Профессиональная подготовка и инновационное мышление тренеров по художественной гимнастике | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №11 (301) март 2020 г.

Дата публикации: 15.03.2020

Статья просмотрена: 1637 раз

Библиографическое описание:

Валяева, И. С. Профессиональная подготовка и инновационное мышление тренеров по художественной гимнастике / И. С. Валяева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 11 (301). — С. 203-206. — URL: https://moluch.ru/archive/301/68086/ (дата обращения: 18.12.2024).



Качественные и количественные показатели тренерской работы являются фактором способности страны обучать профессиональных гимнасток. Наша страна гордится большим количеством выдающихся тренеров, которые сделали художественную гимнастику завораживающей. Во многих национальных федерациях работают российские тренеры, что способствует развитию мировой художественной гимнастики, а также доказывает эффективность российской системы подготовки тренеров, которая учитывает требования современной спортивной практики. Технологический подход к процессу и инновации вскоре стали тенденцией развития художественной гимнастики в начале нового столетия, заставляя совершенствоваться в новом, более жестком и более захватывающем направлении. В данной статье представлены основные идеи и способы культивирования инновационного мышления тренеров в сочетании с последними правилами Технического комитета Международной федерации. Он придает большое значение инновациям и служит ориентиром для развития инновационных движений в художественной гимнастике в Китае.

Ключевые слова: педагогика спорта; подготовка тренеров; инновационное движение; инновационное мышление; психология спорта.

1. Особенности профессиональной подготовки тренеров по художественной гимнастике

Выдающиеся выступления гимнасток показывают, что спорт процветает. Профессиональные навыки тренеров являются основой результативности спортсменов. Тренерская профессия требует большое количество профессиональных знаний, навыков и соответствующих способностей. Характеристика лучших тренеров заключается в том, что они имеют чувство перспективы, понимают направление развития гимнастики и прогнозируют, каким оно будет завтра. Тренер должен четко понимать особенности своей профессиональной деятельности, принимая во внимание специфику выбранного вида спорта и моменты его развития. Профессиональная подготовка должна основываться на систематическом взаимодействии между преподавателями и студентами кафедры, которая реализует программу подготовки будущих тренеров, а также экспертами из детско-юношеских спортивных школ и даже национальной сборной по художественной гимнастике. Только такой практический подход позволит определить актуальные потребности современной спортивной подготовки и адекватно спроектировать соответствующий учебный процесс в вузе.

Кафедра теории и методики гимнастики НГУ имени П. Ф. Лесгафта является не только местом зарождения художественной гимнастики, но и методическим центром профессиональной подготовки и повышения квалификации тренеров. Аспиранты, магистры и студенты активно участвуют в деятельности по научно — методическому обеспечению сборных команд России по художественной гимнастике, а также проводят исследования в рамках научно-исследовательских работ Министерства спорта. Постоянное участие специалистов кафедры в системе подготовки спортивного резерва и сборных команд России по художественной гимнастике позволяют своевременно вносить изменения в содержание программы подготовки будущих тренеров.

2. Психологическое качество тренера

Эффективность тренерской работы является необходимым условием для разработки и совершенствования тренировочных программ, улучшающих спортивные показатели. Тренер должен пройти трудный путь карьерного роста, чтобы приобрести знания и навыки, необходимые для эффективного обучения. В состав главных личных качеств должно входит такое, как — любопытство, то есть стремление следить за изменениями в тенденциях развития, а также вести себя уверенно и превосходить мирские взгляды. Тренеры по художественной гимнастике отвечают за улучшение физических, психологических и эмоциональных показателей спортсменов. Обычно это включает в себя различные навыки: планирование, интерпретация, наблюдение, оценка, адаптация и документирование процесса обучения. Качественные результаты требуют эффективной работы при овладении этими навыками.

Работа тренера относится к видам деятельности с экстремальными условиями, так как она связана с сильными нервно-психическими нагрузками, особенно во время соревнований и носит нерегламентированный характер. Отмечая специфику деятельности тренера, необходимо заметить, что «будучи в своей основе конкурентной, она постоянно держит тренера в состоянии определенной степени психического напряжения... в условиях, когда основным мотивом (и критерием успешности) всей деятельности тренера являются результаты его учеников — критерии его профессионального, педагогического мастерства».

Также можно выделить три основные группы психических состояний в профессиональной деятельности тренера: состояния, проявляющиеся в процессе трудовой деятельности: утомление (переутомление, психическое пресыщение), монотония, профессиональное выгорание и др.; профессиональный стресс (напряженность); предстартовые состояния (стартовая лихорадка и апатия, боевая готовность и др.). Психическое состояние тренера, проявляющееся в его поведении, воздействует на психику спортсмена, вызывая определенную реакцию, которая проявляется на аффективном и поведенческом уровне. Предстартовые состояния тренера, с одной стороны, влияют на настроение спортсмена, с другой — на качество указаний, даваемых тренером непосредственно перед соревнованием.

Психологическая подготовка тренеров — это профессиональное самообразование и часть саморегуляции психического состояния. Инновационное психологическое качество тренеров является основой формирования творческого мышления, а также предпосылкой успешного движения художественной гимнастики. Успех инноваций в художественной гимнастике неотделим от творчества тренеров. Предпосылка творчества заключается в том, чтобы иметь сильную мотивацию для инноваций. Только те, кто имеет сильную мотивацию, могут вдохновлять на высокоактивное инновационное мышление. Кроме того, хорошее умственное качество инноваций также проявляется в процессе инновационных экспериментов с сильным качеством воли и чувством риска. Поэтому говорить о креативном мышлении тренера бессмысленно без хорошего психологического качества.

Хороший тренер знает общие условия спортсменов, которых он тренирует, даже когда спортсмены не могут точно выразить свое психическое состояние.

3. Инновационное движение иинновационное мышление тренеров по художественной гимнастике

Инновационное мышление играет все более заметную роль в современной художественной гимнастике, то есть в новизне и оригинальности. Оно является воплощением инновационных способностей. Инновационное движение художественной гимнастики начинается с наблюдения. Способность к восприятию совершенна и точна, а полученная информация богата и глубока. Для тренера важно получать вдохновение, и иметь богатое воображение. Кроме того, всестороннее накопление знаний является источником инновационного мышления.

Статистика показывает, что спортсмены из европейских стран, таких как Россия, Украина и Беларусь, находятся на переднем крае инноваций, потому — что они имеют сильные технические преимущества и информационные каналы, что полностью показывает их ведущую роль в области инноваций. Китай достиг положительных результатов лишь на начальном этапе инноваций, продемонстрировав определенную инновационную силу и укрепив уверенность в развитии китайской художественной гимнастики.

После нескольких международных соревнований по внедрению новых правил было показано, что страны всего мира полностью осознали значение инновационных движений для развития художественной гимнастики и придают большое значение обучению и исследованию инновационных движений. Для этого необходимо, чтобы тренер всегда наблюдал и изучал тенденции развития данного спорта, понимал информацию об инновациях в мире, понимал динамику инноваций и следил за ее изменениями и законами развития.

В данной статье эффективность применения инновационного мышления в упражнениях по художественной гимнастике проверяется с точки зрения «5 способов мышления по Гарднеру». Это позволит тренеру определить области, которые влияют на уровень спортивных результатов.

  1. Дисциплинарное мышление. Предусматривает одно направление — выделенную область знаний, непосредственно связанную с направлением научной деятельности или профессии.
  2. Синтетическое мышление. Представляет собой сенсорное запечатление, фотографический слепок объекта. Он яркий, отражает массу чисто внешних деталей и характеристик. Проявляется в том, чтобы создавать что-то новое, оригинальное, комбинировать несходные, часто противоположные идеи, взгляды, осуществлять мысленные эксперименты.
  3. Творческое мышление. Объединяет синтетическое и дисциплинарное для выхода на новый уровень, процесс созидания, обработки информации через образные, сенсорные, нестандартные мыслительные связи и концепции, который приводит к принципиально новым решениям проблемной ситуации, к новым идеям, открытиям и явлениям.

Способность мыслить нешаблонно наделяет человека креативностью, находчивостью, остроумием, предприимчивостью.

  1. Уважительное мышление, включающее в себя способность понимать и взаимодействовать с другими людьми. Необходимо постоянно помнить, что тренер тренирует людей, а не программы. Поэтому вполне справедливо, что отношение тренера и спортсмена оказывает влияние на работоспособность спортсмена и на общую успешность программы.
  2. Этическое мышление. Предоставляет гарантии, что работа выходит за пределы личных интересов и способствует росту благополучия общества.

Заключение

Тренерам предстоит долгий, нелегкий, но интересный путь, особенно в таком виде спорта. Ведь спортсменки приходят в художественную гимнастику совсем маленькими детьми, а в итоге вырастают в чемпионок Мирового уровня. Надежный наставник является неотъемлемой частью успешного становления спортсменов. Инновационная деятельность по художественной гимнастике должна иметь инновационного тренера, а самое главное для инновационного тренера — это инновационное мышление. Инновационные методы для тренеров должны выходить за рамки основ, в том числе ключевых моментов из 5 перечисленных способов мышления, и напрямую влиять на производительность спортсмена.

Быстрое развитие инновационных движений в художественной гимнастике неизбежно требует, чтобы режим мышления наших тренеров также менялся, с закрытого на открытый, с консервативного на инновационный, с однозначного на многомерный; а также работал на опережение и новаторство.

Литература:

  1. 赵光强.中外艺术体操集体项目技术现状之比较.辽宁师范大学,2012.
  2. Е. С. Крючек, Е.Е.Медведева, Л. А. Винер-Усманова, Р. Н. Терехина. Художественная гимнастика. История, состояние и перспективы развития. Москва «Человек», 2014.
  3. В. Л. Марищук. Методики психодиагностики в спорте. Москва «Просвещение», 1990.
  4. 盛宁宁.中外艺术体操集体项目技术水平差距探析.辽宁师范大学,2007.
  5. А. К. Мынбаева. Инновационное мышление современного педагога. «Народное образование. Педагогика»
  6. Н. Р. Юсуфбекова. Общие основы педагогической инноватики. Опыт разработки инновационных процессов в образовании. — М., 1991.
  7. K. Thorne, D. Mackey. Training. Handbook of the trainer. 1996
Основные термины (генерируются автоматически): художественная гимнастика, инновационное мышление, тренер, инновационное движение, тенденция развития, инновационный тренер, профессиональная подготовка, психическое состояние, сильная мотивация, творческое мышление.


Ключевые слова

психология спорта, педагогика спорта, подготовка тренеров, инновационное движение, инновационное мышление

Похожие статьи

Адаптивный фитнес в высших учебных заведениях

Физическая культура и спорт — средства созидания гармонично развитой личности. Они помогают сосредоточить все внутренние ресурсы организма на достижении поставленной цели, повышают работоспособность, позволяют втиснуть в рамки короткого рабочего дня ...

Будущее физического воспитания: тенденция использования технологий

Физическое воспитание играет важнейшую роль в укреплении здоровья и хорошего самочувствия. Оно является важным компонентом всестороннего образования, поскольку дает людям знания и навыки, необходимые для поддержания здорового образа жизни на протяжен...

Уровень осведомленности студенческого сообщества о современных видах спорта и возможности их внедрения в повседневную жизнь

Современный спорт имеет огромное влияние на физическое и духовное развитие молодежи. Общество нуждается в открытии и совершенствовании нового, привнося огромный вклад в появление различных видов и подвидов спортивной культуры. Все это позволяет привл...

Особенности и порядок подготовки спортивного резерва на примере развития тяжелой атлетики в Красноярском крае

В данной статье рассматриваются особенности и порядок подготовки спортивного резерва на примере развития тяжелой атлетики в Красноярском крае. А также проведен анализ эффективности деятельности организаций по подготовке спортивного резерва на примере...

Авторский комплекс коррекции технико-тактического мастерства спортивных акробатов

В статье освещается перспективный подход к совершенствованию тренировочного процесса в спортивной акробатике, основанный на интеграции элементов классического балета, спортивной и художественной гимнастики. Проведенные исследования позволили выявить,...

Применение инновационных педагогических технологий в дизайн-образовании

Современная система высшего профессионального образования проходит этап модернизации: обновляется содержание, внедряются новые образовательные технологии. Совершенствование педагогических технологий формирования профессиональной компетентности будущи...

Дополненная и виртуальная реальность в образовании

Компьютерные технологии активно используются в образовательном процессе практически в каждом уголке земного шара. Однако, до сих пор продолжаются споры между педагогами о пользе и вреде компьютерных игр, что ограничивает их применение. Тем не менее, ...

Программы развития студенческой молодежи в области образования: тенденции 2016 г. (по материалам Омского государственного технического университета)

Высшее профессиональное образование оказывает первостепенное влияние на обеспечение всех отраслей народного хозяйства высококвалифицированными кадрами. Только грамотные, эрудированные, нацеленные на достижение высоких результатов и следование самым в...

Интегративный подход фиджитал-спорта как инновационного направления внеучебной деятельности студентов Оренбургского государственного медицинского университета

Среди различных форм внеучебной активности в университетах всё популярнее становится новаторский социальный проект под названием «Игры будущего», который привлек внимание студентов, преподавателей и работников образовательных структур благодаря приме...

Плавательная подготовка синхронисток высокой квалификации

В статье представлены результаты исследования плавательной подготовки синхронисток высокой квалификации. Плавательная подготовка в синхронном плавании имеет очень важную роль в тренировочном процессе спортсменок. От плавательной подготовки зависит ре...

Похожие статьи

Адаптивный фитнес в высших учебных заведениях

Физическая культура и спорт — средства созидания гармонично развитой личности. Они помогают сосредоточить все внутренние ресурсы организма на достижении поставленной цели, повышают работоспособность, позволяют втиснуть в рамки короткого рабочего дня ...

Будущее физического воспитания: тенденция использования технологий

Физическое воспитание играет важнейшую роль в укреплении здоровья и хорошего самочувствия. Оно является важным компонентом всестороннего образования, поскольку дает людям знания и навыки, необходимые для поддержания здорового образа жизни на протяжен...

Уровень осведомленности студенческого сообщества о современных видах спорта и возможности их внедрения в повседневную жизнь

Современный спорт имеет огромное влияние на физическое и духовное развитие молодежи. Общество нуждается в открытии и совершенствовании нового, привнося огромный вклад в появление различных видов и подвидов спортивной культуры. Все это позволяет привл...

Особенности и порядок подготовки спортивного резерва на примере развития тяжелой атлетики в Красноярском крае

В данной статье рассматриваются особенности и порядок подготовки спортивного резерва на примере развития тяжелой атлетики в Красноярском крае. А также проведен анализ эффективности деятельности организаций по подготовке спортивного резерва на примере...

Авторский комплекс коррекции технико-тактического мастерства спортивных акробатов

В статье освещается перспективный подход к совершенствованию тренировочного процесса в спортивной акробатике, основанный на интеграции элементов классического балета, спортивной и художественной гимнастики. Проведенные исследования позволили выявить,...

Применение инновационных педагогических технологий в дизайн-образовании

Современная система высшего профессионального образования проходит этап модернизации: обновляется содержание, внедряются новые образовательные технологии. Совершенствование педагогических технологий формирования профессиональной компетентности будущи...

Дополненная и виртуальная реальность в образовании

Компьютерные технологии активно используются в образовательном процессе практически в каждом уголке земного шара. Однако, до сих пор продолжаются споры между педагогами о пользе и вреде компьютерных игр, что ограничивает их применение. Тем не менее, ...

Программы развития студенческой молодежи в области образования: тенденции 2016 г. (по материалам Омского государственного технического университета)

Высшее профессиональное образование оказывает первостепенное влияние на обеспечение всех отраслей народного хозяйства высококвалифицированными кадрами. Только грамотные, эрудированные, нацеленные на достижение высоких результатов и следование самым в...

Интегративный подход фиджитал-спорта как инновационного направления внеучебной деятельности студентов Оренбургского государственного медицинского университета

Среди различных форм внеучебной активности в университетах всё популярнее становится новаторский социальный проект под названием «Игры будущего», который привлек внимание студентов, преподавателей и работников образовательных структур благодаря приме...

Плавательная подготовка синхронисток высокой квалификации

В статье представлены результаты исследования плавательной подготовки синхронисток высокой квалификации. Плавательная подготовка в синхронном плавании имеет очень важную роль в тренировочном процессе спортсменок. От плавательной подготовки зависит ре...

Задать вопрос