Анализ применения CRM-систем на предприятиях | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №11 (301) март 2020 г.

Дата публикации: 13.03.2020

Статья просмотрена: 3401 раз

Библиографическое описание:

Джеентаева, К. М. Анализ применения CRM-систем на предприятиях / К. М. Джеентаева, В. С. Зимина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 11 (301). — С. 237-239. — URL: https://moluch.ru/archive/301/68089/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье проанализирована проблема повышения эффективности бизнес-процессов. В работе выявлены и обоснованы достоинства и недостатки внедрения CRM-системы. Выделяются и описываются аспекты, влияющие на ее успешное функционирование. Исследовательская задача авторов заключается в оценке целесообразности внедрения CRM-системы. На основании анализа статистических данных, а также привлечения экспертных мнений авторы обосновывают идею о том, что, компаниям, рассматривающим вопрос внедрения CRM, необходимо тщательно взвесить ее преимущества, недостатки и определить четко требуемый функционал.

Ключевые слова: CRM-система, внедрение CRM-системы, преимущества и недостатки CRM-системы, анализ продаж при внедрении CRM-системы

Key words: CRM-system, implementation CRM-system, advantages and disadvantages of CRM-system, sales analysis post-imlementation CRM-system

В настоящее время на первый план в развитии деятельности предприятий выходит проблема повышение эффективности производства с помощью внутренних резервов оптимизации. В связи с этим трендом интерес к CRM-системам непрерывно растёт, так как они могут решить проблемы загрузки ресурсов и эффективности работы бизнеса. Именно поэтому анализ применения данного класса программного обеспечения является актуальным. Наблюдается устойчивый рост спроса на CRM-системы, бизнес начинает понимать ценность автоматизации как объекта инвестирования и как инструмента. Согласно отчёту IDC, к концу 2021 г. глобальный доход бизнеса увеличится на 1,1 триллиона долларов США, благодаря использованию AI, связанного с деятельностью CRM [1]. Проблема CRM-систем, являясь актуальной, постоянно поднимается на научных конференциях (CRM и продажи), форумах (Finance CRM Force 2019), вебинарах (CRM-система Microsoft Dynamics), встречах (Закрытая встреча с Главой CRM&Лояльности). В большей степени на упомянутых мероприятиях охватываются вопросы эффективного внедрения CRM-систем, а аспекты анализа использования CRM-систем остаются неосвещенными. Высокая значимость и недостаточная практическая разработанность проблемы определяют несомненную новизну данного исследования.

Прежде чем приступить к анализу CRM-системы, обратимся к определению данной системы, уделим внимание её функциям. CRM-система — система управления взаимоотношениями с клиентами, т. е. прикладное программное обеспечение для предприятий, предназначенное для автоматизации стратегий взаимодействия с заказчиками, в частности, для повышения уровня продаж, оптимизации маркетинга и улучшения обслуживания клиентов.

CRM-система оказывает положительное влияние на деятельность организаций разных масштабов. Обозначим некоторые преимущества её использования.

1. Увеличение скорости принятия решений за счёт объединения разрозненных данных о клиентах и сохранения историй с клиентами. CRM-система позволяет автоматически отслеживать важные события, связанные с клиентами. Так, CRM-система способствует повышению эффективности рабочего времени, полностью автоматизирует и оптимизирует коммерческие бизнес-процессы и взаимодействие с клиентами, позволяет контролировать каждый этап сделки, формировать задачи, распределять их между сотрудниками и отравлять различные напоминания в процессе ведения сделки [2]. Например, Lightning Sync легко синхронизирует почтовые ящики, мобильные устройства и календари в Salesforce; можно добавить развернутое описание для каждого приглашения на встречу или контакта в Outlook или Gmail. Salesforce Inbox переносит возможности первой в мире CRM платформы в почтовый ящик. Благодаря встроенному анализу продаж, набор приложений оптимизирует рабочий процесс менеджеров, позволяя им обновлять данные о продажах в режиме реального времени, быстрее заключать сделки и получать подсказки для подписания договоров [3].

Специалисты PONY EXPRESS, проанализировав результаты внедрения CRM-системы, выяснили: «После внедрения CRM цикл продаж по телефону сократился с 60 до 25 дней, а срок заключения договоров сократился с 24 до 3 часов. При этом уровень удовлетворенности клиентов, как и уровень удержания клиентов вырос на 5 %».

2. Маркетинговые акции становится более клиентоориентированными, так как система хранит данные о каждом клиенте. CRM-система позволяет определить и спланировать потребность в ресурсах для работы с тем или иным клиентом. Например, в Salesforce можно воспользоваться функцией «портрет клиента 360°» — это полный обзор клиентов, их расширенные данные, а также полная информация о сделках, в которых они участвуют.

3. Повышается достоверность отчётов и точность прогнозов по продажам за счёт систематизации информации. Благодаря автоматизации процесса взаимодействия с клиентами все бумажные документы могут быть переведены в электронный вид. Так, «1С-Битрикс» объявила о добавлении новой CRM-аналитик в «Битрикс24» [4]. По мнению эксперта сервиса «Битрикс24»: «CRM-один из важнейших блоков “Битрикс24”. Сегодня все сотрудники работают на увеличение продаж. Руководителям важно оперативно понимать, что в бизнесе работает хорошо, а что можно улучшить. Новые отчёты в CRM помогут руководителям получить данные по любым сделкам всего за несколько кликов. Теперь оценивать работу коллег, прогнозировать доход и находить проблемные места помогают понятные отчёты» [5]. Важная особенность отчётов CRM-аналитики — возможность отфильтровать результаты по любым, пользовательским полям.

4. CRM-система интегрируется с любыми другими системами. Например, в системе Salesforce Sales Cloud можно использовать приложения электронной почты, что позволит оперативно работать внутри почтового ящика- [6]. Но сфере CRM-систем ещё предстоит решать вопросы стабильности работы всей связки, например, самой CRM, онлайн-чата и телефонии. Это три разных поставщика, следовательно, возможны сбои в любом из компонентов.

5. Улучшается качество и оперативность обслуживания запросов потребителей благодаря доступу ко всем деталям взаимодействия с клиентами. Эксперты компании по продаже и обслуживанию авто «БЦР МОТОРС»: «После внедрения CRM продажи выросли на 40 %, число потерянных клиентов снизилось в 2 раза, время на бумажные процедуры снилось в 3 раза, скорость обслуживания клиентов повысилась в 2 раза».

Следует отметить, что по статистическим данным, использование Salesforce Sales Cloud увеличивает объём продаж почти на 50 %, а продуктивность менеджеров на 44 %, что представляет собой высокий результат. Данные показатели можно представить на диаграмме:

Рис. 1. Анализ продаж на предприятии до и после внедрения CRM-системы

Рассмотрим основные причины неудач использования CRM-системы.

  1. Не все участники процесса убеждены в преимуществах данной системы, а, следовательно, не заинтересованы в успешной её эксплуатации. Решая вопрос о приобретении CRM-системы, важно учитывать квалификацию персонала и желание обучаться работе в системе. Некоторые исследователи рекомендуют обучать работе в данной системе исключительно высококвалифицированные кадры.
  2. Заказчики не всегда способны определить четкие задачи CRM-системы. Следует изначально понимать принципиальные особенности организации, представлять конкретные требования, предъявляемые системе.
  3. Неправильный выбор разработчика программного продукта.
  4. Некорректная постановка требований к системе. Исходя из определённых качеств, которыми должна обладать система, предъявляемых заказчиком требований, поставленных задач, необходимо выбрать систему, подходящую той или иной компании. Обратимся к Таблице 1.

Таблица 1

Сравнение актуальных CRM-систем

Название системы

Сбербанк

Битрикс 24

amoCRM

Мегаплан

Интеграция

есть

есть

есть

есть

Мобильное приложение

есть

есть

есть

есть

Облако/Сервер

есть/есть

есть/есть

есть/нет

есть/нет

Групповые чаты

есть

есть

нет

нет

Аналитика

есть

есть

есть

есть

Экспорт контактов в CSV, Excel, Outlook

есть

есть

есть

нет

Стоимость, руб./мес.

0 или 550

1190–11190

499–1499

399–9500

5. Неверный подход к вопросу обучения в сфере CRM-системы. На этапе запуска программы компания — разработчик должна проводить обучение высококвалифицированного персонала по работе с данной программой. Вследствие того, что информационные технологии совершенствуются, система требует постоянного контроля и консультаций опытных специалистов [7].

6. Цена. Обычно уровень цен на систему достаточно высок и соответственно является довольно затратным для компаний, относящихся к малому бизнесу. По — мнению эксперта в сфере CRM-систем, — «проекты [кастомной разработки внедрения] обычно начинаются от 300 тысяч. Если планировать автоматизацию, то сложно сказать, сколько это будет стоить. Кому-то подойдет amoCRM, и стоить внедрение будет около 500 тысяч рублей, а кому-то лучше будет Битрикс24 — а это уже около 900 тысяч. В нашей работе кейсы есть от 80 тысяч до двух и более миллионов». Также существуют дополнительные расходы: техподдержка компании, доработки, интеграция с сервисами, обновления программ, дополнительное место на диске. Возможным решением данной проблемы может послужить высокое распространение системы среди всех видов бизнеса, а, следовательно, и снижение цены [8]. Но по данным профильного портала «Практика CRM», затраты на внедрение системы отбиваются в срок от 3 месяцев. Если взять компанию с оборотом 1 млн.р. в месяц, то при внедрении системы ожидаемый эффект составит от 80 до 180 тысяч рублей в месяц — в качестве дополнительной прибыли.

7. Безопасность. Абсолютно безопасных CRM-систем не существует -ни облачных, ни серверных. А в CRM содержится и клиентская база, и коммерческая информация. Существует вероятность колоссальных утечек данных и их повреждения (дефект обновления Salesforce летом 2018 года) [9].

Чтобы избежать провалов системы и безболезненно провести процедуру её внедрения в бизнес, необходимо придерживаться специального механизма. Следует учесть, что «внедрение CRM от таких гигантов как SAP, Microsoft и т. п. может длиться месяцами, а иногда и годами» [10].

CRM-система пользуется огромным спросом. Так, информационный портал TAdviser упоминает Министерство финансов Камчатского края, продуктом которого является Норбит: Госзаказ, выполненный в технологии CRM-управление взаимоотношениями с клиентами [11].

В заключение следует отметить, что внедрение CRM-системы является технически и организационно сложным, финансово затратным процессом, моментального экономического эффекта которого ожидать не всегда целесообразно. При этом сам факт внедрения и применения не гарантирует ее успешного использования.

Литература:

  1. Huffpost, [Электронный ресурс], — дата обращения 18.11.2019. https://www.huffpost.com/entry/by-2021-ai-powered-crm-will-create-800000-net-new_b_59416cb3e4b03e17eee088a3

2. «Норбит» внедрил облачную CRM на базе «Битрикс24» в «Сталкер групп», Cnews, 10.07.2019, [Электронный ресурс], — дата обращения 18.11.2019. https://www.cnews.ru/news/line/2019–07–10_norbit_vnedril_oblachnuyu_crm_na_baze_bitriks24

  1. Cnews, 28.02.2019. [Электронный ресурс], — дата обращения 18.11.2019. https://www.cnews.ru/news/line/2019–02–28_mkb_obnovil_crm_dlya_vedeniya_korporativnogo_biznesa
  2. TAdviser, [Электронный ресурс], — дата обращения 18.11.2019. http://www.tadviser.ru/index.php/ %D0 %9F %D1 %80 %D0 %BE %D0 %B4 %D1 %83 %D0 %BA %D1 %82:SAP_CRM_(SAP_Customer_Relationship_Management)
  3. Официальный партнер Salessolutions, [Электронный ресурс], — дата обращения 24.11.2019. http://www.salessolutions.ru/
  4. SalesapCRM, [Электронный ресурс], — дата обращения 18.11.2019. https://salesap.ru/blog/skolko-stoit-crm-sistema/
  5. Threatpost, [Электронный ресурс], — дата обращения 18.11.2019. https://threatpost.ru/salesforce-marketing-cloud-api-bug-could-have-led-to-data-leak/27643/
Основные термины (генерируются автоматически): CRM, система, внедрение CRM-системы, клиент, данные, CSV, EXPRESS, IDC, PONY, почтовый ящик.


Ключевые слова

CRM-система, внедрение CRM-системы, преимущества и недостатки CRM-системы, анализ продаж при внедрении CRM-системы

Похожие статьи

К вопросу о проблемах организации системы риск-менеджмента на предприятии

В данной статье рассматривается актуальный вопрос важности интеграции и использования системы риск-менеджмента в работе современных предприятий. В ходе исследования проведен обзор системы-риск менеджмента: ее преимущества и основные этапы применения....

Анализ эффективности внедрения ERP-систем в организациях строительной отрасли

В данной статье рассмотрены подходы к анализу эффективности внедрения ERP-систем в организациях строительной отрасли. Для принятия решения о применении автоматизированной системы управления в организации в первую очередь необходимо определить измерим...

Автоматизация бизнес-процессов

Данная научно-исследовательская работа посвящена теме автоматизации бизнес-процессов. В работе были рассмотрены основные аспекты автоматизации бизнес-процессов, ее польза для предприятия, а также инструменты и технологии, которые могут быть использов...

Использование риск-ориентированного подхода в службе экономической безопасности предприятия

В научной статье представлены результаты анализа перспектив использования риск-ориентированного подхода в службе экономической безопасности предприятия через механизмы внедрения методов аудита. Актуальность исследования на выбранную проблематику обус...

Современные тенденции управления складом

Проводится исследование по теме эффективности автоматизации складов. Выявляются положительные стороны использования WMS систем, а так же их классификация. Особое внимание уделяется этапам реализации WMS и выяснению причин их внедрения.

Проблемы системы управления производственной компании по разработке программного обеспечения на основе поддержки и принятия решений

В настоящей работе с помощью информационных технологий представлено исследование системы управления поддержки и принятия решений, представлен собственный мониторинг, а также проанализированы существующие мониторинги и методологии исследования других ...

Подходы к управлению качеством программного обеспечения в сфере финансов

В статье рассмотрены особенности, концепции, организационные и технологические аспекты системы управления качеством программных продуктов финансовой сферы. Дана характеристика финансовым технологиям на современном этапе развития мировой финансовой си...

Внедрение технологий информационного моделирования в процесс эксплуатации зданий и сооружений

Внедрение технологий информационного моделирования является комплексным проектом, затрагивающим деятельность практически всех служб и отделов эксплуатирующей организации. В рамках данной статьи рассматривается поэтапное внедрение BIM-технологий в эк...

Виды и роль АИС в производственном цикле промышленных объектов

В данной статье рассматривается значение автоматизации предприятия и применение информационных технологий. Проанализированы достоинства и недостатки автоматизированных систем, то есть причины применимости/неприменимости владельцами средних и крупных ...

Современные аналитические методы защиты информации корпоративных систем

В статье рассматриваются основные проблемы поддержания актуальности систем защиты информации предприятия, для чего необходим анализ защищенности системы, а так же приведены направления для аналитической деятельности в организации.

Похожие статьи

К вопросу о проблемах организации системы риск-менеджмента на предприятии

В данной статье рассматривается актуальный вопрос важности интеграции и использования системы риск-менеджмента в работе современных предприятий. В ходе исследования проведен обзор системы-риск менеджмента: ее преимущества и основные этапы применения....

Анализ эффективности внедрения ERP-систем в организациях строительной отрасли

В данной статье рассмотрены подходы к анализу эффективности внедрения ERP-систем в организациях строительной отрасли. Для принятия решения о применении автоматизированной системы управления в организации в первую очередь необходимо определить измерим...

Автоматизация бизнес-процессов

Данная научно-исследовательская работа посвящена теме автоматизации бизнес-процессов. В работе были рассмотрены основные аспекты автоматизации бизнес-процессов, ее польза для предприятия, а также инструменты и технологии, которые могут быть использов...

Использование риск-ориентированного подхода в службе экономической безопасности предприятия

В научной статье представлены результаты анализа перспектив использования риск-ориентированного подхода в службе экономической безопасности предприятия через механизмы внедрения методов аудита. Актуальность исследования на выбранную проблематику обус...

Современные тенденции управления складом

Проводится исследование по теме эффективности автоматизации складов. Выявляются положительные стороны использования WMS систем, а так же их классификация. Особое внимание уделяется этапам реализации WMS и выяснению причин их внедрения.

Проблемы системы управления производственной компании по разработке программного обеспечения на основе поддержки и принятия решений

В настоящей работе с помощью информационных технологий представлено исследование системы управления поддержки и принятия решений, представлен собственный мониторинг, а также проанализированы существующие мониторинги и методологии исследования других ...

Подходы к управлению качеством программного обеспечения в сфере финансов

В статье рассмотрены особенности, концепции, организационные и технологические аспекты системы управления качеством программных продуктов финансовой сферы. Дана характеристика финансовым технологиям на современном этапе развития мировой финансовой си...

Внедрение технологий информационного моделирования в процесс эксплуатации зданий и сооружений

Внедрение технологий информационного моделирования является комплексным проектом, затрагивающим деятельность практически всех служб и отделов эксплуатирующей организации. В рамках данной статьи рассматривается поэтапное внедрение BIM-технологий в эк...

Виды и роль АИС в производственном цикле промышленных объектов

В данной статье рассматривается значение автоматизации предприятия и применение информационных технологий. Проанализированы достоинства и недостатки автоматизированных систем, то есть причины применимости/неприменимости владельцами средних и крупных ...

Современные аналитические методы защиты информации корпоративных систем

В статье рассматриваются основные проблемы поддержания актуальности систем защиты информации предприятия, для чего необходим анализ защищенности системы, а так же приведены направления для аналитической деятельности в организации.

Задать вопрос