Социальная реабилитация детей, находящихся на учете Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №11 (301) март 2020 г.

Дата публикации: 14.03.2020

Статья просмотрена: 996 раз

Библиографическое описание:

Куликова, Е. В. Социальная реабилитация детей, находящихся на учете Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав / Е. В. Куликова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 11 (301). — С. 167-169. — URL: https://moluch.ru/archive/301/68098/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье автор рассматривает социальную реабилитацию, как средство профилактики и коррекции поведения детей и подростков стоящие на учете Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДН и ЗП).

Ключевые слова: социальная реабилитация, социально-педагогическая реабилитация, социализация, дезадаптация, девиантное поведение.

На сегодняшний день остается актуальным взаимодействие разных ведомств в непосредственном воздействии на «трудного» подростка и информирование о положительном инновационном опыте работы с такими подростками, обобщении и распространении наиболее значимого опыта с детьми и подростками «групп риска». Положение о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав и их отдела, принимается в каждом субъекте РФ, а также в городе и его районах. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее — КДН и ЗП) является постоянно действующим коллегиальным органом системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечивающим координацию деятельности органов и учреждений системы профилактики. Деятельность КДН и ЗП обширна и многогранна. Профилактический учет несовершеннолетних осуществляется для организации и проведения индивидуальной профилактической работы с целью оказания комплексной правовой, психолого-педагогической, социально-реабилитационной и иной помощи и поддержки. Появление социально неодобряемых форм поведения говорят о состоянии, называемом социальной дезадаптацией. Дезадаптация — это психическое состояние человека (чаще — ребенка, чем взрослого), при котором психосоциальный статус личности не соответствует новой социальной обстановке, что затрудняет или вовсе отменяет возможность приспособления. [1] Одной из главных причин социальной дезадаптации детей и подростков является семейное неблагополучие и окружение несущие негативное влияние на формирование личности и ценностей человека. Ребенок, лишенный внимания и авторитета со стороны родителей, ищет отклик и поддержку со стороны сверстников, в таких случаях авторитетом для детей становится «улица» со всеми ее законами и принципами. По статистическим данным у подростков наблюдается отклоняющиеся поведение чаще, чем в других возрастных группах. Порой действия, совершенные подростками, приводят к противоправным действиям, появляются вредные привычки, и в целом его поведение можно назвать аморальным. Такое поведение уже можно назвать девиантным. Следовательно, мы можем прийти к выводу, что дезадаптация это своего рода предпосылка к девиантному поведению. М. Ю. Кондратьева, О. Б. Крушельницкой, Н. И. Озерецкого, писали о том, что девиантом можно называть того подростка, который «не просто одноразово и случайно отклонился от поведенческой нормы, а постоянно демонстрирует девиантное поведение», носящее социально-негативный характер». Девиантное поведение — это отклонение от социальных норм. [2]

Специалистом по социальной работе и психологом разрабатываются меры и программы реабилитационных мероприятий, для восстановления комфортных условий для ребенка не грозящему психологическому и физическому здоровью подростка.

Реабилитация — это комплекс социально-экономических, медицинских, психологических, педагогических, юридических, профессиональных и других мер, целью которых является скорейшее и наиболее полное восстановление утраченных человеком тех или иных функций, личного и социального статуса. Реабилитация в педагогическом смысле обоснования — это возвращение ребенка в активное русло жизнедеятельности в обществе. Социальная реабилитация — это система форм, методов и средств восстановления индивидом утраченных или не приобретенных в процессе социализации функций, отношений и ролей социального функционирования.

Существует много различных видов социальной реабилитации. В нашей статье мы будем рассматривать для нас самые актуальные: социально-психологическая и социально-педагогическая.

− Социально-психологическая -направленная восстановление коммуникативных навыков внутригрупповых отношений и психологическую коррекцию;

− Социально-педагогическая — нацеленная то, что человек потерявший способности к получению образования нуждается в профессиональной помощи. Для этого разрабатываются специальные методы обучения и программы, создаются адекватные условия для получения образования.

Процесс социальной реабилитации является непрерывным, хотя и ограничен временными рамками. Реабилитационная программа создается индивидуально для каждого подростка, включающие основные элементы (цель, задачи, методы, средства, механизмы, технологии и этапы последовательной деятельности по социальной реабилитации) [3].

Следовательно, нужно различать виды реабилитации. Они приставлены в Таблице 1.

Таблица 1

Виды реабилитации

Виды реабилитаций

Описание

Медицинская реабилитация

Восстановление психологического и физического здоровья, подорванные внешнего воздействия

Социально-медицинская реабилитация

Формирование у пациента навыков в организации его быта и введения хозяйства. Возвращение его к полноценной жизни. Назначение восстановительной и реконструктивной терапии (оперативный метод, направленный на анатомическую целостность и физиологической состоятельности)

Политическая реабилитация

Восстановление политических прав невинно пострадавших.

Нравственная реабилитация

Восстановление чести и достоинства, репутации и имиджа личности, социальной группы или организации.

Экономическая реабилитация

Предусматривает восстановления экономического и социально-экономического статуса отдельной личности и социальной группы.

Психологическая реабилитация

Направленная восстановление коммуникативных навыков внутригрупповых отношений и психологическую коррекцию.

Социально-педагогическая реабилитация

Предусматривает, что человек потерявший способности к получению образования нуждается в профессиональной помощи. Для этого разрабатываются специальные методы обучения и программы, создаются адекватные условия для получения образования.

Профессиональная и трудовая реабилитация

Направленная на восстановление утраченных трудовых и профессиональных навыков с дальнейшим трудоустройством.

Социально-средовая реабилитация

Это комплекс мер, направленных на создание оптимальной среды их жизнедеятельности, обеспечение условий для восстановления социального статуса и утраченных общественных связей

В России отклоняющие поведение личности регулируется различными социальными институтами, которые способны эффективно осуществлять работу с девиантными подростками и проводить с ними социальную реабилитацию. Также нужно отметить, что важным фактором эффективности работы различных органов (в том числе КДН и ЗП) и социальной сферы в социальной реабилитации, является создании грамотного межведомственного взаимодействия. Например, такие структуры как:

− комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав

− органы и учреждения управления социальной защитой населения;

− органы внутренних дел;

− органы управления образованием и образовательные учреждения;

− органы опеки и попечительства;

− органы и учреждения системы здравоохранения;

− органы и учреждения по делам молодежи;

− органы службы занятости;

− органы и учреждения по физической культуре и спорту;

− органы управления культурой и культурно-массовые учреждения.

Литература:

  1. Иващенко Г. М. Из опыта работы специализированных учреждений по реабилитации социально дезадаптированных детей и подростков Государственный НИИ семьи. Научно-методическое издание И-99год. Калиш И. В. От внешкольной работы — к дополнительному образованию детей: Сборник нормативных и методических материалов для дополнительного образования детей. / Под ред. А. К. Бруднова. — М.: Владос, 2000.- с. 11
  2. Колесникова, Г. И. Девиантное поведение для студентов вузов [Текст]: учебник для вузов / Г. И. Колесникова, А. Б. Котова, И. А. Петрулевич — Ростов-на-Дону.: Феникс, 2007. — 128 с.
  3. Сухова Е. И. Социальная педагогика. М.: Юрайт. 2015
  4. Гилинский Я. И. Девиантность, преступность, социальный контроль. — СПб.: Наука, 2007. — 203с.
Основные термины (генерируются автоматически): социальная реабилитация, девиантное поведение, получение образования, подросток, профессиональная помощь, психологическая коррекция, социальная группа, социально-педагогическая реабилитация, социальный статус, специальный метод обучения.


Ключевые слова

социализация, девиантное поведение, дезадаптация, социальная реабилитация, социально-педагогическая реабилитация

Похожие статьи

Семья как субъект правовой социализации несовершеннолетних

В статье рассматривается влияние семьи на процесс правовой социализации несовершеннолетних; раскрыта взаимосвязь между неблагополучием семьи и криминализацией несовершеннолетних; проанализированы причины семейного неблагополучия.

Психолого-педагогическая коррекция конфликтного поведения подростков, воспитывающихся в условиях учреждений интернатного типа

В статье рассмотрена проблема коррекции конфликтного поведения подростков, которые воспитываются в условиях интерната. Приведены способы психолого-педагогической коррекции, формы и методы работы с данной категорией подростков.

Социальная работа с детьми и подростками в психиатрии

В статье рассмотрено явление социальной работы с детьми и подростками в психиатрии. Проведен анализ заболеваемости этой возрастной группы, факторы повышающие риски распространения психического расстройства. Рассмотрены обязанности социального работни...

Специфика социальной работы с трудными подростками

В данной статье рассматривается актуальность проблемы воспитания трудных подростков в обществе, характеризуются подходы к профилактической социальной работе с трудными подростками, аргументируется необходимость обеспечения совершенствования и развити...

Влияние взаимодействия со специалистами социально-психологической сферы на развитие и состояние несовершеннолетних осужденных в процессе отбывания наказания

В статье исследуется проблема подготовки специалистов социально-психологической сферы к взаимодействию с несовершеннолетними осужденными. Экспериментальным путем доказывается влияние взаимодействия специалиста социально-психологической сферы на форми...

Социальная реабилитация лиц с ментальными расстройствами в условиях общественной организации

В статье рассматриваются вопросы проектирования социальной реабилитации лиц с ментальными расстройствами в условиях общественной организации.

Современные подходы к адаптивному физическому воспитанию и реабилитации лиц с отклонениями в состоянии здоровья

В статье автор выделяет существующие и реализующиеся в системе физического образования подходы к адаптивному физическому воспитанию и реабилитации людей с проблемами здоровья.

Родительское отношение к молодым людям с наркотической и алкогольной зависимостью в период прохождения реабилитации

В статье автор анализирует специфику родительского отношения к молодым людям в период прохождения реабилитации, имеющим наркотическую и алкогольную зависимость.

Критерии социально опасного положения несовершеннолетних

В статье поднимается проблема определения критериев социально опасного положения несовершеннолетних, а также отсутствия единообразного подхода к отнесению несовершеннолетних к категории социально опасного положения. В статье анализируются положения М...

Социально-педагогическая защита беспризорных и безнадзорных подростков в условиях изменяющегося мира

В данной статье рассмотрены проблемы беспризорности и безнадзорности подростков, причины данного явления и способы преодоления в социальных службах, семье.

Похожие статьи

Семья как субъект правовой социализации несовершеннолетних

В статье рассматривается влияние семьи на процесс правовой социализации несовершеннолетних; раскрыта взаимосвязь между неблагополучием семьи и криминализацией несовершеннолетних; проанализированы причины семейного неблагополучия.

Психолого-педагогическая коррекция конфликтного поведения подростков, воспитывающихся в условиях учреждений интернатного типа

В статье рассмотрена проблема коррекции конфликтного поведения подростков, которые воспитываются в условиях интерната. Приведены способы психолого-педагогической коррекции, формы и методы работы с данной категорией подростков.

Социальная работа с детьми и подростками в психиатрии

В статье рассмотрено явление социальной работы с детьми и подростками в психиатрии. Проведен анализ заболеваемости этой возрастной группы, факторы повышающие риски распространения психического расстройства. Рассмотрены обязанности социального работни...

Специфика социальной работы с трудными подростками

В данной статье рассматривается актуальность проблемы воспитания трудных подростков в обществе, характеризуются подходы к профилактической социальной работе с трудными подростками, аргументируется необходимость обеспечения совершенствования и развити...

Влияние взаимодействия со специалистами социально-психологической сферы на развитие и состояние несовершеннолетних осужденных в процессе отбывания наказания

В статье исследуется проблема подготовки специалистов социально-психологической сферы к взаимодействию с несовершеннолетними осужденными. Экспериментальным путем доказывается влияние взаимодействия специалиста социально-психологической сферы на форми...

Социальная реабилитация лиц с ментальными расстройствами в условиях общественной организации

В статье рассматриваются вопросы проектирования социальной реабилитации лиц с ментальными расстройствами в условиях общественной организации.

Современные подходы к адаптивному физическому воспитанию и реабилитации лиц с отклонениями в состоянии здоровья

В статье автор выделяет существующие и реализующиеся в системе физического образования подходы к адаптивному физическому воспитанию и реабилитации людей с проблемами здоровья.

Родительское отношение к молодым людям с наркотической и алкогольной зависимостью в период прохождения реабилитации

В статье автор анализирует специфику родительского отношения к молодым людям в период прохождения реабилитации, имеющим наркотическую и алкогольную зависимость.

Критерии социально опасного положения несовершеннолетних

В статье поднимается проблема определения критериев социально опасного положения несовершеннолетних, а также отсутствия единообразного подхода к отнесению несовершеннолетних к категории социально опасного положения. В статье анализируются положения М...

Социально-педагогическая защита беспризорных и безнадзорных подростков в условиях изменяющегося мира

В данной статье рассмотрены проблемы беспризорности и безнадзорности подростков, причины данного явления и способы преодоления в социальных службах, семье.

Задать вопрос