Создание в образовательных учреждениях возможностей для удовлетворения индивидуальных образовательных потребностей становится основой построения многих систем обучения во всем мире. Вместе с тем существуют определенные группы детей, чьи образовательные потребности не только индивидуальны, но и обладают особыми чертами.
Ключевые слова: социальные нормы, дети с ограниченными возможностями здоровья, дошкольники, группа комбинированного вида
В настоящее время наблюдаются существенные изменения во многих сферах жизни человека; теория и практика педагогики не являются исключением. Одна из главных тенденций в российской системе образования последних лет — ориентация на инклюзивное образование, которое предполагает обучение нормативно развивающихся детей совместно с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Термин «социально-личностное развитие» является достаточно устоявшимся и широко используемым в дошкольной педагогике понятием, начиная с 90-х годов XX в. Этот термин отражен в нормативно-правовых документах, регламентирующих содержание дошкольного образования, а также в научно-педагогической литературе по дошкольному образованию [4; 7; 8; 10].
С понятием «социально-личностное развитие» соотносится термин «социально-нравственное воспитание» в части, рассматривающей педагогический процесс данного развития с акцентом на формирование нравственных чувств и эмоций, знаний о моральных нормах и правилах поведения, нравственно-ценных действий, поступков, поведения, отношений, результатом которого являются нравственные качества личности.
Понятие «социально-нравственное воспитание» отражено в ряде современных методических пособий для дошкольных организаций [2; 3; 5]. Содержание некоторых материалов также свидетельствует об эксплуатации термина «социально-личностное развитие дошкольников», что говорит о внимании современной педагогики и современных средств коммуникации к данному понятию.
В настоящее время термин «социализация» не имеет однозначного толкования и в настоящее время все чаще определяется как двусторонний процесс. С одной стороны, индивид усваивает социальный опыт, входя в определенную социальную среду. С другой — в процессе социализации он воспроизводит систему социальных связей за счет вхождения в среду. То есть в процессе социализации происходит развитие социальных норм.
Так, например, Л. С. Выготский отмечал, что первые годы жизни человека являются основополагающими для дальнейшего развития: они составляют фундамент для становления человека как личности. Именно поэтому так важен период дошкольного детства, где закладываются наиболее значимые знания и навыки социальных норм [1].
Анализ различных теоретических источников позволил выделить особенности развития социальных норм детей старшего дошкольного возраста:
− способы адаптация ребенка к социуму;
− усвоение социальных ролей посредством усвоения правил и норм поведения;
− благополучность развития эмоционально-волевой сферы;
− готовность ребенка к обучению.
Разные авторы определяют диапазон задач развития социальных норм дошкольников: знакомство детей с целостной картиной мира в процессе решения задач по осмыслению собственного опыта, обучение культуре речевого поведения, развитие умений ориентироваться в различных речевых ситуациях, приучение к чтению, привитие интереса к художественной литературе, развитие эмоционального отклика, развитие любознательности, интереса к себе, поддержка в поиске своего места в окружающем мире, освоение представлений социального характера, включение в систему социальных отношений и др.
Опора на трактовку социально-личностного развития дошкольников как развития познавательной сферы ребенка, степени овладения им социальным опытом действий и отношений, степени осознания ребенком себя в обществе и видения себя в других людях, сформированность способов ориентации в окружающем, готовности к ответному действию позволила понимать под социально-личностным развитием детей старшего дошкольного возраста развитие их социальных чувств, эмоций, знаний об окружающей социальной действительности, ложащееся в основу социально-оправданных действий, поступков и поведения и приводящее к становлению и развитию личности ребенка.
Интеграция в образовании предполагает, что ребенок с особыми образовательными возможностями учится и воспитывается совместно с нормативно развивающимися детьми, по тем же программам, и достигает такого же результата в образовании в те же сроки. Ключевой компонент инклюзивности в образовании — ребенок с особым развитием, включенный в единую для всех образовательную среду, осваивает тот уровень, который он может освоить, и в те сроки, которые для него являются оптимальными. При этом для ребенка с ограниченными возможностями здоровья создаются особые образовательные условия [6, с. 76].
Для обучения в комбинированной группе дошкольной организации существует необходимость в овладении дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья определенными социальными компетенциями, такими как: сотрудничество, толерантность, эмпатия, адаптивное поведение.
Внедрение инклюзивного образования в свете требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в практику образовательных учреждений предполагает оказание необходимой коррекционно-педагогической и медико-социальной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, обеспечивая равное отношение ко всем людям, что способствует расширению образовательных возможностей данной категории детей и создает условия консультативной поддержки для родителей.
Расширение образовательных возможностей детей с ограниченными возможностями здоровья, обеспечение консультативной поддержки для родителей предполагает создание современной образовательной развивающей среды образовательного учреждения в соответствии с требованиями специальной программы, обеспечивающей новые формы организации образовательного процесса с учетом индивидуального подхода и коррекционно-педагогической помощи в развитии детей.
Однако следует отметить, что эффективность образования при совместном обучении и воспитании детей с разными стартовыми возможностями в современных условиях имеет целый ряд проблем, связанных с отсутствием нормативно-правовой базы, учебно-методического сопровождения, специальной подготовки педагогических работников, созданием необходимой образовательной развивающей среды, несовершенством системы социальной поддержки и обеспечения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Таким образом, создание специальных условий инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья, предполагает повышение качества образовательных услуг и улучшение инфраструктуры образовательных учреждений, направленных на организацию совместного обучения и воспитания детей с разными стартовыми возможностями.
Литература:
- Выготский Л. С. Психология / Л. С. Выготский. — М.: ЭКСМО, 2007. — 1008 с.
- Гераськина В. В. Научные основы социально-личностного развития детей дошкольного возраста в образовательных ситуациях / В. В. Гераськина Технологии развития и обучения детей дошкольного возраста в дошкольных образовательных организациях. — 2018. — С. 14–19.
- Голованова Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка / Н. Ф. Голованова. — СПб.: Речь, 2014. — 272 с.
- Дельгас Г. В. Сказка в гости к нам пришла / Г. В. Дельгас // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. — 2009. — № 4. — С. 77–80.
- Корепанова М. В. Технологии комплексного подхода к социально-личностному развитию дошкольников / М. В. Корепанова // Начальная школа плюс ДО и ПОСЛЕ. — 2012. — № 6. — С. 2.
- Лапп Е. А. Нормативно-методические основы деятельности педагога инклюзивной практики / Е. А. Лапп, Е. В. Шипилова. — Волгоград: Волгоградский государственный социально-педагогический университет, 2019. — 244 с.
- Московкина А. Г. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья в семье / А. Г. Московкина. — М.: МПГУ, 2014. — 252 с.
- Сушкова И. В. О технологии социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста в образовательных ситуациях / И. В. Сушкова, Е. Н. Малютина // Психология образования в поликультурном пространстве. — 2016. — № 35 (3). — С. 130–144.
- Сушкова И. В. Социально-личностное развитие: анализ программ дошкольного образования / И. В. Сушкова. — М.: ТЦ Сфера, 2008. — 128 с.
- Сушкова И. В. Формирование начал нравственного сознания у детей 5–7-го года жизни: актуальные вопросы теории и практики / И. В. Сушкова. — Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2006. — 346 с.