Использование технологии «Дети-волонтеры» в образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Абраменко, И. М. Использование технологии «Дети-волонтеры» в образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста / И. М. Абраменко, Н. В. Сорокина, Л. Е. Карачарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 12 (302). — С. 249-252. — URL: https://moluch.ru/archive/302/68198/ (дата обращения: 16.11.2024).



Использование в дошкольном образовании технологии «Дети-волонтеры» (автор: Н. П. Гришаева) позволяет педагогам решать задачи социального развития, коммуникативных навыков и формирования нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста. Организация педагогических мероприятий данной технологии отвечает требованиям, связанным с возрастными и психолого-педагогическими особенностями старших дошкольников.

Ключевые слова: образовательная технология, волонтерское движение, символика волонтерского движения, проектная деятельность, этапы реализации проекта.

В настоящее время в педагогической науке и практике идет интенсивный поиск наиболее эффективных форм, методик и технологий организации образовательной деятельности с обучающимися. В методической литературе можно найти множество подобных разработок. С течением времени некоторые их них оказываются не востребованными или неэффективными. А другие широко используются в практике работы с детьми, в том числе и дошкольного возраста.

Авторские технологии, разработанные Н. П. Гришаевой, в основном, активно используются педагогами дошкольных организаций. Интересны технологии: «клубный час», детский «телефон доверия», социальные акции и др. К таким востребованным разработкам относится технология «Дети — волонтеры» [2].

Волонтёрская деятельность (от лат.Voluntarius — добровольно) — это широкий круг деятельности, включающий традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчета на денежное вознаграждение [3].

В настоящее время в Белгородской области волонтерское движение носит плановый и системный характер. В него включены студенты и школьники, рабочие и служащие. Деятельность волонтерских организаций и отрядов в Белгородской области регулируется законодательными актами: закон Белгородской области от 3 октября 2013 N 223 «О поддержке молодежи в Белгородской области»; постановление Правительства Белгородской области от 30 мая 2016 года n 177-пп «О развитии волонтерской (добровольческой) деятельности молодежи в Белгородской области» и другими нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы развития социальной сферы и институтов гражданского общества [5].

По технологии Н. П. Гришаевой волонтерами могут быть и дети дошкольного возраста. Одной из форм организации волонтерской деятельности в дошкольной организации является проектная деятельность. В дошкольной образовательной организации «Детский сад № 8» Ракитянского района Белгородской области реализация долгосрочного образовательного проекта «Доброе сердце» рассчитана на три года (2016–2019 гг.).

Образовательная деятельность проекта условно подразделяется на три этапа: начальный, основной и заключительный. Планирование образовательной деятельности при реализации проекта представлено в таблице 1.

Таблица 1

Планирование образовательной деятельности

Этапы проекта

Мероприятия образовательной деятельности

Начальный

Опрос родителей старшей разновозрастной группы о возможности организации в условиях дошкольной организации волонтерского отряда.

Посещение муниципального практического семинара по теме: «Организация волонтерского движения в образовательных организациях»

Самостоятельное изучение теоретической литературы: словарной, публицистической, психолого- педагогической и методической.

Обсуждения вопроса о возможности организации в условиях дошкольной организации волонтерского отряда на педагогическом совете и Совете родителей.

Беседы с детьми «Что такое волонтерство?», «Кто может быть волонтером?»

Просмотр детьми, родителями и педагогами видеороликов о волонтерском движении и направлениях его деятельности.

Создание волонтерского отряда, оформление локальных актов на уровне детского сада (положение о волонтерском отряде, приказы о создании отряда и его деятельности). Оформление страницы сайта «Волонтерский отряд в детском саду». Оформление символики отряда

Основная часть

Планирование образовательной деятельности волонтерского отряда по направлениям («Забота», «Помощь», «Событийное волонтерсво в поселке и районе», «Книжкина больница»)

Организация работы по обучению членов волонтерского отряда. Создание памяток, буклетов, коллажей и др.

Организация работы по выполнению конкретных обязанностей, направленных на объекты волонтерства (малыши младшей разновозрастной группы, дети кратковременной группы, пожилые люди, ветераны войны и труда, в том числе и педагогического и др.)

Участие в событийном волонтерстве. Оказание необходимой помощи в подготовке и проведении мероприятий поселкового и районного уровней (участие в концертах, играх-соревнованиях, оформление подарков, памятных сувениров и др.)

Участие в мероприятиях досуговой деятельности детского сада: подготовка украшений для зала, атрибутов к играм, костюмов для детей и сказочно-игровых персонажей, декораций для театрализованной деятельности и игр-драматизаций и др.)

Заключительная часть

Подготовка и проведение музыкально-театрализованного шествия на Дне поселка «Дети — волонтеры»

Оформление фотовыставки «Мы — волонтеры», стенгазеты» Волонтерское движение — дело семейное», коллажей по мероприятиям событийного волонтерства.

Оформление итоговой документации по проекту.

Оформление опыта работы по теме «Воспитание нравственных чувств детей старшего дошкольного возраста посредством образовательной технологии «Дети-волонтеры».

Выполнение мероприятий по популяризации опыта работы по теме: «Воспитание нравственных чувств детей старшего дошкольного возраста посредством образовательной технологии «Дети-волонтеры».

В соответствии с требованиями, указанными в технологии Н. П. Гришаевой «Дети — волонтеры», образовательная деятельность строится с опорой на общедидактические принципы:

– принцип систематичности при реализации мероприятий технологии волонтерства в воспитании у дошкольников способности к эмоциональному сопереживанию, сочувствию и милосердию;

– принцип доступности: в имеющемся материале выбираются наиболее актуальные мероприятия для детей, учитывая их заинтересованность и индивидуальные особенности;

– принцип свободы выбора. В совместной со сверстниками деятельности необходимо предоставлять ребенку право выбора, в принятии им решений должна присутствовать достаточная степень свободы;

– принцип ведущей деятельности. Освоение детьми определенных навыков должно осуществляться в интересной форме;

– принцип личностной ориентации. Каждый ребенок должен чувствовать эмоциональный комфорт.

Использование технологии с дошкольниками имеет ряд особенностей. На них указывает Н. П. Гришаева в своих исследованиях. Она пишет: «Реализация технологии предполагает систематическое разновозрастное общение не только между детьми детского сада, а также школьниками и взрослыми волонтерами» [2].

Межгрупповое взаимодействие взаимно обогащает детей разных возрастов: младших продвигает в своем развитии, а старшим дает возможность быть образцом для подражания. Для детей старшего возраста игра с малышами — это урок ответственности, первое серьезное дело, которым они руководят.

Взаимодействие со школьниками и взрослыми волонтерами позволило детям не только оценить значимость волонтерского движения, но и красочность в использования символики (красные береты, футболки и значки с эмблемой волонтерского движения).

Для детей дошкольного возраста внешние атрибуты любой деятельности весьма привлекательны. Они исполняют роль внешнего мотива, стимула, позволяют поддерживать интерес к данной работе длительное время. Эту же цель преследуют педагоги, оформляя с детьми и родителями фотовыставки, коллажи, стенгазеты, фотовыставки «Добрые дела и поступки», «А ты сделал доброе дело?». Все это вносит в работу элементы игры, игровых сюрпризов.

Первым мероприятием, в котором принимали участие не только участники образовательных отношений детского сада (дети, родители и педагоги), но и школьники — волонтеры и взрослые волонтеры поселка Пролетарского, был праздник «Посвящение в волонтеры».

В соответствии со сценарием праздника его участники обыгрывали девиз и символику волонтерского отряда детского сада, смотрели видеоролики, где показана работа подобного отряда школьников и взрослых волонтеров. Дети играли в дидактические и развивающие игры, обогащающие социальный опыт дошкольников.

В дальнейшем, волонтерским отрядом старших дошкольников «Доброе сердце» были организованы и проведены:

– экологические акции «Озеленим наш детский сад и поселок» (совместная трудовая деятельность с родителями по посадке цветов, кустов и деревьев и уходу за ними, уборка мусора на участке, в парке); «Помоги птицам зимой»;

– социальные акции «Вместе в школу детей соберем», «Бессмертный полк», «Твори добро — другим во благо», «Дорога — символ жизни», «Игрушки для малышей», «Ветеран живет рядом», «Примите наши поздравления», «Новогоднее чудо», «Спешите делать добро» и др.;

– конкурс рисунков на асфальте «Доброта спасет мир»;

– решение практических ситуаций «Если трудно... кто поможет» и др.

Эти формы работы знакомы и педагогам, и детям, и методика их организации широко представлена в методической литературе.

А вот участие в событийном волонтерстве направление работы для дошкольной организации новое, связанное с преодолением трудностей как организационных, так и, связанных с коммуникативными и социальными навыками дошкольников — умением общаться со взрослыми, школьниками, выступать перед широкой аудиторией, осознанием значимости данной работы.

Событийное волонтерство — помощь в организации массовых мероприятий, событий в поселке, районе [1]. Событийное волонтерство хорошо представлено в Ракитянском районе. В организации массовых мероприятий принимают участие волонтеры — школьники и взрослые. Они используют определенную символику (значки, футболки, головной убор) и оказывают помощь организаторам и участникам мероприятия, указанную в сценарии.

Участие дошкольников — волонтеров — это выступления на сцене, оказание помощи при вручении подарков, призов и др. При этом важно, что дети — дошкольники носят такие же футболки, значки, головные уборы, что позволяет им видеть причастность к общему делу, осознавать значимость собственной работы.

Конечно, такая работа невозможна без сотрудничества с родителями воспитанников. Таким образом, еще одной актуальной задачей является — создание постоянно действующей бригады волонтеры — дети и родители. Совместное дело с родителями — это сильная внутренняя мотивация для дошкольников, а как оказалось в дальнейшем, и для родителей.

Таким образом, технология «Дети — волонтеры», реализуемая в рамках долгосрочного проекта «Доброе сердце», оказалась эффективной и перспективной для детского сада, так как организовывалась с учетом специфики дошкольной организации и интересов и возможностей детей, родителей и педагогов.

Литература:

  1. Арсеньева, Т. Н. Теоретико-практические основания развития школьного добровольческого движения / Т. Н. Арсеньева, В. А. Зотова, Д. Д. Маслова, Д. Е. Покровский, А. С. Федорова. — Москва: 2018. [Электронный ресурс]. — URL: https://yadi.sk/i/y9Vht3BBXe0cAQ (дата обращения: 14.03.2020).
  2. Гришаева, Н. П. Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации: методическое пособие / Н. П. Гришаева. — М.: Вентана — Граф, 2016. — 184 с.
  3. Лихачев, Д. Письма о добром. — СПб.: Азбука-Аттикус [Электронный ресурс]. — URL: https://www.litres.ru/dmitriy-lihachev/pisma-o-dobrom-147913/ (дата обращения: 14.03.2020).
  4. Сваталова, Т. А. Нормативно-правовые основания реализации ФГОС ДО: учебное пособие для слушателей курсов профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников образования / Т. А. Сваталова, С. А. Ларюшкин. — Челябинск: ЧИППКРО, 2018. — 64 с.

5. Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. О развитии волонтерской (добровольческой) деятельности молодежи в Белгородской области [Электронный ресурс]. — URL: http://docs.cntd.ru/document/428584220 (дата обращения: 14.03.2020).

Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, волонтерский отряд, волонтерское движение, Ребенок, Белгородская область, образовательная деятельность, волонтер, дошкольная организация, дошкольный возраст, образовательная технология.


Ключевые слова

образовательная технология, проектная деятельность, волонтёрское движение, символика волонтерского движения, этапы реализации проекта

Похожие статьи

Коллаборация педагогов дошкольной образовательной организации в воспитательно-образовательной области на основе возможностей логопункта

Статья посвящена комплексному воспитательно-образовательному процессу в дошкольной образовательной организации. Показано, что эффективность образовательно-воспитательного процесса зависит от консолидации усилий, направленных на развитие самостоятельн...

«Активная перемена» как средство повышения уровня физического здоровья и физической подготовленности обучающихся начальных классов

Данное исследование отображает проблему гиподинамии обучающихся начальных классов. Практика внедрения «активных перемен» способствует повышению уровня физической подготовленности и физического здоровья. Также, система наставничества позволяет подгото...

Специфика работы с одаренными детьми в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности»

В соответствии с ФГОС нового поколения личностно-ориентированное образование в образовательном учреждении направлено на развитие и саморазвитие ученика, становление его как личности с учетом индивидуальных особенностей, интересов и способностей. Рабо...

Проект «Дети и наука» как форма организации и развития совместной деятельности педагогов, родителей и детей в условиях ДОУ

В статье рассматривается инновационные методы организациии развития новых форм взаимодействия участников образовательной деятельности. Описан опыт реализации проекта «Дети и наука» в дошкольных образовательных организациях совместно с ВУЗом. Поднимае...

Опыт работы по воспитанию у старших дошкольников ценностного отношения к здоровью посредством здоровьесберегающих технологий

В процессе воспитания и развития старших дошкольников посредством здоровьесберегающих технологий необходимо учитывать возрастные и индивидуальные характеристики, интересы детей, состояние их здоровья. Профессионализм, авторитет педагога, его отношени...

Использование инновационных подходов при формировании культуры здоровья у дошкольников

Данная статья раскрывает проблему состояния здоровья современных детей и подчеркивает необходимость поиска новых подходов в формировании культуры здоровья у детей дошкольного возраста. Основываясь на педагогических постулатах и утверждениях, что веду...

Организация взаимодействия с родителями нахимовцев как субъектами воспитательного процесса посредством информационно-коммуникационных технологий

В современном мире информационно-коммуникационные технологии являются неотъемлемой частью воспитательного процесса. В статье рассмотрены преимущества и проблемы использования ИКТ при взаимодействии с родителями нахимовцев. Также приводится анализ гот...

Педагогические средства проектной деятельности на уроках технологии в условиях сельских общеобразовательных организаций

В данной статье рассмотрены характеристика актуальности проектной деятельности в современной школе, особенности организации учебного процесса в сельской общеобразовательной организации, которые влияют на организацию проектной деятельности учащихся, а...

Формирование положительной мотивации к обучению у обучающихся в условиях коррекционной школы

Учебная мотивация — это необходимое условие, которое способствует успешному обучению и усвоению программного материала. Поэтому одной из главных задач, которая должна решаться в специальной коррекционной школе в работе с детьми, имеющими нарушения в ...

Образовательная робототехника как средство формирования креативных способностей старшеклассников

Современная социокультурная и информационная ситуация обусловливает повышенное внимание к научно-техническим инновациям, присущее, в том числе, и школьникам старшего возраста. Теоретические и методически обоснованное психолого-педагогическое воздейст...

Похожие статьи

Коллаборация педагогов дошкольной образовательной организации в воспитательно-образовательной области на основе возможностей логопункта

Статья посвящена комплексному воспитательно-образовательному процессу в дошкольной образовательной организации. Показано, что эффективность образовательно-воспитательного процесса зависит от консолидации усилий, направленных на развитие самостоятельн...

«Активная перемена» как средство повышения уровня физического здоровья и физической подготовленности обучающихся начальных классов

Данное исследование отображает проблему гиподинамии обучающихся начальных классов. Практика внедрения «активных перемен» способствует повышению уровня физической подготовленности и физического здоровья. Также, система наставничества позволяет подгото...

Специфика работы с одаренными детьми в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности»

В соответствии с ФГОС нового поколения личностно-ориентированное образование в образовательном учреждении направлено на развитие и саморазвитие ученика, становление его как личности с учетом индивидуальных особенностей, интересов и способностей. Рабо...

Проект «Дети и наука» как форма организации и развития совместной деятельности педагогов, родителей и детей в условиях ДОУ

В статье рассматривается инновационные методы организациии развития новых форм взаимодействия участников образовательной деятельности. Описан опыт реализации проекта «Дети и наука» в дошкольных образовательных организациях совместно с ВУЗом. Поднимае...

Опыт работы по воспитанию у старших дошкольников ценностного отношения к здоровью посредством здоровьесберегающих технологий

В процессе воспитания и развития старших дошкольников посредством здоровьесберегающих технологий необходимо учитывать возрастные и индивидуальные характеристики, интересы детей, состояние их здоровья. Профессионализм, авторитет педагога, его отношени...

Использование инновационных подходов при формировании культуры здоровья у дошкольников

Данная статья раскрывает проблему состояния здоровья современных детей и подчеркивает необходимость поиска новых подходов в формировании культуры здоровья у детей дошкольного возраста. Основываясь на педагогических постулатах и утверждениях, что веду...

Организация взаимодействия с родителями нахимовцев как субъектами воспитательного процесса посредством информационно-коммуникационных технологий

В современном мире информационно-коммуникационные технологии являются неотъемлемой частью воспитательного процесса. В статье рассмотрены преимущества и проблемы использования ИКТ при взаимодействии с родителями нахимовцев. Также приводится анализ гот...

Педагогические средства проектной деятельности на уроках технологии в условиях сельских общеобразовательных организаций

В данной статье рассмотрены характеристика актуальности проектной деятельности в современной школе, особенности организации учебного процесса в сельской общеобразовательной организации, которые влияют на организацию проектной деятельности учащихся, а...

Формирование положительной мотивации к обучению у обучающихся в условиях коррекционной школы

Учебная мотивация — это необходимое условие, которое способствует успешному обучению и усвоению программного материала. Поэтому одной из главных задач, которая должна решаться в специальной коррекционной школе в работе с детьми, имеющими нарушения в ...

Образовательная робототехника как средство формирования креативных способностей старшеклассников

Современная социокультурная и информационная ситуация обусловливает повышенное внимание к научно-техническим инновациям, присущее, в том числе, и школьникам старшего возраста. Теоретические и методически обоснованное психолого-педагогическое воздейст...

Задать вопрос