Рассматривается социализация особой категории детей с нарушениями всех компонентов речи при сохранном слухе и первично сохранном интеллекте. Авторы уделяют внимание толерантности дошкольников к детям с ограниченными возможностями здоровья. Описана концепция социализации ребенка с ОВЗ через социально-психологические игры и дидактические упражнения.
Актуальность исследования обусловлена проблемой социализации детей с тяжелыми нарушениями речи, так как с позиции философии процесс социализации заключается в изучении соотношения «человек и мир». У детей с ТНР формирование картины мира происходит наиболее сложно, так как нарушение речи ведет за собой нарушение мышления.
Мо мнению Л. С. Выготского, неготовность детей с ОВЗ к успешной интеграции в общество связана с социальными проблемами, нарушающим связь ребенка с социумом и культурой, как источниками развития и саморазвития. Коррекция проблем недоразвития социальной сферы происходит через освоение детьми многообразия социальных ролей, их сущности, функциональных характеристик, использования в реальных ситуациях. Для этого необходимо выполнение главного условия социализации — участие в жизни группы здоровых сверстников, воспитанных в духе толерантности. Поэтому детский сад может обеспечить им социальную реабилитацию, социальную адаптацию и личностное развитие через специальные условия.
И. В. Дубровина считает итогом социализации ребенка приобретение, ценностей, убеждений, общественно одобряемых форм поведения, необходимых для качественной жизни в обществе. Ребенок учится сотрудничать и взаимодействовать с другими людьми [1].
Проблема социализации личности, условия и механизмы рассматривались в трудах Г. М. Андреевой, И. С. Кона, Дж. Мида, А. В. Мудрика, С. Л. Рубинштейна, В. Д. Семеновой, В. В. Столина и др.
Период дошкольного детства с учетом индивидуальных особенностей ребенкаи ребенка с ОВЗ рассмотрен в трудах Е. М. Беспаленко, С. А. Козловой, В. С. Мухиной, В. В. Смолиной и др.
Социализации и формированию толерантности большой вклад внесли Б. Риэрдон, Е. О. Галицких, Е. Ю. Клепцова, A. A. Погодина.
В исследованиях P. P. Валитовой, Б. Гершунского, В. М. Золотухина, В. А. Лекторского, Л. В. Нордберг, Л. В. Скворцова, М. Уолцера, В. В. Шалина раскрываются положения, касающиеся толерантности человека в общественной и личной жизни.
Ученым Л. В. Нордбергом рассматривается толерантность как одна из базовых предпосылок конвенционального взаимодействия, являющего основой современного общества.
Таким образом, проблемой нашего исследования является определение теоретических основ процесса социализации дошкольников с ОВЗ через формирование толерантного отношения к людям с ОВЗ.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить концепцию социализации ребенка с ОВЗ через социально-психологические игры и дидактические упражнения.
Объектом исследования является социализация детей дошкольного возраста.
Предмет исследования — социализация детей дошкольного возраста с ОВЗ через формирование толерантного отношения к людям с ОВЗ.
Цель исследования предполагает решение следующих задач: теоретический анализ философской, психолого-педагогической и социологической литературы по проблеме исследования; определить требования системного подхода по социализации дошкольников с ОВЗ через формирование толерантного отношения к людям с ОВЗ; разработать концепцию социализации детей дошкольного возраста с ОВЗ в условиях формирования толерантности.
Методы исследования и испытуемые
В исследовании приняли участие дошкольники старшей группы детей с тяжелыми нарушениями речи № 2МБДОУ ЦРР — детский сад № 12 г. Россоши, Воронежской области, количество воспитанников — 20 человек.
В качестве диагностики социального развития и мониторинга после шести месяцев и года использовалось пособие А. М. Щетининой «Диагностика социального развития дошкольника», которое содержит систематизированные по отдельным направлениям методики изучения особенностей социального развития ребенка дошкольного возраста.
Особая роль в диагностике отводилась учителю-логопеду ДОО, так как дети имеют медицинские диагнозы (в соответствии с данными медицинской карты). Учитель-логопед проводит мониторинг по направлению логопедии.
На первом этапе использовалась анкета, которую заполняли все педагоги, работающие в группе детей с ТНР «Характер проявлений эмпатических реакций и поведения у детей» (А. М. Щетинина) [2].
На втором этапе разрабатывалась концепция, т. е. комплекс взглядов на проблему социализации детей с ОВЗ через формирование толерантности, связанных между собой и образующих взаимосвязанную систему.
Решалась проблема формирования толерантности через: психолого-педагогические игры и упражнения; кейсы проблемных задач по толерантному поведению; проективные методики «Незаконченный рисунок», «Высказывание свободных суждений об эмоциональном состоянии изображенного человека», «Подбор изображения к вербальному описанию ситуации», «Вербальная фиксация» признаков экспрессии с опорой на изображение; карта проявлений толерантности. В программу формирования толерантности и оказания помощи в социализации были включены такие образовательные события как «День добрых дел», «Кормление птиц зимой», «Голубь счастья», «Комплимент по кругу» и др.
Результаты и их обсуждение
Диагностика социального развития дошкольника выявила ряд проблем в социализации детей с ТНР, что требовало разработки концептуальных идей, способствующих социализации дошкольников, что определило выбор стратегии формирования толерантного отношения к людям с ОВЗ.
В процессе анкетирования было выявлено: 11 из 20 детей проявляют интерес к эмоциональному поведению других; предлагают переживающему эмоциональное состояние ребенку что-либо (игрушку) — 13 из 20 детей; реагируют на переживания другого, говоря при этом: «А я не плачу», «А у меня тоже» — 8 из 20 детей. По остальным критериям показатели ниже нормы.
При проведении педагогической деятельности по социализации выделены критерии: сформированность ценностных ориентаций; развитие коммуникативных качеств; степень познавательной активности. Учитывая речевые возможности, качественные показатели занижались.
Используемые методики показали свою эффективность при проведении мониторинга социализации и толерантности после шести месяцев педагогической коррекции. Оценка успешной, неуспешной, приемлемой социализации проводилась с помощью наблюдения и опроса родителей и педагогов. Сравнительный анализ представлен в диаграмме.
Рис. 1. Диаграмма социализации дошкольников с ОВЗ (ТНР)
Диаграмма показывает сформированность ценностных ориентаций имеет наибольший уровень. Это благоприятное развитие личности и социализации детей с ТНР. Ценностные ориентации являются основой для формирования толерантного отношения к людям с ОВЗ.
Развитие коммуникативных качеств затруднено и на диаграмме это самый низкий показатель, хотя в рамках самого критерия имеются позитивные изменения.
Познавательная активность занимает среднюю позицию и также позитивно изменяется, что подтверждает правильность выбранных методик, методов работы с детьми по социализации дошкольников с ОВЗ через формирование толерантности к людям с ОВЗ.
Выводы: особенности социализации детей дошкольного возраста с ОВЗ связаны с психофизиологическими и возрастными особенностями. Доказано, что воспитание как осмысленное и целенаправленное средство социализации играет решающую роль на данном возрастном этапе. Важным условием и средством социализации дошкольников является деятельность, направленная на толерантное отношение к окружающему миру и к людям.
Изучение современного состояния проблемы показывает, что в настоящее время организация процесса социализации ребенка дошкольного возраста с ТНР возможна через формирование толерантности и при концептуальном подходе к данной проблеме.
Литература:
- Дубровина И. В. Психология: [Текст] учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений / И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, А. М. Прихожан; под ред. И. В. Дубровиной. — М.: Академия, — 2010. — 464 с.
- Щетинина А. М. Диагностика социального развития ребенка: Учебно-методическое пособие. — Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. — 88 с.