В статье рассмотрены особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной собственности, гражданам и юридическим лицам. Учтено, что земельное законодательство находится на стадии существенного реформирования. Рассмотрены его новые положения. Описан порядок существенного изменения предоставления земельных участков из государственной собственности. Рассмотрены термины, которые используются в данных отношениях. Проанализированы нормативные правовые акты разного уровня, в результате чего выявлены особенности отношений по предоставлению земельных участков из государственной собственности в частную.
Ключевые слова: земельный участок, государственная собственность, муниципальная собственность, полномочия органов, предоставление, приватизация.
Статья 8 Конституции Российской Федерации и часть 4 статьи 212 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) закрепляют принцип равенства защиты прав собственников в независимости от форм собственности. Закрытый перечень оснований для прекращения права собственности определен в статье 235 ГК РФ. Это позволяет сделать вывод, что причины прекращения всех форм собственности идентичны и поэтому характеристики прекращения собственности в стране указаны в натуральной форме.
Считается, что прекращение собственности представляет собой совокупность правовых и фактических мер, которые закон связывает с утратой имущества [9]. Такой подход позволяет нам рассматривать прекращение собственности не только в результате прекращения действия правовых отношений, но и как процесс, ведущий к нему.
Предоставление земли в качестве основания для прекращения права государственной собственности также может рассматриваться как процесс, осуществляемый способом, четко определенным волей общественного собственника в результате осуществления его субъективного права.
В то же время интересы собственника в этих правоотношениях представляют органы исполнительной власти соответствующего уровня.
Компетенция органов исполнительной власти государства или местного самоуправления, в том числе по распоряжению земельными участками, установлена статьями 9, 10 и 11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее — ЗК РФ).
Полномочия органов управления публичной собственностью определены в правовых актах на разных уровнях. Так, федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» наделил правительство Российской Федерации полномочиями по управлению федеральным имуществом, а подведомственное Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в пределах полномочий принимает решения относительно участков федеральной собственности, проводит торги по их продаже и заключению соответствующих договоров, а также принимает решения о предоставлении участков без торгов возмездно или безвозмездно в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Агентство осуществляет судебные иски для защиты имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации в области управления и приватизации федерального имущества [10].
Помимо особого состава субъектов правоотношений по предложению земельных участков, принадлежащих государству, стоит отметить особенность объектов — земель, которые, помимо тех, для которых конкретное право государственного образования зарегистрировано, включают государственные земли неразграниченной собственности. Детали их передачи регулируются статьей 3.3, недавно введенной в Федеральный закон «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».
Изучение этого стандарта приводит к выводу, что основное бремя предоставления участков, как и прежде (с момента принятия этого закона в 2001 году), лежит на исполнительной власти муниципалитета. Они не являются частью системы органов государственной власти, но на самом деле наделены полномочиями государства предоставлять неразграниченные государственные земельные участки в соответствии с процедурой, установленной федеральным законом.
Сюжет, который является особым предметом отношений собственности, как и недвижимость, не только обладает особенностями, которые позволяют определять его как индивидуально определенную вещь, но и не всегда находится в обращении. Статья 27 ЗК РФ посвящена землях и земельных участкам, предназначенным для изъятия из оборота. В частности, такие земли не могут быть частной собственностью и быть предметом сделок согласно гражданскому законодательству. Однако они являются исключительно федеральной собственностью. Поэтому для этих участков такая основа, как передача собственности на землю другим людям, невозможна. Список эпизодов изъятия из обращения федеральной собственности подробно изложен в пункте 4 статьи 27 ЗК РФ. Таким образом, устанавливая ограничения на обращение земель в нормативном акте на уровне федерального закона, государство препятствует (в первую очередь, публичному владельцу) передавать право собственности на эти участки (федеральная собственность).
В то же время участки земли, отведенные под ограниченное пользование, находящиеся в государственной собственности, теоретически могут быть переданы в частную собственность, если этот вариант прямо предусмотрен федеральным законом. Это подтверждается сложившейся судебной практикой. Таким образом, Верховный суд, принимая во внимание случай торговли земельным участком, на котором расположен объект исторического и культурного наследия, пришел к следующему выводу.
Такие земельные участки должны использоваться по прямому назначению и ограничены в обращении, они не передаются частным лицам, за исключением случаев, указанных в законах [6].
Тем не менее ЗК РФ, другие законы, такие как федеральные законы «О приватизации государственного и муниципального имущества» и «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», не устанавливают ограничения в приватизации таких земельных участков [4].
Понятие предоставления земли вытекает из статьи 39.1 ЗК РФ. Под этим понимается утверждение государственным органом власти (в пределах их компетенции) решения о выделении земельных участков гражданам и юридическим лицам, причем не только на праве собственности, но и в другие виды пользования.
Необходимо отметить, что ЗК РФ также позволил местным органам власти устанавливать дополнительные основания, позволяющие принять решение об отказе в предоставлении земельного участка. Такие основания равнозначны с перечнем ЗК РФ, но действуют до срока, установленного федеральным законом. Практика использования дополнительных оснований для отказа в предоставлении земельного участка используется в восьми субъектах Российской Федерации. Для остальных субъектов Российской Федерации перечень оснований ЗК РФ, по которым можно отказать заявителю в приобретении прав на земельный участок, является исчерпывающим.
То обстоятельство, что законодатель установил срок возможности применения субъектами Российской Федерации дополнительных норм, свидетельствует, что систему стремятся привести к единообразию и универсальности.
Существует особая терминология, которую законодательный орган использует для регулирования отчуждения государственной земли в частную собственность граждан и юридических лиц. Таким образом, в специальной и учебной литературе эти отношения часто называют приватизацией. Фактически, его платная форма представляет собой сделку, которая включает в себя передачу государственной в частную собственность, осуществляемую в соответствии с четко определенной процедурой предоставления земли. Федеральный закон от 23 июня 2014 г. № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» существенно откорректировал положения ЗК РФ по вопросам землепользования, сделав его актуальным для изучения этих взаимосвязей и определение характеристик прекращения государственной собственности на землю.
Прежде всего, необходимо уточнить значение новой терминологии, используемой законодательным органом при регулировании общественных отношений в сфере предоставления земли.
Право собственности — законодательный орган отказался от старой терминологии, такой как «перерегистрация ранее возникших прав», «перерегистрация прав» и использует довольно сложное описание: «предоставление земельного участка, находящегося в государственной собственности, или земель, государственная собственность на которые не разграничена, без проведения торгов». Эта формулировка неоднозначна, но она не противоречит порядку, который лежит в основе этих отношений. Получение земли без проведения торгов может осуществляться не только путем перерегистрации ранее возникших прав, но и путем первоначального предоставления земельного участка из государственной собственности в частную собственность.
Понятие «предоставление земли из государственной собственности» включает в себя не только случаи предоставления земли в частную собственность, но также подразумевает случаи предоставления прав, таких как: постоянное (бессрочное) пользование, аренда, безвозмездное использование. Последние не связаны с приватизацией, поскольку они не связаны с передачей прав на землю другому лицу. Единое понятие объединяет разные статьи ЗК РФ, усложняет понимание их положений, поскольку в каждом определенном обстоятельстве необходимо изучить контекст нормы или даже главу ЗК, чтобы уточнить суть взаимоотношений.
Новые положения земельного законодательства указывают, что законодатель проводит фундаментальную реформу, стремясь обеспечить максимальную прозрачность процедур распоряжения земельными участками, их объективность и защитить интересы сторон в этих правовых отношениях и внедрить новые технологии в приватизационные отношения.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31.
- Федеральный закон от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации Земельный кодекс Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. − 2001. − № 44.
- Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21.12.2001 № 178-ФЗ // Российская газета. — 2002. — 26 января.
- Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25.06.2002 № 73-ФЗ (ред. от 18.07.2019) // Собрание законодательства РФ. − 2002. — № 26.
- Постановление Правительства РФ от 05.06.2008 № 432 (ред. от 21.12.2018) «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом»// Собрание законодательства РФ. — 2008. — № 23.
- Определение Верховного Суда РФ от 31 января 2007 г. № 91- Г06–10 // Материал подготовлен и опубликован в общероссийской сети распространения правовой информации «Консультант Плюс».
- Приказ Минэкономразвития РФ от 22.06.2009 № 229 «Об утверждении Административного регламента Федерального агентства по управлению государственным имуществом по исполнению государственной функции «Осуществление от имени Российской Федерации юридических действий по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении федеральным имуществом и его приватизации на территории Российской Федерации и за рубежом, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации// Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. — 2009. — № 37.
- Решение Арбитражного суда Костромской области от 5 мая 2009 г по делу № А31–1034/2009–28. (Материал подготовлен и опубликован в общероссийской сети распространения правовой информации «Консультант Плюс»).
- Крысанов А. А. Принудительное прекращение права собственности: автореф. дис.. канд. юрид. наук. / А. А. Крысанов; Рязань, 2012. — 24 с.
- О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом: Постановление Правительства РФ от 05 июня 2008 № 432: [в ред. от 21.12.2018] // Собрание законодательства РФ. – 2008. - № 23. - Ст. 2721.