент развития духовной культуры личности и личностных качеств студентов

В данной статье рассматривается физическое воспитание как способ формирования личности студентов. Определяется понятие духовности в контексте физической культуры личности. Рассматривается влияние правильно организованного, эффективного занятия физиче...

К вопросу о влиянии родителя на эмоциональный интеллект ребенка

В статье дается обзор научных исследований по взаимосвязи детско-родительских отношений и развития эмоционального интеллекта ребенка. Раскрыто понятие эмоционального интеллекта, этапы формирования, проблемы, значимость развития.

Механизмы психологической защиты и уровень притязаний личности

В статье проанализированы такие вопросы психологической теории как уровень притязаний личности и механизмы психологической защиты. Выявлена их взаимосвязь, и, как следствие, её влияние на развитие личности.

Задать вопрос