Сказкотерапия как средство социализации старших дошкольников с общими нарушениями речи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №11 (301) март 2020 г.

Дата публикации: 16.03.2020

Статья просмотрена: 218 раз

Библиографическое описание:

Чегаева, Е. А. Сказкотерапия как средство социализации старших дошкольников с общими нарушениями речи / Е. А. Чегаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 11 (301). — С. 267-269. — URL: https://moluch.ru/archive/301/68084/ (дата обращения: 19.12.2024).



В статье описывается опыт практического использования сказкотерапии в работе со старшими дошкольниками с нарушениями речи для их успешной социализации.

Ключевые слова: сказкотерапия, дошкольники, нарушение речи, сказка, социализация.

Детство — это особый период в жизни человека, который нужно прожить содержательно, радостно, а сказка — надёжный, добрый спутник в жизни каждого ребёнка.

Д. Родари

Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.

В. А. Сухомлинский

В современном обществе отмечается увеличение численности детей с речевыми нарушениями. Однако известно, что у ребенка вместе с развитием речи происходит формирование черт личности и характера, норм поведения в социуме. В педагогике и психологии активно изучается проблема развития социальных компетенций у детей дошкольного возраста.

С первых дней жизни человек окружен другими людьми, включен в социальное взаимодействие. Первый опыт общения человека происходит еще до того, как он начинает говорить. Человек от рождения существо социальное, его правильное развитие зависит не только от биологических, а, прежде всего, от социальных законов. Поэтому его формирование возможно только в процессе взаимодействия с другими людьми. В ходе, которого, ребенок получает определенный социальный опыт, который становится неотъемлемой частью его личности.

По мнению многих ученых (Л. И. Божович, Л. А. Венгер, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, М. И. Лисина, Д. Б. Эльконин, С. Л. Рубинштейн и др.), первые годы жизни — это критически важный период для социального, интеллектуального и личностного развития. Именно в дошкольном возрасте у человека формируется самосознание и первые представления о самом себе, образуются активные формы межличностного взаимодействия, социальные и моральные нормы.

Наблюдая за подготовительной группой компенсирующей направленности, обратила внимание, что воспитанники с нарушениями речи отличаются повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью, что часто провоцирует эмоциональные зажимы ребёнка, мешающие ему комфортно взаимодействовать как со взрослыми, так и со сверстниками. Часто они не могут договориться друг с другом, проявляют некоторую агрессивность, нежелание делиться игрушками и помочь товарищу в трудной ситуации, у них слабо развиты навыки сочувствия и сопереживания.

Из бесед с родителями я поняла, что они недостаточно уделяют времени для общения с детьми, почти не читают им на ночь сказки. Дети большую часть жизненных навыков усваивают путем подражания окружающим взрослым, родителям. Такое общение необходимо для полноценного формирования личности. А его отсутствие или недостаток вызывает психологические проблемы, трудности социальной адаптации.

Одно из самых сложных направлений дошкольного образования, социально-личностное развитие, мы посчитали целесообразным предложить дошкольникам в виде сказок. Сказка это одно из важнейших социально — педагогических средств развития личности. Она является элементом культуры и складывается на фольклорных корнях. Сказка обладает богатым социальным, нравственным потенциалом.

Именно в дошкольном возрасте ребёнок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному и чудесному. Любая сказка несет в себе ценный опыт поколений, мудрость предков, глубокий смысл и развивающие возможности. Сказка помогает ребенку взглянуть на сложные взаимоотношения, поведение и поступки сказочных героев со стороны, но и сделать на основании этого правильные выводы. Сказки служат моральным и нравственным законом, который предохраняя детей от неприятностей, учат жизни.

Во время обсуждения сказочного сюжета дошкольники имеют возможность оценить поступки героев, выбрать правильный стиль поведения, научиться осознанно проявлять чувства к окружающим. Сказки помогают детям усвоить нравственные ценности, правила бесконфликтного существования в обществе, познать социальный мир, способствуют адаптации к социальной среде.

Нами была предложена система работы по социализации детей старшего дошкольного возраста с помощью погружения ребёнка в сказку через различные виды деятельности: игровую, речевую, театральную и продуктивно-творческую. Мы, предлагаем использовать сказки в процессе рассказывания которых, дети узнают о том, что нужно находить себе друзей, что быть одному очень скучно; что нужно быть вежливым, уметь общаться со сверстниками и строить диалог со взрослыми.

Воспитание и развитие детей через знакомство со сказкой проводится в соответствии с программными требованиями, в комплексе всего образовательного процесса, не допуская перегрузки детей лишней информацией и учитывая состояние физического и психического здоровья и настроение ребят.

Вспоминая знакомые сказки, в которых герои попадали в беду по различным причинам, мы изучали правила социально безопасного поведения дома и на улице, стимулировали интерес к образовательной деятельности, развивали умение и готовность слушать друг друга, воспитывали дружеские отношения между детьми, желание заниматься сообща и выполнять игровые задания, развивали коммуникативные навыки.

С большим удовольствием дети участвовали в подвижных играх с, с использованием шапочек героев сказок: «Зайцы и волк», «У медведя во бору», «Гуси-лебеди», «Заинька», «Лиса на охоте» и другие. Для формирования правильной артикуляции и дикции использовали дыхательную, артикуляционную гимнастику, пальчиковые игры, физкультурные минутки по сюжетам сказок.

Работу со сказкой связали со всеми видами деятельности. Рисовали любимых героев и отдельные сюжеты из сказок. В лепке и аппликации дети удовлетворяли желание в образном выражении своих эмоций и впечатлений. Используя домашние задания привлекали родителей к активному взаимодействию.

Родители и дети приняли активное участие в изготовлении книжек-малышек, продемонстрировали богатую фантазию и творческие возможности. Текст и иллюстрации были полностью авторскими. Книжки-самоделки в жанре сказки, получились очень интересные, необычные и красочные. Свои книжки ребята представили в младших группах и центральной детской библиотеке.

С целью развития у детей инициативы и самостоятельности, снятию зажатости и скованности было проведено открытое НОД «В гости к сказке». В ходе всего НОД решали проблемные ситуации: помогали жителям сказочной страны, отгадывали загадки, собирали пазлы, помогали героям сказок. Совместно с воспитанниками старшей группы проведена викторина «Путешествие по сказкам», в ходе которой ребята проявили себя настоящими знатоками сказок и показали умение работать в команде. Самым интересным стало детско-родительское собрание «По страницам сказок» в ходе которого родителям рассказали о значении сказки в развитии ребенка, дали рекомендации какие сказки нужно читать, показали приемы работы со сказкой. Совместно с родителями пополнили библиотеку группы новыми красочными книгами и дисками со сказками. Была создана видеотека презентаций, фотослайдов по работе со сказками.

В самостоятельной деятельности дети раскрашивали иллюстрации из сказок разными способами: карандашами, красками, пластилином, играли в настольные игры «Любимые сказки»; составляли из пазлов сюжеты и героев сказок. Чтобы повысить эффективность работы был сконструирован лэпбук «По дорогам сказок». Проводя работу с лэпбуком ребенок по своему желанию с радостью повторяет пройденное, что позволяет лучше понять и запомнить полученные знания.

В группе был оформлен театральный уголок, чтобы дети учились применять полученные в ходе совместной деятельности знания и навыки. Заинтересовавшись театрализацией, подготовили и показали инсценировку сказки «Теремок на новый лад» родителям и воспитанникам младших групп ДОУ. Дети активно выражали состояние персонажа с помощью мимики, голоса, интонации в изображении характерных особенностей героев. Особенно ценно то общение, которое возникало в процессе совместной подготовки к спектаклю: дети обменивались информацией, учились распределять ответственность, достигать взаимопонимания как со взрослыми, так и со сверстниками.

Опыт моей работы показывает, что развивающие способности сказкотерапии огромны, она не только источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, но и легко доступный способ социализации старших дошкольников. Сложившаяся система работы позволяет детям с нарушениями речи адаптироваться к социальной среде.

Литература:

  1. Алябьева Е. А. Эмоциональные сказки. Беседы с детьми о чувствах и эмоциях. — М.: ТЦ Сфера, 2015.
  2. Безруких М. М. Развитие социальной уверенности у дошкольников. — М.: Владос,2003.
  3. Буре Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. — М.: Мозаика — Синтез, 2011.
  4. Лопатина А. Начала мудрости. 50 уроков о добрых качествах. — М.: Амрита-Русь, 2008.
  5. От рождения до школы. Примерная образовательная программа дошкольного образования. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
  6. Познавательные сказки для детей 4–7 лет. Методическое пособие/ сост. Л. Н. Вахрушева. — М.,2012
  7. Усова А. П. Русское народное творчество детскому саду. Книга для воспитателей дет. садов. — М.: Просвещение, 1972.
  8. Хаустова М. Н., Попова Е. В., Насибуллина А. Д. Сказкотерапия как средство развития коммуникативных умений старших дошкольников с общим недоразвитием речи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2016.
  9. Шорыгина Т. А. Познавательные сказки. Беседы с детьми о Земле и её жителях. — М.: ТЦ Сфера, 2015.
  10. Шорыгина Т. А. Мудрые сказки. Беседы с детьми о пословицах и крылатых выражениях. — М.: ТЦ Сфера, 2015.
  11. Шорыгина Т. А. Общительные сказки. Беседы с детьми о вежливости и культуре общения. — М.: ТЦ Сфера, 2015.
  12. Шорыгина Т. А. Спортивные сказки. Беседы с детьми о спорте и здоровье. — М.: ТЦ Сфера, 2015.
  13. Шиян О. А. Развитие творческого мышления. Работаем по сказке. — М.: МОЗАИКА — СИНТЕЗ, 2016. — 112 с.
Основные термины (генерируются автоматически): сказка, ребенок, нарушение речи, дошкольный возраст, герой сказок, родитель, социальная среда, ходя.


Похожие статьи

Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста

В статье рассматривается вопрос о роли сказки в формировании развития речи детей дошкольного возраста, описываются методы и игровые приемы работы со сказкой, а также этапы работы со школьниками по сказкотерапии.

Сказкотерапия как метод развития и коррекции психических явлений детей и подростков. Опыт работы Дома детского творчества г. Азова

В статье представлен опыт использования метода сказкотерапии для диагностики, коррекции и разностороннего развития детей и подростков.

Сказкотерапия как метод коррекции агрессивного поведения у дошкольников

Статья посвящена сказкотерапии и ее основным функциям при работе с детьми. Особое внимание уделяется трем функциям сказок: диагностической, терапевтической и прогностической. Автором рассматривается методы использования сказкотерапии как специалистам...

Психолого-педагогическая подготовка детей с ОВЗ к школьному обучению посредством использования элементов сказкотерапии

В статье авторы пытаются раскрыть особенности и подходы при подготовке детей с ограниченными возможностями здоровья к школьному обучению.

Сказкотерапия как средство работы с детскими страхами у дошкольников

В статье рассматриваются детские страхи и причины их возникновения. Предложены основные способы коррекционной работы детских страхов у дошкольников.

Сказкотерапия как метод профилактики тревожности младших школьников

В статье авторы поднимают проблему тревожности, рассказывают о сказкотерапии как методе коррекции тревожности и приводят пример авторской сказки.

Педагогические условия использования мультипликации как средства социализации детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрыты особенности социализации обучающихся старшего дошкольного возраста посредством включения их в совместную мультипликационную деятельность взрослых и детей.

Использование элементов сказкотерапии и здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях

В статье описывается сочетание сказки с технологиями сохранения и стимулирования здоровья. Приводятся примеры сочетания элементов сказкотерапии с технологиями сохранения и стимулирования здоровья на отдельных этапах логопедических занятий.

Обучение старших дошкольников пересказу посредством использования приемов мнемотехники

В статье раскрываются возможности использования мнемотехники в работе с детьми старшего дошкольного возраста, направленных на развитие связной речи. Предлагаются этапы и правила работы по использованию мнемотехнических приемов.

Активизация развития речи детей через лингвистические игры (из опыта работы)

В статье рассматриваются особенности активизации развития речи детей до-школьного возраста, описывается технология опыта работы с дошкольниками с задержкой речевого развития.

Похожие статьи

Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста

В статье рассматривается вопрос о роли сказки в формировании развития речи детей дошкольного возраста, описываются методы и игровые приемы работы со сказкой, а также этапы работы со школьниками по сказкотерапии.

Сказкотерапия как метод развития и коррекции психических явлений детей и подростков. Опыт работы Дома детского творчества г. Азова

В статье представлен опыт использования метода сказкотерапии для диагностики, коррекции и разностороннего развития детей и подростков.

Сказкотерапия как метод коррекции агрессивного поведения у дошкольников

Статья посвящена сказкотерапии и ее основным функциям при работе с детьми. Особое внимание уделяется трем функциям сказок: диагностической, терапевтической и прогностической. Автором рассматривается методы использования сказкотерапии как специалистам...

Психолого-педагогическая подготовка детей с ОВЗ к школьному обучению посредством использования элементов сказкотерапии

В статье авторы пытаются раскрыть особенности и подходы при подготовке детей с ограниченными возможностями здоровья к школьному обучению.

Сказкотерапия как средство работы с детскими страхами у дошкольников

В статье рассматриваются детские страхи и причины их возникновения. Предложены основные способы коррекционной работы детских страхов у дошкольников.

Сказкотерапия как метод профилактики тревожности младших школьников

В статье авторы поднимают проблему тревожности, рассказывают о сказкотерапии как методе коррекции тревожности и приводят пример авторской сказки.

Педагогические условия использования мультипликации как средства социализации детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрыты особенности социализации обучающихся старшего дошкольного возраста посредством включения их в совместную мультипликационную деятельность взрослых и детей.

Использование элементов сказкотерапии и здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях

В статье описывается сочетание сказки с технологиями сохранения и стимулирования здоровья. Приводятся примеры сочетания элементов сказкотерапии с технологиями сохранения и стимулирования здоровья на отдельных этапах логопедических занятий.

Обучение старших дошкольников пересказу посредством использования приемов мнемотехники

В статье раскрываются возможности использования мнемотехники в работе с детьми старшего дошкольного возраста, направленных на развитие связной речи. Предлагаются этапы и правила работы по использованию мнемотехнических приемов.

Активизация развития речи детей через лингвистические игры (из опыта работы)

В статье рассматриваются особенности активизации развития речи детей до-школьного возраста, описывается технология опыта работы с дошкольниками с задержкой речевого развития.

Задать вопрос