На
обложке изображен Авиценна (980–1037),
средневековый персидский ученый, философ и врач, представитель восточного
аристотелизма.
Абу
Али Хусейн ибн Абдуллах ибн аль-Хасан ибн Али ибн Сина (латинизированное имя —
Авиценна) родился в с. Афшана близ Бухары. Уже к 10 годам мальчик смог
полностью выучить Коран. В общей школе он проучился недолго. Отец нанял
ему учителя, которого Авиценна довольно быстро смог превзойти в понимании
большинства преподаваемых им наук. Далее пытливый юноша начал заниматься
самообразованием, с жадностью поглощая все доступные ему рукописи.
В
14 лет Али ибн Сина серьезно увлекся медициной, не только читая трактаты, но
и посещая самых тяжелых больных. Первым успехом в этой области стало
излечение местного эмира, которому не смогли ничем помочь придворные, а юный
лекарь Авиценна смог. Тогда его назначили личным врачом правителя, после чего
он получил доступ к дворцовой библиотеке. Интересно, что на тот момент
юноше было всего 17 лет. Уже к 18 годам Авиценна начал дискутировать по
вопросам астрономии, философии и физики с самыми известными умами
Востока, а к 20 — написал несколько книг.
Бухара
вскоре была захвачена тюркскими кочевниками, и Авиценна был вынужден
отправиться в Хорезм, где и провел несколько спокойных лет. В это
время он вместе со сторонниками, среди которых был Абу Сахл Масиха, рискуя быть
обвиненным в надругательстве над мертвыми и приговоренным к смертной
казни, тайно проводил вскрытия. В то время это была единственная
возможность изучать анатомию и влияние болезней на внутренние органы.
Через
несколько лет Авиценна и Масиха, отказавшись ехать по требованию султана
Махмуда Газневи в столицу, где их могла ждать расправа, решили бежать. Во
время бегства они в песчаной буре потеряли воду с продовольствием.
Престарелый Масиха не пережил путешествия и умер в пустыне. На
протяжении долгих лет Авиценна скитался по миру, скрываясь под чужим именем.
Позже он стал министром в Хамадане, а затем — главным врачом
и советником эмира в Исфахане. В течение этих лет Ибн Сина,
подстегиваемый критикой его стиля, обратился к изучению литературы
и филологии, а также продолжал плодотворную научную работу, завершил «Канон
врачебной науки». Многие рукописи трудов, в том числе «Книга
справедливости», сгорели во время нападения на Исфахан газнийского войска.
Сложно
переоценить вклад Авиценны в мировую науку. Он на каждой странице своих
трудов открывал что-то новое. Считается, что Али ибн Сина написал более 450
книг, освещающих разные науки (логика, физика, психология, философия и медицина).
Из них до наших дней в разной степени сохранности дошло около 240.
В
своих трудах по медицине он описывал роль и место физических упражнений
в оздоровительной и лечебной практике. Он утверждал, что если человек
умеренно и своевременно занимается физическими упражнениями и соблюдает
режим, то он не нуждается ни в лечении, ни в лекарствах. Прекратив
эти занятия, он чахнет. Физические упражнения укрепляют мышцы, связки, нервы.
Он советовал при занятиях учитывать возраст и здоровье, высказывался о массаже,
закаливании холодной и горячей водой.
Авиценна
выделял в природе человека четыре элемента: вода, земля, огонь и воздух.
Каждый из элементов определял натуру человека. Также он выделял четыре
жидкости, из которых состоит человек: кровь, флегма, желтая желчь и черная
желчь. Доминирование одной из них определяет темперамент человека. Это легло
в основу современного определения типов темпераментов: сангвиники,
флегматики, холерики, меланхолики. В своей книге «Канон врачебной науки» Авиценна
предположил, что существуют микроорганизмы, вызывающие инфекционные болезни,
что было подтверждено Луи Пастером лишь через восемь веков.
В
области химии Ибн Сина открыл процесс перегонки эфирных масел. Он умел добывать
соляную, серную и азотную кислоты, гидроксиды калия и натрия.
Ученый
внес разносторонний вклад в изучение астрономии, механики (теория
вложенной, или запечатленной, силы), философии (в понимании предмета метафизики
Ибн Сина следовал Аристотелю), психологии, литературы («Трактат о любви»,
«Трактат о птицах» четверостишия и рубаи).
Авиценна
писал также произведения по теории музыки, которые являются частями его
энциклопедических работ. С теоретической точки зрения Ибн Сина, по
средневековой традиции, относил музыку к математическим наукам. Он
определял ее как науку, изучающую звуки в их соотношениях и имеющую
целью установление правил создания композиции. Исходя из учения Пифагора, он
считал, что музыка подчинена числам и находится в тесной связи
с ними.
Во
время одного из военных походов правителя Исфахана у Ибн Сины открылась
тяжелая желудочная болезнь, от которой вылечить себя он не смог. Перед смертью
Ибн Сина продиктовал свое завещание незнакомцу. В нем он дал указание
отпустить всех своих рабов, наградив их, и раздать все свое имущество
беднякам. Похоронили Авиценну в Хамадане у городской стены, а через
восемь месяцев его прах перевезли в Исфахан и перезахоронили в мавзолее
эмира.