Экологическое воспитание дошкольников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №11 (301) март 2020 г.

Дата публикации: 16.03.2020

Статья просмотрена: 2952 раза

Библиографическое описание:

Насонова, С. А. Экологическое воспитание дошкольников / С. А. Насонова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 11 (301). — С. 175-177. — URL: https://moluch.ru/archive/301/68126/ (дата обращения: 19.12.2024).



Актуальность исследования. В современном мире проблема экологии стоит, как никогда особенно «остро». Повальная вырубка лесов, загрязнение водоемов, атмосферы и почвы отходами заводского производства.

Это проблема не только отдельных стран, но и всей планеты в целом. Не зря, прошедший, 2017 год в России был объявлен годом экологии.

В основе свое нанесение вреда окружающему миру: флоре и фауне — это результат деятельности человека.

Проблема экологического воспитания и привитие подрастающему поколению экологической культуры с дошкольного возраста возникла, в первую очередь, в связи с исследованиями, которые проводят современные учёные по взаимодействия человеческого общества и природы.

Результатом экологического воспитания является экологическая культура личности. Составные экологической культуры личности дошкольников — это элементарные знания о природе и их экологическая направленность, умение использовать их в реальной жизни, в разнообразной деятельности, в играх, труде, быту.

Одним из залогов успешного экологического воспитания является создание такой атмосферы, которая способствует развитию эмоциональной восприимчивости и отзывчивости детей.

Учитывая, что государство одним из приоритетных направлений ставит вопрос об охране окружающей среды. Экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали аналогом выживания человека на нашей планете. Таким образом, экологическое образование и формирование у детей старшего дошкольного возраста экологической культуры — актуальная и очень важная задача.

Педагогика и психология рассматривают определение экологической культуры, как часть общечеловеческой культуры, система социальных отношений, общественных и индивидуальных морально-этических норм, взглядов, установок и ценностей, касающихся взаимоотношения человека и природы; гармоничность сосуществования человеческого общества и окружающей природной среды; целостный коадаптивный механизм человека и природы, реализующийся через отношение человеческого общества к окружающей природной среде и к экологическим проблемам в целом.

С точки зрения научно-учебного процесса понятие — экологическая культура рассматривается как отдельная дисциплина в рамках культурологии.

Дошкольный возраст является базовым и начальным в формировании экологического воспитания человека.

Согласно психолого-педагогической литературе, дошкольный возраст — этап психического развития ребенка в возрастном диапазоне от 3 до 7 лет. В дошкольном возрасте обычно выделяют три периода:

Первый — младший дошкольный возраст — от 3 до 4 лет;

Второй — средний дошкольный возраст — от 4 до 5 лет;

Третий — старший дошкольный возраст — от 6 до 7 лет.

В настоящее время во всем мире особенно остро стоит вопрос об экологическом воспитании детей, а также общество вплотную встало перед проблемами экологии. Рассмотрение теории экологического воспитания и экологической культуры необходимо начать с определения его сущности. Принято считать, что экологическое воспитание — составная часть нравственного воспитания. Исходя из этого можно считать, что экологическое воспитание — это единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На формирование экологического сознания человека оказывают влияние экологические знания и убеждения, которые формируются в детстве. Именно поэтому проблема экологического воспитания и экологической культуры является актуальной в особенности для детей дошкольного возраста. Ведь ребенка легче научить, как правильно относиться к окружающему миру с детства, нежели переучивать в более старшем возрасте.

Лидия Петровна Молодова — автор 124 научных публикаций, а также пяти научных книг посвященных экологическому воспитанию детей дошкольного и школьного возрастов, определяет экологическое воспитание дошкольников, в первую очередь, как воспитание человечности, т. е. доброты, ответственного отношения к природе, к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно оставить Землю пригодной для полноценной жизни.

Л. И. Егоренков рассматривает определение экологического воспитания дошкольников, как приобретение каждым человеком чувства природы, в умении вникать в её мир, в её ничем не заменимую ценность и красоту, понимании, что природа есть основа жизни и существования всего живого на Земле, диалектической неразрывности и взаимообусловленности природы и человека.

В «Великой дидактике» Коменский выдвинул такие основоположения:

– природа не смешивает своих действий, выполняет их по отдельности, в определенном порядке;

– всякое свое формирование природа начинает с самого общего и заканчивает наиболее обособленным;

– природа не делает скачков, а идет вперед постепенно;

– начав что-либо, природа не останавливается, пока не доведет дело до конца.

В юном возрасте дается общее образование, затем оно углубляется с годами так как «всякое формирование природа начинает с самого общего и кончает наиболее особенным». То есть Коменский вывел дидактические принципы, обосновывая их примерами природы. Например, здесь обосновывается принципы постепенности и обучение от общего к частному.

Как видим, Ян Амос Коменский подметил самую суть вопроса о взаимоотношении природы и человека. Уже в те времена педагогом было выведено важнейшее экологическое положение о связи человека и природы, о их неотделимости друг от друга.

Создание нового отношения человека к природе — задача не только социально-экономическая и техническая, но и нравственная. Она вытекает из необходимости воспитывать экологическую культуру, формировать новое отношение к природе, основанное на неразрывной связи человека с природой.

Главной целью экологического воспитания является формирование экологической культуры — совокупностей экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности.

Поэтому ознакомление с природой является одним из средств всестороннего развития и воспитания.

Как мы уже говорили выше, старший дошкольный возраст — это период от 5 до 7 лет.

Это период — познания окружающего мира, человеческих отношений, осознанного общения со сверстниками, активного развития физических, творческих и познавательных способностей. Игра остается основным способом, узнавания окружающего, хотя меняются ее формы и содержание. Идет подготовка к следующему, совершенно новому этапу в жизни ребенка — обучению в школе.

Определим педагогические основы формирования экологической культуры личности старшего дошкольника в личностно ориентированном образовании. Для этого рассмотрим возрастные особенности этой группы детей.

У детей в возрасте 5–7 лет складывается механизм управления своим поведением. В этом возрасте ребенок уже начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей старшего дошкольного возраста не является самоцелью. Они — необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к миру.

Задачи педагогов сводятся к следующему:

  1. Создавать условия для формирования элементарных биологических представлений:

– знакомить с развитием жизни на Земле (рассказывать о происхождении, многообразии форм жизни: о микроорганизмах, растениях, животных, их происхождении, особенностях жизни, среде обитания и т. д.);

– предоставить возможность осваивать учебный материал в доступной форме;

– формировать эмоционально-положительное отношение к природе.

  1. Обеспечивать условия для развития экологического сознания:

– знакомить с представителями живой и неживой природы;

– рассказывать о взаимосвязи и взаимодействии всех объектов природы;

– способствовать формированию осознано-правильного отношения к планете Земля (наш общий дом) и к человеку как части природы;

– знакомить с проблемой загрязнения окружающей среды, с правилами личной безопасности;

– способствовать развитию бережного и ответственного отношения к окружающей природе;

– создавать условия для самостоятельной деятельности по сохранению и улучшению среды.

Активная помощь администрации ДОУ и соблюдение последовательности основных этапов работы (целеполагание, анализ, планирование, выбор программ и технологий, практическая деятельность, диагностика) являются залогом эффективности решения проблемы внедрения экологического образования в педагогический процесс.

Успех формирования экологической культуры у старших дошкольников обеспечивается следующими условиями:

  1. Создание экологической среды в ДОУ.
  2. Комплексное использование методов экологического воспитания.
  3. Активное участие родителей в воспитательном процессе.
  4. Планирование работы по формированию экологической культуры на основе диагностики.
  5. Целенаправленное методическое руководство разнообразной детской деятельностью.

Особенность экологического воспитания состоит в большом значении положительного примера в поведении взрослых. Поэтому воспитатели должны не только учитывать это сами, но и значительное внимание уделять работе с родителями. Здесь необходимо достичь полного взаимопонимания.

Таким образом, можно сделать вывод что, старший дошкольный возраст — это период, характеризующийся становлением экологической культуры ребёнка, совершенствующейся под воздействием воспитания. У ребёнка начинают складываться такие формы чувственного познания природы, которые важны не только для настоящего периода его развития, но и для будущей его взрослой жизни. Ребёнок этого возраста чуток и отзывчив. Он начинает сопереживать и сочувствовать. Это побуждает его к оказанию помощи как человеку, так и животному, заботе о природе в целом.

Анализ психолого-педагогической литературы позволил сделать нам следующие выводы о том, что существование целого ряда экологических проблем в нашей стране диктует необходимость проведения работы по экологическому образованию с детьми старшего дошкольного возраста. Ведь именно этот возраст является одним из важнейших этапов формирования личности, ее ценностной ориентации в окружающем мире, в этот период закладывается позитивное отношение к природе, предметному миру, к себе и другим людям. В экологическом образовании дошкольников применяются самые разнообразные формы и методы организации, выбор их зависит от воспитательно-образовательных задач, программного материала и возраста детей, а также от местных условий и природного окружения.

Активные формы и методы неразрывно связаны друг с другом. Их совокупность образует определенный вид занятий, на которых осуществляется активное обучение. Активные методы обучения — методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся. Суть активных методов обучения состоит в том, чтобы обеспечить выполнение детьми тех задач, в процессе решения которых они самостоятельно овладевают умениями и навыками. Активные методы обучения являются одним из наиболее эффективных средств вовлечения детей в учебно-познавательную деятельность. Сегодня существуют различные классификации активных методов обучения. Иногда понятия активных методов обучения расширяют, относя к ним, например, такие современные формы организации обучения, как проблемное обучение, обучение в сотрудничестве, обучающие игры, детское экспериментирование, метод экологических проектов.

Литература:

  1. Анцыперова, Т. А. Экологические проекты как средство формирования познавательного интереса дошкольников к природе / Анцыперова Т. А.// Детский сад от А.до Я., 2015. 394 с.
  2. Бобылева, Л. К природе — с добротой: экологическая беседа со старшими дошкольниками / Бобылева Л., Бобылева О.// Дошкольное воспитание, 2016. 475 с.
  3. Бодракова, Н. И. Экологическое воспитание дошкольников / Бодракова Н. И.// Детский сад от А.до Я., 2014. 345 с.
  4. Вдовиченко, С. Экологические модели / Вдовиченко С., Воробьева Т.// Дошкольное воспитание. — 2016. — № 12. 256 с.
  5. Веревкин, И. Активные формы и методы воспитания экологической культуры дошкольников / Веревкин И., Чиженко Н.// Детский сад от А.до Я., 2018. — № 6. — С. 101–103.
Основные термины (генерируются автоматически): экологическая культура, экологическое воспитание, природа, дошкольный возраст, старший дошкольный возраст, активный метод обучения, окружающий мир, человеческое общество, экологическое образование, экологическое сознание.


Задать вопрос