В статье рассматривается возможность использования арт-технологий в развитии воображения младших школьников. Современные медиа-технологии, компьютеризация не позволяют в полной мере раскрыть у детей их творческий потенциал: мыслить шире, придумывать, воображать и фантазировать. В статье раскрываются основные понятия и разработан комплекс упражнений с использований художественных технологий для развития воображения младших школьников.
Ключевые слова: арт-технологии, арт-педагогика, воображение, творчество.
Значительные изменения происходят сегодня в Российской системе образования и связаны с общим образованием, а также с системой дополнительного образования [3]. Эти изменения направлены на взаимодействие педагогических систем, использование на практике инновационных технологий, дополняющих, а где-то противостоящих традиционной системе образования. Российскому государству, ориентированному на интеграцию в мировое экономическое пространство, необходимо воспитывать гармонически развитую, образованную и творческую личность гражданина, однако, четких технологий культурного и творческого развития пока не разработано.
Арт-технологии — это совокупность форм, методов и средств различных видов искусства, направленных на развитие творческого потенциала личности в образовательном процессе. Арт-технологии называют также художественно-творческими технологиями, подразумевая под ними совокупность знаний, умений, навыков и способов деятельности педагога или психолога, которые позволяют воздействовать на личность ребенка средствами художественного творчества. В педагогическом контексте использования арт-технологий обычно говорят об арт-педагогике — обучении и воспитании средствами различных видов искусств.
Следует четко разграничивать понятие арт-технологий с понятием арт-терапия. Они, конечно, имеют много общего, но пользуясь одними средствами, решают разные задачи. Арт-терапия направлена на психологическую коррекцию и лечение, в свою же очередь арт-технологии способствуют достижению целей и решению задач развития личности и ее образования.
Особое место в арт-педагогике отводится продукту художественной деятельности. Детский рисунок рассматривается, прежде всего, как проекция личности ребенка, как символическое выражение его отношения к миру. В связи с этим очень важно выделить в детском рисунке те особенности, которые отражают уровень психического и умственного развития ребенка и степень мастерства в технике рисования, с одной стороны, и особенности рисунка, отражающие личностные характеристики, с другой.
В российской науке художественная педагогика находится в стадии становления, активно развивается и занимает свою нишу в системе общего и дополнительного образования. Формированию арт-педагогики способствуют исследователи Медведева Е. А., Лебедева Л. Д., Гришина А. В., Ахмедова Э. М., Анисимов В. П., Левченко И. Ю., Комиссарова Л. Н., Добровольская Т. А., Донская Т. К., Сергеева Н. Ю. и многие другие. Согласно определению Верховодовой Р. А. и Галустова Р. А. «арт-педагогика — это научно-педагогическое направление, основанное на интегративном применении различных видов искусства в образовательном процессе в целях эффективного воспитательного воздействия на личность учащегося» [2].
Логика построения художественно-педагогических технологий включает три этапа.
Первый — экспозиционно-диагностический — на данном этапе актуализируется и выявляется степень развития эмоциональной отзывчивости субъекта образовательного процесса, его готовность и способность к рефлексии как внутреннему условию нравственного проявления личности в творчестве, особенности «Слабых» сторон его личности, требующие педагогической помощи и психолого-педагогического сопровождения.
Второй — образно и символический — на этом этапе обеспечиваются условия для самостоятельной жизни воспроизводимых ребенком (учителем и / или родителем) реальных или актуальных образов в виде различных средств художественного выражения или воспринимаемых произведений искусства как проекция собственных состояний. Это дозволяет всем участникам образовательного процесса в психологически комфортных условиях моделировать решение личностно значимых задач в образно-символической форме выражения.
Третий — рефлексивно-ценностный — на данном этапе проблема решается путем осознания индивидом своих эмоциональных и невербальных действий на предыдущем этапе и их словесного замысла, а также прямой адаптации новых способов моральных отношений к традиционным установкам, внутренняя координация этих противоречий и их трансформация. Так формируется опыт креативного решения противоречивых ситуаций взаимодействия, решения творческих задач и т. п. [1].
В арт-педагогике преподавание технических приемов рассматривается как средство решения педагогических задач. Освоение художественных приемов и технологий для работы художественными материалами осуществляется посредством изучения возможностей этих материалов, иногда через игры с ними, с помощью неожиданных комбинаций и методов смешения. Умение обращаться с художественными материалами ведет к большей свободе творчества, дает новый импульс развитию, стимулирует самовыражение. Художественные материалы для арт-педагогической деятельности можно классифицировать на графические, живописные, имитационные (для декоративно-прикладного искусства):
− Графические: графитные и цветные карандаши, тушь, мягкие материалы, такие как уголь, сангина, пастель;
− Живописные: акварель, гуашь;
− Имитационные: акриловые краски «для витража», по ткани, по дереву, по керамике, по металлу, пластилин, пластики, краски для марморирования, наборы для фьюзинга и другие современные материалы.
Поскольку арт-технологии включают в себя средства и методы, способствующие более качественному и эффективному обучению и воспитанию, то их задачи включают в себя создание позитивного, мотивированного процесса обучения и воспитания, а также условий личностного развития. Решение этих задач возможно через осознание и активизацию жизненных ресурсов; развитие и активизация творческого потенциала; обучение навыкам саморегуляции; обучение коммуникативным навыкам; развитие сферы восприятия. [4].
Арт-педагогика помогает развивать у детей воображение, внимание, творческое мышление, умение свободно выражать свои чувства и настроения, работать в коллективе
Воображение — это психический познавательный процесс создания новых представлений на основе имеющегося опыта, то есть процесс преобразующего проецирования действительности. Младший школьный возраст в целом можно считать наиболее благоприятным, сенситивным периодом для развития творческого воображения, фантазии. Игры, продуктивная деятельность, общение младших школьников отражают силу их воображения. В их рассказах, разговорах реальность и воображаемые образы часто смешиваются, и представляемые нереальные явления могут в силу закона эмоциональной реальности воображения переживаться детьми как вполне реальные.
В соответствии с задачами личностного развития был разработан комплекс упражнений для развития воображения младших школьников:
- Упражнение «Нарисуй слово»
− Стена
− Краска
− Тень
− Лимон
− Ёж
− Хоккей
- Упражнение «Нарисуй словосочетание»
− Дорога и дом;
− Муха и печенье;
− Слон и туча;
- Упражнение «Нарисуй историю»
Возможно, кто-то рассказал, историю и она вам понравилась, или есть песня, которая поднимает вам настроение, или сказка, которую вы знаете наизусть или прочли вчера. Вам необходимо изобразить песню, стих, сказку, историю, что-то такое, что не оставило вас равнодушным. При выполнении задания можно использовать аудиоматериалы: слушая, рисовать.
- Упражнение «Нарисуй, выбрав определенный критерий»
− Редкие природные явления
− Физиологические особенности художника (например: рисуй закрытыми глазами; рисуй ногами или обеими руками и пр.)
− Изображение ребуса/загадки
− Автопортрет (субъективное видение, искажение)
− Наложение исторических событий на собственную жизнь
− Попытка написать идеальную картину
− Неправильное расположение изображения
− Подручные материалы
Указанные творческие задания были апробированы на занятиях детской площадки «УниКидс». Состав детской площадки — обучающиеся младших классов общеобразовательных школ г. Тобольска. Выполнение подобного рода творческих заданий позволяет детям расширить границы творческого мышления, способствуют развитию воображения.
Таким образом, выполняя различные арт-педагогические задания, применяя всевозможные материалы, можно диагностировать, корректировать, воспитывать, развивать рефлексивную культуру, чувство внутреннего контроля, необходимого в процессе обучения.
Литература:
1. Анисимов, В. П. Арт-педагогика нравственности: Монография / В. П. Анисимов. — Тверь: Твер.гос.ун-т, 2010.
2. Верховодовой Р. А., Галустова Р. А. Зарубежный опыт арт-педагогики как система интегрированного применения элементов искусства в образовательном процессе / Верховодовой Р. А., Галустова Р. А. // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. — 2011. — № 1. — С. 15–18.
3. Савлучинская Н. В., Сухарев А. И. Актуальные проблемы учреждений дополнительного образования в современном социокультурном пространстве // Современные проблемы науки и образования. — 2015. — № 3
4. Тяглова С. А. Творческая технология арт-педагогического подхода в подготовке учителя // Педагогический журнал. 2015. № 6.