В данной статье рассмотрено проявление героя и антигероя в искусстве, на основе литературы. Рассмотрено проявление героизма в античной культуре, а также проявление антигероя в последующие эпохи.
Ключевые слова: архетип, герой, антигерой.
В настоящее время, существует множество литературных произведений, а также произведений кинематографических. Потому часто в аннотациях мы можем увидеть такое словосочетание как «главный герой», но кто такой этот «главный герой» и каким он может быть? В данной статье будет рассмотрен образ главного героя как личности чисто героической и личности антигероя, а также как эти представления используются в произведениях.
Начнём с того, что герой — это не только личность, занимающая центральное место в повествовании, но это и один из архетипов человеческого сознания. «Герои же — это индивиды, которые по самостоятельности своего характера и своей воли берут на себя бремя всего действия, и даже если они осуществляют требования права и справедливости, последние представляются делом их индивидуального произвола» [1, с. 244]. Личность героя стала использоваться в литературе ещё в античную эпоху. В то время понятия архетипа не существовало, но представления о героях были закреплены в мифах, что являлось основой религии и культуры того периода.
Герой с самого начала отличается от общей массы, начиная с момента его чудесного рождения и заканчивая его деяниями. В Древней Греции герои в основе своей были полубогами, возьмём, к примеру, Геракла, он был сыном земной женщины и Зевса, бога грома и одного из самых почитаемых богов пантеона. Герой обладает силой недоступной обычным смертным, а также его предназначение — спасать и защищать людей: «Например, универсальный миф о герое всегда относится к человеку—богатырю или богочеловеку, который побеждает зло в виде драконов, змей, монстров, демонов и так далее и который освобождает свой народ от смерти и разрушения» [2]. Именно этот универсальный миф и стал впоследствии основой для многих героических саг. Так сформировался канон, по которому герой, будучи изначально намного сильнее остальных, проходя испытания, на своём пути увеличивает своё могущество, благодаря чему побеждает «главного злодея» или антагониста и исполняет свой долг, во времена рыцарства таким долгом было спасение прекрасной девы из лап дракона.
Герой мужественен, бесстрашен и обладает особой силой, при этом герой знает, как ее использовать, то есть действует не бездумно. Герой очаровывает своих спутников прямотой своего характера, а также искренностью собственных намерений, люди признают его героем не, потому что обязаны сделать это, а потому что по-настоящему верят в него. Героизм был характерен для античности и средневековья, когда кодекс чести был основным законом жизни любого рыцаря и каждый из них, хотел стать героем. Так, легенда о короле Артуре, это повествование о настоящем рыцаре. Артур смог вытащить Эскалибур из камня, чего не мог сделать до него ни один другой благородный войн, ему помогал великий маг Мерлин, так как верил в Артура и его предназначение. Как и все рыцари, Артур, ставя на первое место честь, а не жизнь, готов защищать собственный народ, ставя всё на кон. Несмотря на схожесть герой античности отличается от героя средневековья: «Герой всегда олицетворяет собой самое высокое и самое сильное стремление или, по крайней мере, то, каким это стремление должно быть, а значит, и то, что хотелось бы осуществить в первую очередь» [3]. Именно мотив героя является его движущей силой, герой всегда появляется для чего-то именно это «что-то» и определяет его поступки. Герой всегда должен действовать в соответствии с теми правилами морали, что господствуют в среде его обитания. Так, Иисус был героем-спасителем потому, что время требовало именно таких действий, он исполнял желание народа быть спасенным.
Героизм имеет место быть и в культуре нашего времени, но сейчас герой в его античном понимании уже не столь востребован, авторы пытаются всё дальше и дальше отходить от классической версии, они придумывают новые линии поведения героев, как литературных персонажей, и именно посредством таких поисков появился антигерой.
Антигерой — «тип литературного героя, подчеркнуто лишенный героических черт, но занимающий центральное место в произведении и выступающий в той или иной степени «доверенным лицом» автора» [4]. В отличие от героя, понятие антигероя появилось на много позже. Такой «главный герой» ближе читателю, чем герой античности. Он вызывает ощущение сопричастности действию, происходящему в книге, ведь антигерой — это такой же обычный человек, как и все остальные, один случайно выбранный из общей массы, тот, кто имеет те же недостатки, что и любой другой.
Антигерой не имеет каких-то особых сил, он не всегда «храбрец без страха и упрёка» и даже его мотивы могут быть низкими и не столь правильными как у героя. Антигерой использует не силу, а ум и смекалку, он обводит противника вокруг пальца и не оставляет ему никаких шансов, в отличие от героя, что благороден даже со своими врагами.
В таком ключе, антигероем можно назвать «Гамлета» У. Шекспира, в его время это понятие ещё не появилось, но Гамлет, как и антигерой не ставит себе целью спасти, или защитить кого-либо, он желает лишь отомстить за смерть отца, конечно, это благородная цель, но она продиктована только эгоистическим желанием. Гамлет, планирует, смерть Клавдия, дабы заставить того поплатиться за его деяния и не быть способным оправдаться даже в загробной жизни.
Узнав, как собираются поступить с ним его друзья, Розенкранц и Гильденстерн, он не открывается им, дабы решить все честно, а поступает как и они сами:
«Опутанный сетями,
Еще не зная, что я предприму,
Я загорелся. Новый текст составив,
Я начисто его переписал» [5].
В этих действиях Гамлет показывает себя как человек, которого предали и который хочет бороться с врагами их же средствами. Такой выбор больше свойственен антигерою, чем личности героической.
Даже сейчас, в современных произведениях протагонистом в большинстве своём является антигерой. Возьмём для примера фильм «Константин: Повелитель тьмы (2005), главный герой самый обычный грешник, правда, в его абсолютной форме, все его недостатки выставлены на показ, он курит, не может нормально ладить с людьми, а сражается с нечистью, только для того, что бы заслужить прошение. Однако, это не мешает зрителям сочувствовать ему, он не вызывает отторжения, а наоборот позволяет людям видеть реальность его глазами, с точки зрения обычного человека.
В современном мире герой потерял тот мифический, легендарный ореол, которым был окутан во времена античности и средневековья, изменилось мировоззрение и изменилось искусство, которое его отражает. Тип антигероя появился лишь потому, что люди перестали верить в героев так, как это было в прошлом.
Подводя итог, можем сказать, что тип героя не может уйти полностью из искусства, так как является одним из архетипов нашего сознания. Однако антигерой, будучи ближе к человеку по своим качествам, воспринимается как выразитель не только авторской задумки, но и представитель зрителя в сюжете.
Литература:
- Гегель, Г. В. Ф. Эстетика: В 2 т. Т. 1. — 2-е издание., стер. — СПб.: Наука, 2007. — 623 с.
- Юнг, К. Г. Архетип и символ [Электронный ресурс] / К. Г. Юнг — Режим доступа: https://e-libra.ru/books/178510-arhetip-i-simvol.html (Дата обращения: 07.12.2019)
- Юнг, К. Г. Проблемы души нашего времени Электронный ресурс / К. Г. Юнг — Режим доступа: https://e-libra.ru/books/146938-problemy-dushi-nashego-vremeni.html (Дата обращения: 07.12.2019)
- Литературная энциклопедия терминов и понятий / Рос. акад. наук, ИНИОН, [Федер. прогр. книгоизд. России]; гл. ред. и сост. А. Н. Николюкин. — М.: Интелвак, 2001. — Режим доступа: http://samlib.ru/a/alina_a/opredelenia.shtml#a107 (Дата обращения: 14.03.2020)
- Шекспир, У. Гамлет Электронный ресурс / У. Шекспир — Режим доступа: https://rustih.ru/shekspir-gamlet/#act5 (Дата обращения: 14.03.2020)