Целью работы является разработка набора методик регуляции психических состояний сотрудников органов внутренних дел средствами рисуночной арт-терапии. Выборку исследования составили сотрудники правоохранительных органов. Процедура исследования состояла в оценке психических состояний испытуемых с помощью теста Люшера до и после применения техники экспрессивной арт-терапии. По итогам исследования были получены результаты, согласно которым рисование различными цветами — красным, синим, желтым и зеленым — по-разному влияет на психическое состояние человека. В целом, рисование красным ведет к активизации и повышению работоспособности. Рисование синим цветом в большей степени настраивает на длительную спокойную работу. Рисование зеленым цветом, скорее, стабилизирует текущий фон психического состояния. Наконец, рисование желтым цветом ведет к повышению активности, но эта активность может носить нецеленаправленный характер.
Ключевые слова: психические состояния, экспрессивная арт-терапия, регуляция психических состояний.
The aim of the work is to develop a set of methods for regulating the mental states of employees of internal affairs bodies using picturesque art therapy. A sample of the study was made by law enforcement officials. The research procedure consisted in assessing the mental states of the subjects using the Luscher test before and after using the expressive art therapy technique. According to the results of the study, the results were obtained, according to which drawing in different colors — red, blue, yellow and green — affects the mental state of a person in different ways. In general, drawing in red leads to revitalization and increased efficiency. Drawing in blue is more tuned to a long, quiet work. Drawing in green rather stabilizes the current background of the mental state. Finally, drawing in yellow leads to increased activity, but this activity may be unfocused.
Keywords: mental states, expressive art therapy, regulation of mental states.
Введение. Психические состояния являются важной частью психической регуляции и играют важную роль в организации поведения человека [Левитов, 1964]. Особое значение психические состояния приобретают в сфере труда, поскольку они способны оказывать различное — как положительное, так и отрицательное — влияние на эффективность трудовой деятельности. На этом фоне возрастает важность изучения методов психологической регуляции состояний. В качестве одного из таких методов в работе рассматривается метод экспрессивной рисуночной арт-терапии.
В связи с этим, целью исследования выступила оценка эффективности этого метода для регуляции психических состояний.
Теоретическим основанием работы выступили представления Макса Люшера о том, что выбор цветового тона кардинально воздействует на психическое состояние личности [Люшер, 1995].
Процедура иметоды исследования.
Эмпирическую базу исследования составили сотрудники органов внутренних дел в количестве 66 человек.
Методы исследования:
1) метод организации исследования: формирующий эксперимент, проводимый с помощью техники экспрессивной арт-терапии;
2) методы оценки психических состояний участников формирующего эксперимента: восьмицветовой тест Люшера [Дубровская, 2008]. Оценивались такие показатели по тесту, как: вегетативный коэффициент, отражающий уровень готовности испытуемого к затратам энергии; уровень тревоги; рабочая группа, характеризующая работоспособность испытуемого.
3) математико-статистические методы обработки данных: сравнительный анализ (Т-критерий Вилкоксона, φ* — критерий Фишера).
Процедура исследования состояла в выявлении влияния цвета на исследуемых. Задачей респондентов было в течение 30 минут рисовать на листе бумаги любые предметы, символы и абстракции, используя при этом один цвет. Всего было проведено четыре пробы (красный, синий, зелёный, желтый цвета). До и после каждой пробы при помощи 8-цветового теста Люшера замерялось текущее психическое состояние респондентов.
Результаты исследования.
После первого этапа проведения исследования, т. е. рисования красным цветом, работоспособность испытуемых заметно повысилась (p ≤ 0,01). Значит мы можем рассчитывать на более продуктивную деятельность после проведённого испытания. Уровень тревоги никак не изменился, а потому мы не можем утверждать, что прежнее состояние тревоги никак не будет отражаться на трудовой деятельности. И, наконец, вегетативный коэффициент возрос, как и число испытуемых с его значением выше 1. А значит, можно сделать вывод, что после рисования красным цветом, большая часть испытуемых задействовали симпатическую нервную систему, настроенную на затрату энергии и трудовую деятельность, то может положительно сказаться на результатах трудовой деятельности.
По результатам рисования синим цветом, так же отмечаются отсутствием влияния на уровень тревоги, возрастанием вегетативного коэффициента и значимым влиянием на работоспособность (p ≤ 0,01). Т. е. он так же оказывает активное влияние на повышение работоспособности респондентов. При этом вегетативный коэффициент (˂ 1) в большей степени начинает задействовать парасимпатическую нервную систему, что приводит к самосохранению энергии организма и физическому расслаблению. В связи с этим можно сделать логическое заключение, что синий цвет вызывает в испытуемых состояние покоя и способен приводить в положение гомеостаза организм респондентов.
Результаты рисования зелёным цветом показывают, что он никоим образом не влияет ни на уровень тревоги, ни на рабочее состояние, ни на изменения в психофизиологии человека. В испытании этот цвет является самым нейтральным. Чем обусловлены подобные результаты сказать сложно. Однако можно сделать вывод, что, сталкиваясь в процессе трудовой деятельности с этим цветом, никаких изменений в психике и физиологии человека происходить не будет, что гарантирует нам стабильность уже полученного состояния. Таким образом, можно предполагать, что использование зелёного цвета может обеспечить поддержание необходимой планки рабочего состояния, не впадающего в крайние положения.
И, наконец, четвёртый этап исследования, рисование жёлтым цветом, показывает нам такие результаты как: отсутствие влияние на тревоги, изменение в вегетативном коэффициенте и отсутствие влияния на работоспособность. Результаты изменения вегетативного коэффициента схожи с результатами по красному цвету (ВК ˃ 1). Т. е. использование этого цвета активизирует симпатическую систему, настроенную на действие и растрату энергии. Учитывая то, что показатель изменений рабочего состояния не показали изменений, можно предположить, что действие, после этого цвета направлено не на работу, а, например, на активный отдых или активное времяпрепровождение, не связанное с рабочей деятельностью.
Таким образом, по результатам исследования могут быть сделаны следующие основные выводы:
- Техника экспрессивной арт-терапии является эффективным средством коррекции психических состояний субъекта труда.
- Рисование различными цветами — красным, синим, желтым и зеленым — по-разному влияет на психическое состояние человека. В целом, рисование красным ведет к активизации и повышению работоспособности. Рисование синим цветом в большей степени настраивает на длительную спокойную работу. Рисование зеленым цветом, скорее, стабилизирует текущий фон психического состояния. Наконец, рисование желтым цветом ведет к повышению активности, но эта активность может носить нецеленаправленный характер.
Литература:
- Дикая Л. Г., Щедров Л. Г. Метод определения индивидуального стиля саморегуляции психического состояния человека: М.: Изд-во Института психологии РАН, 1999. 131 с.
- Дубровская О. Ф. Руководство по использованию восьмицветового теста Люшера: М.: Когито-Центр, 2008. 10 с.
- Завалова Н. Д., Пономаренко В. А. Психические состояния в особых условиях деятельности // Психологический журнал, 4(6), 1983. 105 с.
- Зараковский Г. М., Королев Б. А., Медведев В. И., Шлаен П. Я., Диагностика функциональных состояний. М.: Советское радио, 1974. 110 с.
- Копытина И. А. Диагностика в арт-терапии. Метод «Мандала»: СПб., 2002. 134 с.
- Левитов Н. Д. О психических состояниях человека: Просвещение, 1964. 220 с.
- Люшер М. Сигналы личности: ролевые игры и их мотивы: Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. 176 с.
- Пурнис Н. Е. Арт-терапия в развитии персонала: СПб.: Речь, 2008. 391 с.
- Романова Е. С. Графические методы в практической психологии: СПб., 2001. 210 с.