В статье авторы пытаются определить влияние личности педагога на формирование нравственной культуры общества посредством воспитания подрастающего поколения.
Ключевые слова: нравственная культура, нравственное воспитание, подрастающее поколение, педагог, воспитательная работа, общество.
Нравственная культура является одним из главных оснований духовной жизни общества. Формирование нравственной культуры в современном белорусском обществе сопряжено с целым рядом проблем. Критика советской системы привела к разрушению старых духовных устоев, моральных норм и принципов. Упрекая социалистическую мораль в абстрактности и двойном стандарте, в процессе критики фактически подверглись дискредитации многие общечеловеческие ценности. Новые же идеалы долгое время отсутствовали. Эта ситуация породила чрезвычайно моральный нигилизм, открытое пренебрежение нормами нравственности, поворот к эгоизму и индивидуализму. Поэтому в настоящее время особое внимание в обществе уделяется проблеме формирования духовно — нравственной культуры подрастающего поколения, воспитанию граждан — истинных патриотов, самостоятельно мыслящих, инициативных тружеников, обладающих интеллектуальным потенциалом и нравственными принципами. Вышеперечисленные задачи прописаны в Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи. Конечно, для решения проблем нравственного воспитания должны включиться в воспитательную работу и педагоги, и семья, и общественные институты. Но ведущая роль отводится педагогу, на него же ложится и ответственность за это важную работу.
При изучении педагогической мысли известных педагогов, общественных деятелей прошлого и настоящего прослеживается огромная заинтересованность именно проблемой воспитания нравственной культуры подрастающих поколений.
Мыслители разных веков трактовали понятие нравственности по-разному. Еще в древней Греции в трудах Аристотеля о нравственном человеке говорилось: «Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства... Ведь о нравственной красоте говорят по поводу добродетели: нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями человека» [1, с.79]. «Что такое нравственность? В чём должна состоять нравственность? В твёрдом, глубоком убеждении, в пламенной, непоколебимой вере в достоинство человека, в его высокое назначение. Это убеждение, эта вера есть источник всех человеческих добродетелей, всех действий», — писал В. Белинский [3, с.22]. Сегодня эти мудрые мысли особенно актуальны.
Современная литература также отражает понятия нравственности. «Словарь по педагогике» Коджаспировой Г. М. и Коджаспирова А. Ю. дает следующее толкование данному понятию: «Нравственность — 1. особая форма общественного сознания и вид общественных отношений, один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм. В отличии от простых норм и традиций нравственные нормы получают обоснование в виде идеалов добра и зла, должного, справедливости и т. д.; 2. система внутренних прав человека, в основе которой гуманистические ценности: доброта, уважение к старшим, справедливость, порядочность, честность, сочувствие, готовность прийти на помощь» [2, с.206].
Изучением процесса нравственного воспитания занимались такие педагоги как Я. А. Коменский, считавший, что учителя должны быть честными, деятельными, трудолюбивыми и прививать свои добродетели детям; А. В. Дистервег, который указывал на великую роль учителя в жизни общества и государства. «Что сталось бы с народом, с обществом, с государством без его тихой, скромной, трудолюбивой деятельности? Он один еще не в состоянии все сделать, но он закладывает основы всему и без него тотчас же распространилось бы среди нас варварство…» [3, с.43]. Д. И. Писарев писал: «В воспитании все дело в том, кто воспитатель» [3, с. 138]. Таким образом, важным фактором успешного воспитания и развития в учреждениях образования является личность педагога. Поэтому назрела необходимость рассмотреть влияние личности учителя на формирование будущности общества. В связи с актуальностью темы было проведено исследование.
Цель — определение методов влияния педагога на формирование нравственной культуры подрастающего поколения.
Задачи:
– определить качества личности педагога, влияющих на нравственное воспитание учащихся;
– изучить основные методы и средства нравственного воспитания, лежащие в основе мастерства современного педагога.
Воспитание всегда было сложной задачей. Роль педагога в прогрессивном развитии общества значительна потому, что он воспитывает молодежь, формирует поколение, которое продолжит дело старших, но уже на более высоком уровне развития. Педагог призван аккумулировать социальный опыт, моральные нормы и правила общества для передачи этих знаний и умений подрастающему поколению. Таким образом формируется мировоззрение будущего общества, его будущая культура. Осуществляется это путём формирования и развития педагогом каждого из своих воспитанников. В глазах ребят ему необходимо не только быть правдивым, искренним, честным, но и проявлять себя борцом за нравственные идеалы, выступать против негативных проявлений окружающей жизни. Трудно переоценить роль личности учителя, его духовного облика в пробуждении и развитии способностей, наклонностей воспитанников.
По результатам опроса шестидесяти учащихся девятых классов, УО «Гимназия № 1 имени Ф. А. Перца г. Пинска», единство идеалов, убеждений, вкусов, симпатий, морально — этических принципов в словах и поступках педагога — вот то, что притягивает юные души. Была выделена группа качеств личности педагога, влияющих на формирование нравственной культуры личности школьника:
– профессионально-педагогические качества и индивидуальные особенности (педагогическая наблюдательность и увлечённость, позитивное мышление, жизнерадостность, открытость, положительные этические качества и т. д.)
– Социальные и общие личностные (эмоциональная отзывчивость, эстетическая культура, творческое мышление, чувство юмора).
Таким образом, результаты опроса подтвердили влияние личности педагога, его личностных качеств на формирование нравственного идеала подрастающего поколения. Это же подтверждают мысли известных педагогов. К. Д. Ушинский писал: «Влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений» [3, с.213]. А. В. Дистервег утверждал: «Учитель, образ его мыслей — вот что самое главное во всяком обучении и воспитании…» [3, с. 22]. Поэтому будем считать верным мнение, утверждение, что личный пример — лучший метод нравственного воспитания.
Методы нравственного воспитания — это своеобразный инструмент в руках учителя. Они выполняют функции организации процесса нравственного развития и совершенствования личности, управление этим процессом. Для выявления эффективных методов и средств нравственного воспитания, используемых современным педагогом, помимо личного примера, провели опрос классных руководителей. Выяснили, что источником для формирования нравственных качеств являются отношение воспитанников:
- отношение к Родине как основа для формирования нравственных качеств — гражданственности, патриотизма;
- отношение к труду формируют качества такие как трудолюбие, ответственность, дисциплинированность;
- отношение к общественному достоянию, природе лежит в основе бережливости, экологической культуры;
- отношение к людям формирует культуру общения, уважение, коллективизм, гуманизм, отзывчивость;
- отношение к себе является основой для формирования честности, скромности, принципиальности.
Учителя отмечали, что важно создать воспитательную среду, воспитательный коллектив детей в котором формируются на основе отношений нравственные мотивы и качества личности ребёнка. Именно детский коллектив является мини обществом, в котором ребёнок приобретает первый опыт нравственного поведения на основе правил и норм, принятых в этом коллективе, именно в коллективе ребёнок приобретает первый опыт социализации, который в последствии поможет стать ему сознательным гражданином своей страны. И снова, вспомнив содержание воспитательной работы на первом этапе формирования детского коллектива, предложенное и апробированное великим педагогом А. С. Макаренко, подчеркнём важную роль личности педагога. Именно на первом этапе сплочения коллектива важно какие требования и как предъявляет педагог. В данном деле необходимо проявлять больше уважения и предъявлять выше требования к воспитаннику.
Формирование нравственной культуры включает в себя закрепление в сознании детей норм поведения и идеалов. Необходимой составляющей процесса формирования нравственной культуры является распространение и внедрение имеющихся моральных знаний и требований в сознание подрастающего поколения. При этом, как отметили педагоги гимназии, эффективными будут методы этического рассказа, этической беседы, метод убеждения, диспуты, дискуссии.
Одним из действенных средств воспитания нового поколения современным педагогом является коллективно-творческое дело (КТД). Классные руководители, воспитатели подтвердили, что совместная деятельность на благо других людей и общества прививают многие основополагающие нравственные ценности, формируют качества личности и модель нравственного поведения. Сущность нравственного воспитание через КТД заключается прежде всего в проектировании способов отношений к самому себе, людям, к вещам, природе, к обществу в целом. Методика коллективных творческих дел разработана в 60-е годы прошлого века И. П. Ивановым. Коллективные творческие дела– это не «воспитательное мероприятие» в привычном виде: сущность и воспитательные возможности КТД неизмеримо глубже и богаче. И чем богаче содержание такого дела, тем сильнее его воспитательный эффект, в плане нравственного воспитания. Роль воспитателя — это руководство индивидуальным развитием каждого воспитанника, наблюдение и корректировка деятельности.
Социальные функции педагога претерпевают изменения вместе с развитием самого общества. Иначе и быть не может: педагог живет в обществе и, следовательно, вместе с ним переживает все те же эволюционные и революционные перемены, которые происходят в этом обществе. Подчеркивая исключительное значение социальной роли педагога, польский социолог-исследователь Ф. Знанецкий писал: «У учителя сегодня более сложные задачи, чем у политика, общественного деятеля, финансиста, промышленника, чем у кого-либо другого в современном обществе. Он является, а точнее, должен быть главным мотором самых радикальных в истории социальных преобразований, вождем мировой культурной революции». Таким образом нам удалось доказать влияние личности педагога на формирование нравственной культуры подрастающего поколения и общества в будущем.
Согласимся со словами Я. Коласа, классика белорусской поэзии и литературы, что педагог — это не только воспитатель, педагог, это друг человека, который помогает нашему обществу подниматься на высшую ступень. Роль педагога, его нравственный и профессиональный авторитет имеет ключевое значение в деле воспитания духовно-нравственного гражданина Республики Беларусь.
Результаты проведённого исследование будет полезны молодым педагогам при организации воспитательной работы в ученических коллективах.
Литература:
- Артюхова, И. С. Ценности и воспитание / И. С. Артюхова // Педагогика. — 1999. — № 4. С.78–80.
- Коджаспирова, Г. М. Словарь по педагогике/ Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. — Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ». — 2005. –448 с.
- Смирнов, В. З. Очерки по истории прогрессивной русской педагогики XIX века, В. З. Смирнов. — М.: Гос. учеб.-пед. изд-во, 1963. — 311с.