В статье автор рассматривает социальную реабилитацию, как средство профилактики и коррекции поведения детей и подростков стоящие на учете Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДН и ЗП).
Ключевые слова: социальная реабилитация, социально-педагогическая реабилитация, социализация, дезадаптация, девиантное поведение.
На сегодняшний день остается актуальным взаимодействие разных ведомств в непосредственном воздействии на «трудного» подростка и информирование о положительном инновационном опыте работы с такими подростками, обобщении и распространении наиболее значимого опыта с детьми и подростками «групп риска». Положение о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав и их отдела, принимается в каждом субъекте РФ, а также в городе и его районах. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее — КДН и ЗП) является постоянно действующим коллегиальным органом системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечивающим координацию деятельности органов и учреждений системы профилактики. Деятельность КДН и ЗП обширна и многогранна. Профилактический учет несовершеннолетних осуществляется для организации и проведения индивидуальной профилактической работы с целью оказания комплексной правовой, психолого-педагогической, социально-реабилитационной и иной помощи и поддержки. Появление социально неодобряемых форм поведения говорят о состоянии, называемом социальной дезадаптацией. Дезадаптация — это психическое состояние человека (чаще — ребенка, чем взрослого), при котором психосоциальный статус личности не соответствует новой социальной обстановке, что затрудняет или вовсе отменяет возможность приспособления. [1] Одной из главных причин социальной дезадаптации детей и подростков является семейное неблагополучие и окружение несущие негативное влияние на формирование личности и ценностей человека. Ребенок, лишенный внимания и авторитета со стороны родителей, ищет отклик и поддержку со стороны сверстников, в таких случаях авторитетом для детей становится «улица» со всеми ее законами и принципами. По статистическим данным у подростков наблюдается отклоняющиеся поведение чаще, чем в других возрастных группах. Порой действия, совершенные подростками, приводят к противоправным действиям, появляются вредные привычки, и в целом его поведение можно назвать аморальным. Такое поведение уже можно назвать девиантным. Следовательно, мы можем прийти к выводу, что дезадаптация это своего рода предпосылка к девиантному поведению. М. Ю. Кондратьева, О. Б. Крушельницкой, Н. И. Озерецкого, писали о том, что девиантом можно называть того подростка, который «не просто одноразово и случайно отклонился от поведенческой нормы, а постоянно демонстрирует девиантное поведение», носящее социально-негативный характер». Девиантное поведение — это отклонение от социальных норм. [2]
Специалистом по социальной работе и психологом разрабатываются меры и программы реабилитационных мероприятий, для восстановления комфортных условий для ребенка не грозящему психологическому и физическому здоровью подростка.
Реабилитация — это комплекс социально-экономических, медицинских, психологических, педагогических, юридических, профессиональных и других мер, целью которых является скорейшее и наиболее полное восстановление утраченных человеком тех или иных функций, личного и социального статуса. Реабилитация в педагогическом смысле обоснования — это возвращение ребенка в активное русло жизнедеятельности в обществе. Социальная реабилитация — это система форм, методов и средств восстановления индивидом утраченных или не приобретенных в процессе социализации функций, отношений и ролей социального функционирования.
Существует много различных видов социальной реабилитации. В нашей статье мы будем рассматривать для нас самые актуальные: социально-психологическая и социально-педагогическая.
− Социально-психологическая -направленная восстановление коммуникативных навыков внутригрупповых отношений и психологическую коррекцию;
− Социально-педагогическая — нацеленная то, что человек потерявший способности к получению образования нуждается в профессиональной помощи. Для этого разрабатываются специальные методы обучения и программы, создаются адекватные условия для получения образования.
Процесс социальной реабилитации является непрерывным, хотя и ограничен временными рамками. Реабилитационная программа создается индивидуально для каждого подростка, включающие основные элементы (цель, задачи, методы, средства, механизмы, технологии и этапы последовательной деятельности по социальной реабилитации) [3].
Следовательно, нужно различать виды реабилитации. Они приставлены в Таблице 1.
Таблица 1
Виды реабилитации
Виды реабилитаций |
Описание |
Медицинская реабилитация |
Восстановление психологического и физического здоровья, подорванные внешнего воздействия |
Социально-медицинская реабилитация |
Формирование у пациента навыков в организации его быта и введения хозяйства. Возвращение его к полноценной жизни. Назначение восстановительной и реконструктивной терапии (оперативный метод, направленный на анатомическую целостность и физиологической состоятельности) |
Политическая реабилитация |
Восстановление политических прав невинно пострадавших. |
Нравственная реабилитация |
Восстановление чести и достоинства, репутации и имиджа личности, социальной группы или организации. |
Экономическая реабилитация |
Предусматривает восстановления экономического и социально-экономического статуса отдельной личности и социальной группы. |
Психологическая реабилитация |
Направленная восстановление коммуникативных навыков внутригрупповых отношений и психологическую коррекцию. |
Социально-педагогическая реабилитация |
Предусматривает, что человек потерявший способности к получению образования нуждается в профессиональной помощи. Для этого разрабатываются специальные методы обучения и программы, создаются адекватные условия для получения образования. |
Профессиональная и трудовая реабилитация |
Направленная на восстановление утраченных трудовых и профессиональных навыков с дальнейшим трудоустройством. |
Социально-средовая реабилитация |
Это комплекс мер, направленных на создание оптимальной среды их жизнедеятельности, обеспечение условий для восстановления социального статуса и утраченных общественных связей |
В России отклоняющие поведение личности регулируется различными социальными институтами, которые способны эффективно осуществлять работу с девиантными подростками и проводить с ними социальную реабилитацию. Также нужно отметить, что важным фактором эффективности работы различных органов (в том числе КДН и ЗП) и социальной сферы в социальной реабилитации, является создании грамотного межведомственного взаимодействия. Например, такие структуры как:
− комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав
− органы и учреждения управления социальной защитой населения;
− органы внутренних дел;
− органы управления образованием и образовательные учреждения;
− органы опеки и попечительства;
− органы и учреждения системы здравоохранения;
− органы и учреждения по делам молодежи;
− органы службы занятости;
− органы и учреждения по физической культуре и спорту;
− органы управления культурой и культурно-массовые учреждения.
Литература:
- Иващенко Г. М. Из опыта работы специализированных учреждений по реабилитации социально дезадаптированных детей и подростков Государственный НИИ семьи. Научно-методическое издание И-99год. Калиш И. В. От внешкольной работы — к дополнительному образованию детей: Сборник нормативных и методических материалов для дополнительного образования детей. / Под ред. А. К. Бруднова. — М.: Владос, 2000.- с. 11
- Колесникова, Г. И. Девиантное поведение для студентов вузов [Текст]: учебник для вузов / Г. И. Колесникова, А. Б. Котова, И. А. Петрулевич — Ростов-на-Дону.: Феникс, 2007. — 128 с.
- Сухова Е. И. Социальная педагогика. М.: Юрайт. 2015
- Гилинский Я. И. Девиантность, преступность, социальный контроль. — СПб.: Наука, 2007. — 203с.