Договор о наземном обслуживании между авиакомпанией и обслуживающей компанией является основанием для оказания услуг в согласованном количестве необходимого качества. В статье рассмотрена рекомендованная практика IATA в части составления и заключения договора о наземном обслуживании ВС, которая направлена на безопасную и эффективную работу.
Ключевые слова: наземное обслуживание, стандартное соглашение о наземном обслуживании, SGHA, IATA.
Организация выполнения полетов из/в новый аэропорт маршрутной сети авиакомпании состоит из нескольких этапов, одним из которых является заключение договора о наземном обслуживании. Основной целью является обеспечение необходимого технического и коммерческого наземного обслуживания ВС. Вопрос заключения договора является актуальным, так как данный этап, как правило, занимает достаточно длительный период в подготовке к выполнению полетов поскольку авиакомпании и аэропорту необходимо договориться обо всех нюансах и закрепить их положениями договора.
Согласно законодательству РФ, аэропорты обязаны обеспечить одинаковые условия всем авиакомпаниям, выполняющим полеты из/в аэропорт. В связи с этим аэропорты разрабатывают проект договора о наземном обслуживании с существенными положениями, которые в дальнейшем не подлежат изменению. Отсутствие единого договора или типовой формы договора с основными общепринятыми положениями затрудняет процесс согласования и заключения договора о наземном обслуживании.
Вопрос создания стандартного соглашения о наземном обслуживании (Standard Ground Handling Agreement — далее SGHA) возник еще в 1958 году в рамках Европейского транспортного комитета (далее — ЕТК). И в 1964 году была утверждена первая редакция SGHA. Далее был преобразован ЕТК в Комитет наземного обслуживания, который в 1969 году утвердил первую поправку к SGHA. В 1974 году была утверждена вторая поправка к SGHA уже комитетом аэропортового обслуживания, который был образован на основе комитета наземного обслуживания. И к 1983 году была проведена работа по созданию единого SGHA на основании ранее существовавших договора между членами авиакомпаний IATA и договора между авиакомпаниями и отдельными компаниями по наземному обслуживанию. Переломным моментом стал 1988 год, когда был создан первый комитет IATA по наземному обслуживанию (Ground Handling Council — IGHC), который заменил комитет аэропортового обслуживания.
Новые редакции SGHA утверждаются и публикуется каждые 5 лет, что позволяет правильно отражать существующее состояние в сфере наземного обслуживания ВС.
SGHA представляет собой подробные указания по составлению, заключению соглашения и его типовые формы. Публикуется в рамках Руководство IATA по наземному обслуживанию в аэропортах (Airport Handling Manual — AHM).
Далее рассмотрим более подробно версию SGHA от 2018 года, которая включена в AHM:
– АНМ 801- вступление к стандартному соглашению ІАТА о наземном обслуживании;
– АНМ-802- комментарии к стандартному соглашению;
– АНМ-803- Меморандум о взаимопонимании;
– АНМ-804- система оценки стандартов аэропортовых услуг;
– АНМ-810- стандартное соглашение ІАТА о наземном обслуживании;
– АНМ- 814- стандартное соглашение об услугах бортового питания;
– АНМ- 815- стандартное соглашение об оформлении документации по перевозкам и др.
Структура стандартного соглашения (AHM 810) включает 3 основные части (рис. 1).
Стандартное соглашение включает в себя основное соглашение (Main Agreement), описание услуг по наземному обслуживанию приложение A (Annex A), а также место предоставления обслуживания, согласованные услуги и ставки приложение B (Annex B).
Рис. 1. Структура соглашения о наземном обслуживании
Для удобства применения основное соглашение подразделяется на статьи и подстатьи. Главное назначение основного соглашения — закрепить юридические и административные положения, а именно: дату вступления в силу, сроки действия, ответственность сторон, учет и передачу оказания услуг, стандарты работы и прочее.
Структура приложения А включает в себя разделы, подразделы и пункты. Данное приложение содержит перечисление услуг по наземному обслуживанию ВС, пассажиров, багажа, грузов и почты, которые в дальнейшем используются при составлении Приложения В. Использование идентичных наименований услуг по наземному обслуживанию, указанных в приложении А, исключает недопонимание между сторонами, заключившими договор, упрощает процедуру заключения договора и последующего контроля предоставляемых услуг.
Приложение В подразделяется на статьи и подстатьи, при этом их название и содержание не представляют обязательную формулировку. При этом приложение В должно содержать информацию о месте предоставления услуг, список согласованных услуг и тарифов. Кроме этого, по усмотрению сторон может быть внесена и другая информация, к примеру, отклонение от стандартного соглашения, перечень дополнительных услуг и прочее.
Требования к применению SGHA указаны во вступлении к стандартному соглашению, а именно: стандартное соглашение о наземном обслуживании работает только в том случае, когда основное соглашение и приложение А полностью соответствуют опубликованному AHM 810. Любые изменения от основного соглашения должны быть согласованы сторонами и внесены в приложение В. При этом IATA устанавливает ограничение, что только версия соглашения, подписанная на английском языке, считается действительной. Но не исключается возможность наличия перевода на другой язык для упрощения понимания текста документа.
Стандартное соглашение направлено на обеспечение безопасной и эффективной работы. Достигается это путем фиксации и точного описания процедуры передачи услуг на аутсорсинг, подробным описанием услуг во избежание неправильной интерпретации и исключения серых зон, минимизации риска возникновения спорных ситуаций между сторонами, исключения возможности изменения стоимости услуг без уведомления другой стороны.
На основании вышеизложенного применение стандартного соглашения о наземном обслуживании является одним из способов упрощения процедуры согласования положений договора. Однако, для обеспечения корректного функционирования необходимо соблюдать требования по оформлению и составлению Приложения В SGHA.
Литература:
- Постановление Правительства РФ № 559 «О порядке обеспечения доступа к услугам субъектов естественных монополий в аэропортах» от 22.07.2009 г;
- Airport Handling Manual от 2018.