Использование в дошкольном образовании технологии «Дети-волонтеры» (автор: Н. П. Гришаева) позволяет педагогам решать задачи социального развития, коммуникативных навыков и формирования нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста. Организация педагогических мероприятий данной технологии отвечает требованиям, связанным с возрастными и психолого-педагогическими особенностями старших дошкольников.
Ключевые слова: образовательная технология, волонтерское движение, символика волонтерского движения, проектная деятельность, этапы реализации проекта.
В настоящее время в педагогической науке и практике идет интенсивный поиск наиболее эффективных форм, методик и технологий организации образовательной деятельности с обучающимися. В методической литературе можно найти множество подобных разработок. С течением времени некоторые их них оказываются не востребованными или неэффективными. А другие широко используются в практике работы с детьми, в том числе и дошкольного возраста.
Авторские технологии, разработанные Н. П. Гришаевой, в основном, активно используются педагогами дошкольных организаций. Интересны технологии: «клубный час», детский «телефон доверия», социальные акции и др. К таким востребованным разработкам относится технология «Дети — волонтеры» [2].
Волонтёрская деятельность (от лат.Voluntarius — добровольно) — это широкий круг деятельности, включающий традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчета на денежное вознаграждение [3].
В настоящее время в Белгородской области волонтерское движение носит плановый и системный характер. В него включены студенты и школьники, рабочие и служащие. Деятельность волонтерских организаций и отрядов в Белгородской области регулируется законодательными актами: закон Белгородской области от 3 октября 2013 N 223 «О поддержке молодежи в Белгородской области»; постановление Правительства Белгородской области от 30 мая 2016 года n 177-пп «О развитии волонтерской (добровольческой) деятельности молодежи в Белгородской области» и другими нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы развития социальной сферы и институтов гражданского общества [5].
По технологии Н. П. Гришаевой волонтерами могут быть и дети дошкольного возраста. Одной из форм организации волонтерской деятельности в дошкольной организации является проектная деятельность. В дошкольной образовательной организации «Детский сад № 8» Ракитянского района Белгородской области реализация долгосрочного образовательного проекта «Доброе сердце» рассчитана на три года (2016–2019 гг.).
Образовательная деятельность проекта условно подразделяется на три этапа: начальный, основной и заключительный. Планирование образовательной деятельности при реализации проекта представлено в таблице 1.
Таблица 1
Планирование образовательной деятельности
Этапы проекта |
Мероприятия образовательной деятельности |
Начальный |
Опрос родителей старшей разновозрастной группы о возможности организации в условиях дошкольной организации волонтерского отряда. |
Посещение муниципального практического семинара по теме: «Организация волонтерского движения в образовательных организациях» |
|
Самостоятельное изучение теоретической литературы: словарной, публицистической, психолого- педагогической и методической. |
|
Обсуждения вопроса о возможности организации в условиях дошкольной организации волонтерского отряда на педагогическом совете и Совете родителей. |
|
Беседы с детьми «Что такое волонтерство?», «Кто может быть волонтером?» |
|
Просмотр детьми, родителями и педагогами видеороликов о волонтерском движении и направлениях его деятельности. |
|
Создание волонтерского отряда, оформление локальных актов на уровне детского сада (положение о волонтерском отряде, приказы о создании отряда и его деятельности). Оформление страницы сайта «Волонтерский отряд в детском саду». Оформление символики отряда |
|
Основная часть |
Планирование образовательной деятельности волонтерского отряда по направлениям («Забота», «Помощь», «Событийное волонтерсво в поселке и районе», «Книжкина больница») |
Организация работы по обучению членов волонтерского отряда. Создание памяток, буклетов, коллажей и др. |
|
Организация работы по выполнению конкретных обязанностей, направленных на объекты волонтерства (малыши младшей разновозрастной группы, дети кратковременной группы, пожилые люди, ветераны войны и труда, в том числе и педагогического и др.) |
|
Участие в событийном волонтерстве. Оказание необходимой помощи в подготовке и проведении мероприятий поселкового и районного уровней (участие в концертах, играх-соревнованиях, оформление подарков, памятных сувениров и др.) |
|
Участие в мероприятиях досуговой деятельности детского сада: подготовка украшений для зала, атрибутов к играм, костюмов для детей и сказочно-игровых персонажей, декораций для театрализованной деятельности и игр-драматизаций и др.) |
|
Заключительная часть |
Подготовка и проведение музыкально-театрализованного шествия на Дне поселка «Дети — волонтеры» |
Оформление фотовыставки «Мы — волонтеры», стенгазеты» Волонтерское движение — дело семейное», коллажей по мероприятиям событийного волонтерства. |
|
Оформление итоговой документации по проекту. |
|
Оформление опыта работы по теме «Воспитание нравственных чувств детей старшего дошкольного возраста посредством образовательной технологии «Дети-волонтеры». |
|
Выполнение мероприятий по популяризации опыта работы по теме: «Воспитание нравственных чувств детей старшего дошкольного возраста посредством образовательной технологии «Дети-волонтеры». |
В соответствии с требованиями, указанными в технологии Н. П. Гришаевой «Дети — волонтеры», образовательная деятельность строится с опорой на общедидактические принципы:
– принцип систематичности при реализации мероприятий технологии волонтерства в воспитании у дошкольников способности к эмоциональному сопереживанию, сочувствию и милосердию;
– принцип доступности: в имеющемся материале выбираются наиболее актуальные мероприятия для детей, учитывая их заинтересованность и индивидуальные особенности;
– принцип свободы выбора. В совместной со сверстниками деятельности необходимо предоставлять ребенку право выбора, в принятии им решений должна присутствовать достаточная степень свободы;
– принцип ведущей деятельности. Освоение детьми определенных навыков должно осуществляться в интересной форме;
– принцип личностной ориентации. Каждый ребенок должен чувствовать эмоциональный комфорт.
Использование технологии с дошкольниками имеет ряд особенностей. На них указывает Н. П. Гришаева в своих исследованиях. Она пишет: «Реализация технологии предполагает систематическое разновозрастное общение не только между детьми детского сада, а также школьниками и взрослыми волонтерами» [2].
Межгрупповое взаимодействие взаимно обогащает детей разных возрастов: младших продвигает в своем развитии, а старшим дает возможность быть образцом для подражания. Для детей старшего возраста игра с малышами — это урок ответственности, первое серьезное дело, которым они руководят.
Взаимодействие со школьниками и взрослыми волонтерами позволило детям не только оценить значимость волонтерского движения, но и красочность в использования символики (красные береты, футболки и значки с эмблемой волонтерского движения).
Для детей дошкольного возраста внешние атрибуты любой деятельности весьма привлекательны. Они исполняют роль внешнего мотива, стимула, позволяют поддерживать интерес к данной работе длительное время. Эту же цель преследуют педагоги, оформляя с детьми и родителями фотовыставки, коллажи, стенгазеты, фотовыставки «Добрые дела и поступки», «А ты сделал доброе дело?». Все это вносит в работу элементы игры, игровых сюрпризов.
Первым мероприятием, в котором принимали участие не только участники образовательных отношений детского сада (дети, родители и педагоги), но и школьники — волонтеры и взрослые волонтеры поселка Пролетарского, был праздник «Посвящение в волонтеры».
В соответствии со сценарием праздника его участники обыгрывали девиз и символику волонтерского отряда детского сада, смотрели видеоролики, где показана работа подобного отряда школьников и взрослых волонтеров. Дети играли в дидактические и развивающие игры, обогащающие социальный опыт дошкольников.
В дальнейшем, волонтерским отрядом старших дошкольников «Доброе сердце» были организованы и проведены:
– экологические акции «Озеленим наш детский сад и поселок» (совместная трудовая деятельность с родителями по посадке цветов, кустов и деревьев и уходу за ними, уборка мусора на участке, в парке); «Помоги птицам зимой»;
– социальные акции «Вместе в школу детей соберем», «Бессмертный полк», «Твори добро — другим во благо», «Дорога — символ жизни», «Игрушки для малышей», «Ветеран живет рядом», «Примите наши поздравления», «Новогоднее чудо», «Спешите делать добро» и др.;
– конкурс рисунков на асфальте «Доброта спасет мир»;
– решение практических ситуаций «Если трудно... кто поможет» и др.
Эти формы работы знакомы и педагогам, и детям, и методика их организации широко представлена в методической литературе.
А вот участие в событийном волонтерстве направление работы для дошкольной организации новое, связанное с преодолением трудностей как организационных, так и, связанных с коммуникативными и социальными навыками дошкольников — умением общаться со взрослыми, школьниками, выступать перед широкой аудиторией, осознанием значимости данной работы.
Событийное волонтерство — помощь в организации массовых мероприятий, событий в поселке, районе [1]. Событийное волонтерство хорошо представлено в Ракитянском районе. В организации массовых мероприятий принимают участие волонтеры — школьники и взрослые. Они используют определенную символику (значки, футболки, головной убор) и оказывают помощь организаторам и участникам мероприятия, указанную в сценарии.
Участие дошкольников — волонтеров — это выступления на сцене, оказание помощи при вручении подарков, призов и др. При этом важно, что дети — дошкольники носят такие же футболки, значки, головные уборы, что позволяет им видеть причастность к общему делу, осознавать значимость собственной работы.
Конечно, такая работа невозможна без сотрудничества с родителями воспитанников. Таким образом, еще одной актуальной задачей является — создание постоянно действующей бригады волонтеры — дети и родители. Совместное дело с родителями — это сильная внутренняя мотивация для дошкольников, а как оказалось в дальнейшем, и для родителей.
Таким образом, технология «Дети — волонтеры», реализуемая в рамках долгосрочного проекта «Доброе сердце», оказалась эффективной и перспективной для детского сада, так как организовывалась с учетом специфики дошкольной организации и интересов и возможностей детей, родителей и педагогов.
Литература:
- Арсеньева, Т. Н. Теоретико-практические основания развития школьного добровольческого движения / Т. Н. Арсеньева, В. А. Зотова, Д. Д. Маслова, Д. Е. Покровский, А. С. Федорова. — Москва: 2018. [Электронный ресурс]. — URL: https://yadi.sk/i/y9Vht3BBXe0cAQ (дата обращения: 14.03.2020).
- Гришаева, Н. П. Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации: методическое пособие / Н. П. Гришаева. — М.: Вентана — Граф, 2016. — 184 с.
- Лихачев, Д. Письма о добром. — СПб.: Азбука-Аттикус [Электронный ресурс]. — URL: https://www.litres.ru/dmitriy-lihachev/pisma-o-dobrom-147913/ (дата обращения: 14.03.2020).
- Сваталова, Т. А. Нормативно-правовые основания реализации ФГОС ДО: учебное пособие для слушателей курсов профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников образования / Т. А. Сваталова, С. А. Ларюшкин. — Челябинск: ЧИППКРО, 2018. — 64 с.
5. Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. О развитии волонтерской (добровольческой) деятельности молодежи в Белгородской области [Электронный ресурс]. — URL: http://docs.cntd.ru/document/428584220 (дата обращения: 14.03.2020).