В статье автор разбирает особенности кибербуллинга в школьном возрасте.
Ключевые слова: кибербуллинг, жертва, агрессор.
С каждым годом информационные сети занимают всё более прочное положение в человеческой жизни. Изначально созданные для общения, сейчас они выполняют множество функций, от передачи важных данных до финансовых операций. И чем сильнее связаны с ними человек и его окружение, тем большую опасность они для него представляют. На сегодняшний день самым распространённым киберпреступлением является кибербуллинг и множество исследований посвящены именно этому явлению. В явление кибербуллинга учёные включают множество отдельных действий в Интернете: издевательства, унижения, преследования, сталкеринг, вторжение в личную жизнь, грифинг и т. д. Зачастую он перекликается с другими преступлениями в Интернет-среде. Кибербуллинг или буллинг с использованием электронных коммуникационных технологий в современном мире стал серьезной проблемой для детей и подростков. Как и в случае с традиционными издевательствами, его можно охарактеризовать агрессивными, повторяющимися и преднамеренными действиями, которые связаны с дисбалансом сил между жертвой и агрессором. Кибербуллинг также уникален тем, что он может происходить анонимно и воздействовать на жертв днем или ночью, дома или в школе. Это может привести к высоким уровням психологического стресса, включая симптомы депрессии, тревожным состояниям и суицидальным мыслям [1].
Кибербуллинг может быть особенно опасным для жертв по нескольким причинам. Во-первых, избежать кибербуллинга очень сложно, так как это может происходить в разных условиях. Во-вторых, агрессоры могут быть более активными из-за их способности оставаться анонимными. Не имея прямого контакта с жертвой, агрессоры могут реже испытывать чувство сочувствия или угрызения совести. В-третьих, использование технологий и Интернета позволяет агрессору охватить большую аудиторию в короткие сроки. И, наконец, в Интернете меньше надзора, что снижает шансы на вмешательство [2].
Растущее количество литературы свидетельствует о том, что кибербуллинг достигает пика в течение средних школьных лет, и распространён по всему миру. Мало что известно о раннем опыте детей, подвергшихся кибербуллингу и о том, как этот опыт меняется со временем [5].
В литературе о кибербуллинге многие ученые уделяют внимание различным формам использования электронных средств массовой информации. Агрессор может использовать компьютер для отправки оскорбительных или угрожающих электронных писем, мгновенных сообщений, создания порочащих веб-сайтов и публикации сообщений на онлайн-сайтах или социальных сетях. Сотовые телефоны также могут быть использованы для отправки насмешливых или оскорбительных сообщений в виде текста, для съемки и публикации фотографий людей в неудобных или порочащих их ситуациях, а также для записи видео без согласия человека и публикации их в Интернете для оценки и обсуждения. Например, некоторые исследования, проведенные среди молодежи в возрасте 11–16 лет, показали, что сотовые телефоны и интернет-мессенджеры являются наиболее частыми формами медиа, используемыми агрессорами. В настоящее время с развитием технологий, обеспечивающих мгновенный доступ к Интернету-пространству, различия между буллингом с помощью мобильных телефонов и через Интернет становятся всё более незначительными [3] [5].
Изучение влияния кибербуллинга на молодежь все еще находится на начальной стадии. Хотя существует некоторое расхождение в отношении влияния возраста на подверженность кибербуллингу, большинство исследований, посвященных последствиям кибервиктимизации, было сосредоточено на молодежи, обучающейся в 5–12 классах. Подростки, которые подвергались кибербуллингу, часто сообщают о том, что испытывали эмоциональные переживания и страх, а также злость на преследования. В одном исследовании подростки, подвергшиеся кибербуллингу, сообщили, что чувствовали себя грустными, безнадежными и беспомощными, потому что они не чувствовали, что могли что-то сделать, чтобы помешать анонимному хулигану преследовать их [8].
В целом на сегодняшний день исследования кибербуллинга, изучающие отношения между убеждениями, отношениями и поведением, нашли значительную связь между нормативными убеждениями о запугивании и агрессии и повышенным кибербуллинговым поведением. Например, одно недавнее исследование обнаружило значительную корреляцию между большим одобрением явной и реляционной агрессии и повышенным использованием кибербуллинга. Другое недавнее исследование, посвященное изучению индивидуальных и контекстуальных предикторов участия в кибербуллинге, показало, что учащиеся с более высоким уровнем положительного отношения к жертвам сообщили о низких показателях вероятности совершения кибербуллинга. Хотя многие исследования в традиционной литературе по издевательствам подтверждают связь между низким уровнем эмпатии и повышенным уровнем поведения, связанного с запугиванием, в базе знаний о кибербуллинге существуют ограниченные эмпирические данные. Большинство исследований, изучающих роль эмпатии, сосредоточены на лицах, совершающих кибербуллинг, а не на жертвах. В двух исследованиях, которые включали в себя как жертв, так и преступников, одно не выявило различий в уровнях эмпатии между жертвами и не жертвами, в то время как в другом обнаружилось, что и у жертв, и у хулиганов было значительно меньше сочувствия, чем у невовлеченных студентов. На сегодняшний день, насколько нам известно, ни одно исследование не исследовало взаимосвязь между самоэффективностью в защите других и подверженностью кибервиктимизации [6] [7].
Буллинг не происходит изолированно, и данное поведение поддерживается или не поддерживается в зависимости от среды, в которой оно происходит. В отличие от традиционного буллинга, который ограничен местами, где есть хулиган и жертва, кибербуллинг и кибервиктимизация могут происходить в любой среде, в которой у человека есть доступ к технологиям. Нормы, правила и ожидания различаются между этими двумя сферами. Социальные сигналы в Интернет-среде менее непосредственны, визуальные реакции не являются частью взаимодействия, и агрессоры, вероятно, имеют более легкий доступ к жертвам. Благодаря анонимности агрессоры могут чувствовать себя более сильными и более защищенными, взаимодействуя с другими в безопасности своей спальни или за электронным устройством. Поскольку дети общаются с помощью технологий, а затем видят друг друга в школе, на игровой площадке или в обществе, между этими двумя системами, скорее всего, есть совпадения. Кроме того, результаты поведения в Интернете могут быть реализованы в физическом мире и рассматриваться там. С другой стороны, поскольку правила и нормы в этих двух системах различны, некоторые дети могут быть вовлечены в кибербуллинг, которые обычно не участвуют в традиционном запугивании [4].
Литература:
- Докучаева Н. В., Сафуанов Ф. С. Особенности личности жертв противоправных посягательств в Интернете / Н. В. Докучаева, Ф. С. Сафуанов // «Психология и право». — 2015. — № 4. — С. 80–93.
- Зинцова А. С. Социальная профилактика кибербуллинга // Вестник Нижегородского университета имени Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2014. No 3(35). С. 122–128.
- Bauman S. Cyberbullying in a rural intermediate school: anexploratory study / S. Bauman // The Journal of Early Adolescence. 2010. Vol. 30. P. 803–833.
- Campfield D. C. Cyber Bullying and Victimization: Psychosocial Characteristics of Bullies, Victims, and Bully/Victims: presented in partial fulfillment of the requirements for the degree of Doctor of Philosophy in Psychology, Clinical / D. C. Campfield. Missoula, 2008. 171 p.
- Dehue F, Bolman C, Vo ̈llink T. Cyberbullying: youngsters’experiences and parental perception / F. Dehue, C. Bolman, T. Vo ̈llink // Cyber Psychology and Behavior. 2008. Vol. 11. P. 217–223.
- Dilmac B. Psychological needs as a predictor of cyber bullying: a preliminary report on college students / B. Dilmac // Educational Sciences: Theory and Practice. 2009. Vol. 9. P. 1307–1325.
- Erdur-Baker O. Cyberbullying and its correlation to traditional bullying, gender, and frequent and risk usage of internet-mediated communication tools. / O. Erdur-Baker // New Media and Society. 2010. Vol. 12. P. 109–125.
- Holfield B. The Nature and Frequency of Cyber Bullying Behaviors and Victimization Experiences in Young Canadian Children / B. Holfeld, B. J. Leadbeater // Canadian Journal of School Psychology. — 2014. — No. 4. — P. 1–20.