Экспериментальное исследование эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта средствами изобразительного искусства | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №12 (302) март 2020 г.

Дата публикации: 21.03.2020

Статья просмотрена: 652 раза

Библиографическое описание:

Мукашева, Ж. М. Экспериментальное исследование эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта средствами изобразительного искусства / Ж. М. Мукашева, О. В. Завалишина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 12 (302). — С. 284-287. — URL: https://moluch.ru/archive/302/68161/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье рассматриваются особенности эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта. Отмечено важное значение эстетического воспитания в развитии личности ребенка с нарушением интеллекта, его социализации и интеграции в социум, а также приведены результаты экспериментальной работы по выявлению эстетической воспитанности у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта средствами изобразительного искусства.

Ключевые слова: дети с нарушением интеллекта, эстетическое воспитание, специальное дошкольное образование, изобразительное искусство.

Современный этап развития специального образования в Республике Казахстан характеризуется новым отношением государства и общества к лицам с отклонениями в развитии. Коренные изменения в системе специального образования обусловлены с переосмыслением концептуальных положений, связанных с социализацией и интеграцией в общество лиц с ограниченными возможностями развития, в том числе детей с интеллектуальными нарушениями.

Задачами специального дошкольного образования являются создание благоприятных условий для эмоционального, интеллектуального и социального развития ребенка с интеллектуальными нарушениями, вовлечение его в социальную культуру с использованием специальных технологий обучения, а также формирование различных видов деятельности детей. В этой связи эстетическое воспитание является одним из наиболее эффективных способов социализации и интеграции детей с нарушением интеллекта в общество.

Эстетическое воспитание в специальных (коррекционных) дошкольных образовательных организациях является не только одним из направлений воспитательной, но и неотъемлемой частью единого коррекционно-педагогического процесса. При создании соответствующих педагогических условий дети с интеллектуальными нарушениями имеют способность в достаточной мере продвинуться в своем эстетическом развитии, также у них формируется интеллектуальная и эмоциональная эмпатия по отношению к объектам эстетического восприятия, умение замечать, выделять и оценивать прекрасное, многие способны овладеть многими элементами художественного творчества, освоить простейшие навыки и умения создавать красивое (И. А. Грошенков [1], И. В. Евтушенко [2]).

Эстетическое воспитание детей с нарушениями интеллекта гораздо осложняется в силу присущих данной категории детей: недостатков познавательной, речевой, эмоционально-волевой и двигательной сфер.

Вся система эстетического воспитания сводится к общему развитию дошкольника, как в эстетическом плане, так и в духовном, нравственном и интеллектуальном. Это достигается в процессе овладения дошкольником знаний о художественно-эстетической культуре, развития способностей и художественно-эстетического творчества и развития эстетических, психологических качеств личности, выражающиеся эстетическим восприятием, чувством, оценкой, вкусом и др [3].

Рассматривая многочисленные определения понятия эстетического воспитания, можно выделить основные его положения.

− Во-первых, это процесс целенаправленного воздействия.

− Во-вторых, это формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее.

− В-третьих, задача эстетического воспитания формирование эстетических чувств, вкусов и идеалов личности.

− В-четвертых, развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного [4].

Эстетическое воспитание с учетом особенностей развития детей с нарушениями интеллекта направлено на решение следующих задач:

  1. Воспитание у детей интереса к различным видам изобразительной и художественно-графической деятельности.
  2. Побуждение детей к созданию ассоциативных образов, развитие сюжетно-игровой замысел.
  3. Экспериментальное сопровождение создания простых, выразительных композиций с использованием красок, изобразительных материалов, аппликативных форм, кусочков глины и пластилина
  4. Развитие у детей умения всматриваться в очертания линий, форм, мазков, пятен, силуэтов, находить их сходство с предметами и явлениями.
  5. Учить детей выполнять коллективные работы по рисованию, лепке, аппликации с педагогом и другими детьми.
  6. Воспитание эмоционального отношения к природе и оформлению своей жизни, формирование эстетического восприятия окружающего мира.
  7. Развитие художественной культуры ребенка в условиях социокультурной среды музеев, выставок, театров.

Экспериментальная работа проводилась в специальном (коррекционном) ясли-саде для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями развития). В эксперименте принимали участие 30 детей старшего дошкольного возраста.

До начала эксперимента была изучена следующая документация:

− Медицинская документация, социальный паспорт, психолого-педагогическая характеристика на ребенка с нарушением интеллекта специального (коррекционного) ясли-сада;

− Беседа, анкетирование родителей и воспитателей специального (коррекционного) ясли-сада;

− Методики для изучения и оценки уровней эстетической воспитанности у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта.

При подборе и обосновании комплекса методик мы опирались на психолого-диагностические принципы, разработанные в отечественной специальной психологии и коррекционной педагогике (Выготский Л. С., Забрамная С. Д., Рубинштейн С. Я., Лубовский В. И.).

При этом нами использовались следующие методы: беседа, наблюдение, анкетирование.

Родители дошкольников являются одним из важнейших условий всестороннего развития ребенка, в том числе и эстетического, поэтому в начале исследования нами было проведено анкетирование родителей на предмет знакомства своих детей с элементами изобразительного искусства. Им была предложена анкета; ответы фиксировались, после чего были проанализированы.

Для изучения и оценки уровня эстетической воспитанности детей с нарушением интеллекта был подобран комплекс диагностических методик, который включает:

− методика «Дорисовывание фигур» (по О. М. Дьяченко), целью которой является определение уровня развития воображения, способности создавать оригинальные образы.

− методика «Нарисуй картинку» (по П.Торренс), целью которой является выявление уровня художественного развития детей дошкольного возраста.

По первой методике дошкольникам предлагался один комплект карточек (из двух предлагаемых), на каждой из которых нарисована одна фигурка неопределенной формы.

Обработка: 3 балла — дети дают схематичные, иногда детализированные, но как правило, оригинальные рисунки, 2 балла — дети дорисовывают большинство фигурок, однако все рисунки схематичные, без деталей, 1 балл- дети фактически не принимают задачу: они или рисуют рядом с заданной фигуркой что-то свое, или дают беспредметные изображения.

В ходе эксперимента были получены следующие результаты:

Таблица 1

Группы

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Радуга

70 %

30 %

0 %

Балапан

83 %

17 %

0 %

Звездочка

89 %

11 %

0 %

Рис. 1 Процентный показатель результатов по методике «Дорисовывание фигур»

На основании полученных данных, можно сделать вывод о том, что по методике «Дорисовывание фигур» преобладает низкий уровень развитости воображения.

По второй методике дошкольникам предлагалось нарисовать любую картинку по желанию. В процессе проверки особое внимание обращали на анализ продуктов детского изобразительно творчества, их художественно-образную выразительность: не только на содержание рисунков, но и на средства, которыми дети передают окружающий мир.

Обработка: 3 балла — дети способны создавать художественные образы, используя различные средства выразительности, у них имеется достаточный объем знаний о видах изобразительного искусства, сформирован интерес к творческой деятельности, 2 балла — в изобразительной деятельности отмечается стереотипность образов, объем знаний об изобразительном искусстве недостаточно полный, 1 балла — дети затрудняются передавать образы предметов, явления, объем знаний об искусстве мал.

В ходе эксперимента были получены следующие результаты:

Таблица 2

Группы

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Радуга

14 %

68 %

18 %

Балапан

17 %

74 %

9 %

Звездочка

22 %

72 %

6 %

Рис. 2. Процентный показатель результатов по методике «Нарисуй картинку»

На высоком уровне в группе «Радуга» показало 18 %, в группе «Балапан» показало 9 %, в группе «Звездочке» показало 6 % от всего состава детей. При выполнении задания дети работали самостоятельно, по ходу допускали немногочисленные ошибки.

Таким образом, следует отметить, что, несмотря на определенную теоретическую разработанность проблемы эстетического воспитания детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта, отмечается разрыв между целеполаганием и реализацией процесса эстетического воспитания в ДОО, что обусловлено отсутствием четкой системы организации работы по данному направлению. В этой связи актуальной становится разработка и реализация в воспитательно-образовательном процессе новых коррекционных технологий, использование арт — терапевтических методов, направленных на преодоление имеющихся нарушений у детей и формирование эстетических качеств личности.

Литература:

  1. Грошенков И. А. Эстетическое воспитание учащихся вспомогательной школы // Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе / Под редакцией В. В. Воронковой. — М., 1994.
  2. Евтушенко И. В. Эстетическое воспитание учащихся коррекционной школы VIII вида//Олигофренопедагогика: учеб. пособие для вузов / Т. В. Алышева, Г. В. Васенков, В. В. Воронкова и др. М.: Дрофа, 2009.
  3. Котляр В. Изобразительная деятельность дошкольников — Киев, 2006.
  4. Печко Л. П. Эстетическая культура и воспитание человека. М.: ИЦЭВ РАО, 1991.
  5. Лихачев Б. Т. Эстетика воспитания. М.: Педагогика, 1992.
Основные термины (генерируются автоматически): нарушение интеллекта, эстетическое воспитание, ребенок, изобразительное искусство, старший дошкольный возраст, высокий уровень, методика, эстетическое воспитание детей, эстетическое восприятие, дошкольный возраст.


Ключевые слова

эстетическое воспитание, изобразительное искусство, дети с нарушением интеллекта, специальное дошкольное образование

Похожие статьи

Эстетическое воспитание детей школьного и дошкольного возраста средствами хореографического искусства

Последние годы характеризуются акцентированием внимания к проблеме эстетического воспитания как основополагающему средству и важнейшей основой формирования духовно-нравственной личности. Настоящая статья посвящена рассмотрению проблемы эстетического ...

Использование нетрадиционных техник в обучении рисованию детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

В статье представлен опыт работы воспитателя в группе для детей с задержкой психического развития по формированию навыков изобразительного творчества. Автор рекомендует использовать любые творческие средства в изобразительной деятельности. И говорит ...

Эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста

В статье рассматриваются на основе анализа педагогической литературы раскрывается содержание и определяются методы хореографической деятельности, на основе которых осуществляется эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста на гуманист...

О средствах эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста

В данной статье анализируется проблема эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Рассматриваются некоторые средства эстетического воспитания, формирования эстетической культуры личности старшего дошкольника. Проведено исследование...

Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста как педагогическая проблема

В статье автор рассматривает основные теоретические аспекты развития эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста. Дается определение понятия «эмоциональный интеллект» в трудах зарубежных и отечественных ученых. Отмечается важность...

Музыкальная деятельность как средство коррекции в развитии детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи

В статье рассматриваются проблемы, посвященные значению музыкальной деятельности в детском саду как средству коррекционной работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи. Автор обозначает основные виды музыкальной деятельности и исследует их влияние на ...

Художественно-эстетическое воспитание детей младшего школьного возраста в условиях дополнительного образования

Автором статьи актуализируется вопрос о необходимости формирования художественно-эстетического вкуса в младшем школьном возрасте посредством изобразительного искусства в условиях дополнительного образования. Именно эта возрастная категория является н...

К проблеме дезадаптации детей младшего дошкольного возраста при поступлении в дошкольную образовательную организацию

В статье описаны сложности адаптационного процесса, возникающие у детей младшего дошкольного возраста при поступлении в ДОО (дошкольную образовательную организацию). Представлен диагностический комплекс, позволяющий провести исследование адаптации, а...

Развитие социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями в условиях дополнительного образования

Статья посвящена проблеме развития социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста с нарушениями речи в условиях дополнительного образования. В статье проводится сравнительный анализ диагностической работы среди детей до формирующ...

Развитие социально-эмоциональной сферы мальчиков и девочек дошкольного возраста посредством приобщения к устному народному творчеству

В статье рассмотрены особенности развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. Доказано, что целенаправленное и систематическое использование различных форм фольклора в работе с девочками и мальчиками дошкольного возраста способствует разв...

Похожие статьи

Эстетическое воспитание детей школьного и дошкольного возраста средствами хореографического искусства

Последние годы характеризуются акцентированием внимания к проблеме эстетического воспитания как основополагающему средству и важнейшей основой формирования духовно-нравственной личности. Настоящая статья посвящена рассмотрению проблемы эстетического ...

Использование нетрадиционных техник в обучении рисованию детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

В статье представлен опыт работы воспитателя в группе для детей с задержкой психического развития по формированию навыков изобразительного творчества. Автор рекомендует использовать любые творческие средства в изобразительной деятельности. И говорит ...

Эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста

В статье рассматриваются на основе анализа педагогической литературы раскрывается содержание и определяются методы хореографической деятельности, на основе которых осуществляется эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста на гуманист...

О средствах эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста

В данной статье анализируется проблема эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Рассматриваются некоторые средства эстетического воспитания, формирования эстетической культуры личности старшего дошкольника. Проведено исследование...

Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста как педагогическая проблема

В статье автор рассматривает основные теоретические аспекты развития эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста. Дается определение понятия «эмоциональный интеллект» в трудах зарубежных и отечественных ученых. Отмечается важность...

Музыкальная деятельность как средство коррекции в развитии детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи

В статье рассматриваются проблемы, посвященные значению музыкальной деятельности в детском саду как средству коррекционной работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи. Автор обозначает основные виды музыкальной деятельности и исследует их влияние на ...

Художественно-эстетическое воспитание детей младшего школьного возраста в условиях дополнительного образования

Автором статьи актуализируется вопрос о необходимости формирования художественно-эстетического вкуса в младшем школьном возрасте посредством изобразительного искусства в условиях дополнительного образования. Именно эта возрастная категория является н...

К проблеме дезадаптации детей младшего дошкольного возраста при поступлении в дошкольную образовательную организацию

В статье описаны сложности адаптационного процесса, возникающие у детей младшего дошкольного возраста при поступлении в ДОО (дошкольную образовательную организацию). Представлен диагностический комплекс, позволяющий провести исследование адаптации, а...

Развитие социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями в условиях дополнительного образования

Статья посвящена проблеме развития социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста с нарушениями речи в условиях дополнительного образования. В статье проводится сравнительный анализ диагностической работы среди детей до формирующ...

Развитие социально-эмоциональной сферы мальчиков и девочек дошкольного возраста посредством приобщения к устному народному творчеству

В статье рассмотрены особенности развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. Доказано, что целенаправленное и систематическое использование различных форм фольклора в работе с девочками и мальчиками дошкольного возраста способствует разв...

Задать вопрос