Статья посвящена анализу внутриполитического кризиса в Афганистане, обострившего после президентских выборов. Рассматриваются основные угрозы и риски для афганского правительства. Обосновывается необходимость дальнейшего анализа ситуация в целях понимания перспектив развития кризисного сценария.
Ключевые слова: Афганистан, Центральная Азия, региональная политика, внутриполитический кризис, президентские выборы, внутренние угрозы, «Талибан», перемирие.
Афганистан впал в полномасштабный политический кризис после того, как два главных оппонента в президентской гонке, каждый из которых претендовал на победу, были одновременно приведены к присяге в ходе двух параллельных церемоний. Вновь избранный президент Ашраф Гани, официально объявленный победителем, был приведен к присяге на второй срок 9 марта председателем Верховного суда в Кабуле. Абдулла Абдулла, занимавший пост премьер-министра во время первого срока Гани, параллельно принял присягу в ходе собственной церемонии в присутствии высших представителей духовенства. В дни, предшествовавшие инаугурации, Абдулле предлагали посты министерского уровня в правительстве Гани, однако он требовал создания должности премьер-министра, о чем раннее заявлял прессе его представитель Омид Майсам [1].
Такой беспрецедентный шаг как параллельная инаугурация ввергает страну в еще большую внутриполитическую неопределенность, при этом существует риск, что конфликт может приобрести насильственный характер, поставив под угрозу срыва историческое соглашение о прекращении боевых действий между США и радикальным исламистским движением «Талибан» (запрещено в РФ). В рамках этого соглашения прямые переговоры о мире между поддерживаемым Западом правительством Кабула и движением «Талибан» должны были начаться 10 марта, однако политический кризис в Кабуле привел эти планы в замешательство [2]. Другой причиной для отсрочки начала переговоров явился отказ президента Гани освободить из-под стражи 5000 боевиков «Талибана».
Поводом для конфликта между Гани и Абдуллой являются результаты президентских выборов 28 сентября 2019 года, которые были омрачены обвинениями в подтасовке результатов голосования, технических проблемах и нападениях боевиков на избирательные участки. Избирательные органы 19 февраля объявили Гани победителем с примерно 51 % голосов, что едва не дало ему прямую победу над Абдуллой, который занял второе место, набрав 40 % голосов. Однако Абдулла назвал результат выборов «переворотом» и поклялся сформировать параллельное правительство. Двумя неделями раннее, в свете назревающей в тот момент мирной сделки с «Талибаном», представители США уже пытались примирить противостоящие стороны. Так, под давлением американской стороны Гани и Абдулла согласились отложить свои церемонии приведения к присяге до 9 марта. Спецпосланник США по Афганистану Залмай Халилзад провел длительные переговоры с обеими сторонами в ночь на 9 марта, но они, очевидно, не увенчались успехом. Президентские выборы 2014 года также были омрачены множественными случаями мошенничества, в результате чего ситуация накалилась до такой степени, что Афганистан оказался на грани гражданской войны. Тогда при участии государственного секретаря США Джона Керри было заключено соглашение о разделе власти между Гани и Абдуллой, двумя ведущими кандидатами [3].
В рамках соглашения Абдулле была отведена должность премьер-министра, и это на время помогло ослабить его несогласие с результатами выборов. «Сегодняшние события в Кабуле, похоже, разворачивались именно по такому сценарию, который США старались избежать, о чем свидетельствует поздняя ночная дипломатия Халилзада между Гани и Абдуллой», — заявил Эндрю Уоткинс, базирующийся в Кабуле старший аналитик Международной кризисной группы, в интервью пакистанской редакции «Радио Свобода». «Несмотря на усилия Халилзада по посредничеству, США в основном придерживаются своего слова: они явно дали понять Кабулу, что не будут вмешиваться в той же степени, в которой это сделал Керри после столь же неспокойных выборов 2014 года», — добавил он. По мнению Уоткинса, худшим сценарием было бы «если бы кризис, который до этого момента оставался в значительной степени риторическим и политическим, перерос в гражданские беспорядки или открытые акты насилия» [4].
Внутриполитическая борьба в Кабуле действительно ставит под угрозу мирное соглашение, подписанное 29 февраля между США и талибами, несмотря на начавшийся вывод американского военного контингента из Афганистана. Тем самым нынешняя ситуация умаляет шансы окончания войны, которая длится на территории страны уже практически 20 лет. В рамках заключенной с США сделки талибы обязаны начать прямые переговоры с кабульским правительством, а также другими представителями политических сил и гражданского общества Афганистана об установлении постоянного режима прекращения огня, а также о соглашении о разделе власти [5].
Однако есть опасения, что вражда в Кабуле может еще больше осложнить формирование правительственной делегации для ведения переговоров с «Талибаном», учитывая, что этот процесс уже затянулся. Развернувшаяся политическая драма проиллюстрировала, насколько сложным может оказаться объединение афганских политических деятелей и заинтересованных сторон за столом переговоров с талибами. Соединенные Штаты и другие ключевые афганские союзники настоятельно призывают руководителей страны уделять приоритет мирным усилиям. «Настало время сосредоточиться не на избирательной политике, а на принятии мер по достижению прочного мира и прекращения войны с талибами», — заявила в прошлом месяце представитель государственного департамента Морган Ортагус.
Таким образом, ожидается, что мирные переговоры между афганским правительством и движением «Талибан» будут более длительными и сложными, чем переговоры между США и талибами, которые в основном были сосредоточены на выводе военного контингента США из Афганистана и обоюдных гарантиях безопасности. Учитывая, что в этот раз США не намерены вмешиваться в афганскую внутриполитическую борьбу в той степени, в которой это было сделано в 2014 году, встает вопрос о том, сможет ли Афганистан своими силами сформировать демократическое государство или же напряженность в борьбе за власть в итоге приведет к прочному укреплению во главе нового строя представителей силовых структур, что явно идет вразрез с планами «Талибана» и нынешней политической оппозиции.
Литература:
- SIGAR, January 30 Quarterly Report to Congress, 8–13, https://www.sigar.mil/quarterlyreports/index.aspx?SSR=6
- Enhancing Security and Stability In Afghanistan, December 2019, Report to Congress, 3–14, 27–31, https://media.defense.gov/2020/Jan/23/2002238296/-1/-1/1/1225-REPORT-DECEMBER-2019.PDF
- Policy, SDGs and fighting corruption for the people: a civil society report on Afghanistan’s sustainable development goals https://www.transparency.org/whatwedo/publication/policy_sdgs_and_fighting_corruption_afghanistan_a_civil_society_report
- Breaking, Not Bending: Afghan Elections Require Institutional Reform, By Staffan Darnolf and Scott S. Smith, UNITED STATES INSTITUTE OF PEACE, NO. 454 | AUGUST 2019, www.usip.org
- Elections in Afghanistan: 2019 Presidential Election, Frequently Asked Questions, Asia-Pacific International Foundation for Electoral Systems, September 23, 2019, www.ifes.org