Статья раскрывает сущность транспортных перелетов через Тихий океан, также возможные трудности, которые возникали при перелете.
Ключевые слова: маршрут, полярный, самолет, северный.
Благодаря транспортным маршрутам, расстояние, которое необходимо преодолеть самолету между пунктами в Азии или на Ближнем Востоке и городами Северной Америки, можно существенно сократить.
Маршруты над полюсами нашей планеты точно называются полярными. А северная полярная область начинается с 78 градусов широты, это север Аляски и большая часть Сибири. Реактивное авиационное топливо замерзает при температуре от -40 до -50 градусов Цельсия. Во время длительных перелетов оно может достичь точки замерзания. Современные самолеты способны предупредить экипаж о падении температуры топлива до 3 градусов. После такого сигнала пилоты должны спуститься на более низкую высоту, где температура воздуха выше. На всех подобных рейсах есть два костюма для холодной погоды, имеется специальное оборудование связи и используется мониторинг замерзания топлива.
История полярных маршрутов. 18.06.1937 года советский летчик Валерий Чкалов совершил первый в истории полет над северным полюсом [1].
Рис. 1. Валерий Чкалов, первый летчик, пролетевший над Северным полюсом
Он пролетел из Москвы до Ванкувера 8811 км на самолете Туполев АНТ — 25 (рис.2).
Рис. 2. Самолет Туполева АНТ-25
В октябре 1946 года американский экипаж совершил перелет над Арктикой из гавайского Оаху в Каир на модифицированном самолете B-29 (рис.3), преодолев расстояние в 15612 км. Первый коммерческий транспортный маршрут был проложен в ноябре 1954 года авиакомпанией «Скандинавские авиалинии» (SAS), флагманской компанией Дании, Норвегии и Швеции от Лос-Анжелеса до Копенгагена, осуществив две остановки в Виннипеге и Сондре Стромфьорд.
Рис. 3. Американский модифицированный самолет B-29
К 1957 году Pan Am TWA (рис. 4) летали по полярным маршрутам от западного побережья США до Парижа и Лондона. В том же году SAS открыл маршрут Европа — Токио с остановкой в Анкоридже. Вскоре международный аэропорт Анкориджа стал остановкой для ряда авиакомпаний, летающих между Европой и Токио.
Рис. 4. Полет Pan Am TWA по полярным маршрутам от Западного побережья США до Парижа и Лондона
В 1983 году финская авиакомпания Finnair начала беспорядочный перелет по полярному маршруту между Хельсинки и Токио [2].
В 1950 — х и 1960 — х холодная война означала, что воздушное пространство над северным полюсом может стать немного тесным. В период с 1960 по 1968 годах в рамках операции «Хромированный купол» США постоянно держали в воздухе стратегические бомбардировщики B — 52 Stratofortress, находящиеся в непосредственной близости от северной границы СССР.
Российская авиация дальнего радиуса действия также регулярно проверяла готовность американского командования и Королевских ВВС Канады.
Такая политика привела к трагическим последствиям, когда 20.04.1978 года рейс 902 Korea Air Lines, Боинг-707, летевший из Парижа в Сеул, отклонился от своего полярного маршрута и пересек границу советского воздушного пространства. После обстрела из истребителя самолет был вынужден совершить аварийную посадку на покрытом льду озере Корпиярви. Двое из 109 человек, находившихся на борту, были убиты. Лишь в 1993 году была сформирована российско-американская координационная группа по воздушному движению (RACGAT), а к 998 году две страны согласились на четыре полярных маршрута — Полярный 1,2,3 и 4.
Первый беспосадочный полярный 16-часовой полет над российским воздушным пространством состоялся 07.07.1998 года, когда рейс 889 Cathay Pacific (рис.5) вылетел из Нью-Йорка в международный аэропорт Гонконга. Этот рей существует и по сей день [3].
Рис. 5. Совершение беспосадочного полета рейса 889 Cathay Pacific
Сегодня ни одна авиакомпания не летает по южному полярному маршруту. Лишь несколько маршрутов обходят побережье Антарктики: полет Qantas QFA63 между Сиднеем и Йоханнесбургом достигает 71 градус южной широты, а рейс Qantas между Сиднеем и Сантьяго 55 градусов южной широты.
Ранее авиакомпаниям запрещалось использование двухмоторных самолетов при перелетах на расстояния, превышающих установленные от аэропорта. Это означало, что только четырехмоторные самолеты, такие как Boeing-747, Airbus A-340 и A-380, имели право на полеты вблизи Антарктиды.
Однако в 2015 году Air New Zealand было разрешено совершать беспосадочные перелеты между Оклендом и Буэнос-Айресом, используя двухмоторный Boeing 777–200ER при условии, что самолет должен находиться на расстоянии не более 330 минут от ближайшего аэропорта.
Кроме того, в 2015 году авиакомпания LATAM начала выполнять беспосадочные рейсы между Сантьяго и Сиднеем, используя двухмоторный Boeing-787 с той же 33-минутной нагрузкой.
Литература:
- Википедия. Чкалов, Валерий Павлович. URL https://ru.wikipedia.org/wiki/ %D0 %A7 %D0 %BA %D0 %B0 %D0 %BB %D0 %BE %D0 %B2,_ %D0 %92 %D0 %B0 %D0 %BB %D0 %B5 %D1 %80 %D0 %B8 %D0 %B9_ %D0 %9F %D0 %B0 %D0 %B2 %D0 %BB %D0 %BE %D0 %B2 %D0 %B8 %D1 %87
- Википедия. Finnair. URL https://ru.wikipedia.org/wiki/Finnair
- Воробьев А. А. Ведомости. Новый рекорд беспосадочных перелетов открывает новую страницу в авиации. URL https://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2019/10/22/814321–19-chasov