Дети — труженики тыла Читинской области в годы Великой Отечественной войны | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Регионоведение

Опубликовано в Молодой учёный №12 (302) март 2020 г.

Дата публикации: 19.03.2020

Статья просмотрена: 3348 раз

Библиографическое описание:

Куренкова, Т. Г. Дети — труженики тыла Читинской области в годы Великой Отечественной войны / Т. Г. Куренкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 12 (302). — С. 163-168. — URL: https://moluch.ru/archive/302/68205/ (дата обращения: 15.11.2024).



Когда фашизму рвали тело

Отцы, мужья и сыновья,

В тылу бурлило и кипело —

Трудилась Родина моя…

Б. Поляков, «Труженикам тыла»

В статье рассказывается о нелёгком труде детей — тружеников тыла Великой Отечественной войны Читинской области на примере биографии близких родственников.

Ключевые слова: дети, труженики тыла, школьники, Великая Отечественная война, Читинская область, Забайкальский край, бабушка.

В годы войны каждый ребенок совершил свой собственный подвиг — несмотря на голод и страх, дети продолжали учиться, отправляли посылки на фронт, работали в полях, тяжким трудом приближая Победу. Сегодня они — последние свидетели тех трагических дней.

Хочется рассказать о детях — тружениках тыла Забайкалья, моей малой родины, так как они были и в моей семье. Тема использования детского труда в годы войны является одной из неисследованных надлежащим образом. Именно на детей и подростков, которым в эти страшные годы ещё не исполнилось 18 лет, легли тяготы тяжелой тыловой работы на производствах, в сельском хозяйстве. Необходимость привлечения детей к труду на производстве была вынужденным шагом, который, с одной стороны, объяснялся нуждами фронта, а с другой — отсутствием трудовых ресурсов среди взрослого населения, в связи с участием в боевых действиях.

Всего за период войны в Забайкалье на сельскохозяйственных работах было задействовано 495 420 школьников, которые выработали 8 187 310 трудодней, собрали более 12 тысяч килограммов металлолома и 16 тонн лекарственного сырья. Они трудились под руководством своих учителей и их помощников, комсомольских и пионерских организаций. [1, с. 85]

Массовое участие школьников в сельскохозяйственных работах в годы войны было вызвано резким сокращением трудовых ресурсов в колхозах и совхозах. Как известно, на сельское хозяйство не распространялась система бронирования. Поэтому с началом войны количество сельского населения стало уменьшаться.

2 июля 1941 г. Совнарком СССР принял постановление о привлечении учащихся 7–10 классов к сельскохозяйственным работам. Не только деревенские, но и многие городские школы включались в них во время летних каникул. Так, учащиеся Нерчинской школы летом 1941 г. пропололи 450 гектаров посевов, сделали две силосные ямы; 78 учащихся Красночикойской школы выработали 1638 трудодней, Батаканской средней школы- 1346 трудодней. Если в 1941–1942 учебному году на полях работало 18 тысяч школьников, то в 1942–1943 учебном году-76 тысяч, в том числе 12 тысяч городских школьников. Многие школьники сами, добровольно приходили в колхозы и совхозы в период летних каникул и работали там. [3, с. 204]

Для школьников был установлен обязательный минимум трудодней, им вручались трудовые книжки? Что послужило большим морально-политическим стимулом в труде школьников.

Работу в сельском хозяйстве школьники начали с ухода за посевами, очищали поля от сорняков. Так, например, в колхозе им. Братьев Сушко и Бургуловых работало 80 учеников Улетовской школы, Читинской области. Первые пять дней они, под руководством учителей закладывали силос. В пять вместительных ям было заложено 300 тон силоса. [2, с. 112]

Оценка работы учащихся школ со стороны председателей колхозов и директоров совхозов была самой высокой. Председатель колхоза «Пахарь», Читинской области писал о труде школьников: «Благодаря их помощи, колхоз своевременно убрал овощи и полностью выполнил государственные поставки». [3, стр. 211] Такие же отзывы давали и другие руководители колхозов.

Особенно большой объем работ выполнялся на весеннем севе. Во время сева многие из ребят работали пахарями, бороноволоками, расчищали поля от кореньев. Учащиеся 5–7 классов обязались выработать не менее 75 трудодней, а старшеклассники — 100. Свои обещания они выполнили в полном объёме. Работая на пахоте трактористами, прицепщиками, школьники выполняли нормы взрослых.

Кроме того, школьники занимались пропалыванием хлеба, они хорошо понимали, что чем чище посевы, тем выше урожай. Поэтому из всех работ прополка занимала больше времени и труда. Так, кайдаловские школьники летом выработали 986 трудодней, из них на прополке 479. [3, с.206]

Организованно проходила уборка овощей, особенно картофеля, который стал «вторым хлебом» для тружеников тыла. Каждый ученик за день успевал выкопать по 2,5 сотки картофеля.

Свой вклад внесли школьники и в сеноуборку. Они косили сено, свозили его на волокушах, метали зароды и т. д. В 7-й бригаде Читинской школы № 4 было создано специальное сенокосное звено во главе с Нелей Катковой. С завидной сноровкой метали зароды не только мальчики, но и девочки. [1, с.88]

В использовании труда подростков выявились и недостатки. Так. В решение бюро Читинского обкома ВКП (б) от19 июля 1941 г. «О положении школьников, выехавших на полевые работы из г. Читы в Диманский совхоз» отмечалось, что в совхозе не были созданы элементарные условия, не организовано питание, не было четкого распорядка в ученических бригадах, не велась политико-воспитательная работа и т. д. [2, с. 115]

Школьники трудились на строительстве и ремонте животноводческих ферм, шефствовали над молодняком. Были созданы транспортные группы из школьников, которые работали на перевозке зерна, фуража, продовольствия, овощей, горючего и смазочного материала во время посевной и уборочной кампании.

Осенью 1943 г. были подведены итоги работы учащихся школ в колхозах и совхозах. В Читинской области на уборке урожая в составе отрядов трудились 76 тыс. школьников, заработавших 3 млн. 200 тыс. трудодней в колхозах.

Работа школьников в сельском хозяйстве, несмотря на все недостатки и трудности, имела большое государственное значение. Юные труженики приняли участие во всех циклах сельскохозяйственного производства: участвовали в проведении агротехнических мероприятий, посевных кампаниях, уходе за посевами, уборке урожая, подработке и засыпке зерна, овощей. Они внесли свой вклад в развитие животноводческого хозяйства, оказали большую помощь механизаторам. Особенно массовой была работа по заготовке семенного материала для посадки картофеля и сбору колосков.

Велика роль школьников и в культурно-массовом обслуживании сельского населения. Многочисленные ансамбли, концертные бригады, художественные коллективы знакомили сельское население с произведениями русской, советской классики, с героико-патриотическими произведениями, созданными в период Великой Отечественной войны, мобилизуя их на труд во имя победы над врагом.

Учащиеся школ также взяли на себя заботу о колхозных яслях и детских садах.

Участвовали комсомольцы и в подготовке школ к новому учебному году. Они заготавливали глину для штукатурки, обивали дранкой стены, белили потолки, мыли полы. Школьники также принимали участие в благоустройстве школьных усадеб и оборудовании пришкольных площадок. В последние годы войны трудовая помощь учащихся школам еще более усилилась. Это отмечается во всех документах и материалах военного времени.

Как известно, война оторвала из всех сфер народного хозяйства большие массы людей. Общеобразовательная школа была важнейшим источников пополнение рабочего класса.

Трудовая деятельность школьников на промышленных предприятиях, на транспорте и в других отраслях народного хозяйства в военное время менее изучена и освещена в литературе, чем их работа на колхозных и совхозных полях. Вполне понятно, что масштабы этой деятельности были различны, но нельзя недооценивать хотя и меньшую по объему, но не менее важную по значению, работу учащихся школ на фабриках и заводах, железных дорогах, в шахтах и рудниках, различных артелях и, наконец, в самих школах. Имеются факты о работе учеников школ на предприятиях местной промышленности: в кустарных артелях, культопром комбинатов, сапожных и швейных мастерских.

Так, на путевых работах летом 1941 г. на Амурской железной дороге было занято свыше 5 тыс. школьников. Ремонтом пути, очисткой железнодорожного полотна от снега и мусора и другими работами школьники занимались все годы войны, заслужив благодарность железнодорожников.

Более массовым было участие школьников в развитии рыбной промышленности, учащиеся своими скромным трудом помогли выполнения очень важного постановления, принятого в 1942 г. СНК СССР и ЦК-ВКП(б) «О развитии рыбных промыслов в бассейнах рек Сибири и на Дальнем Востоке», [2, с. 96] рассчитанного на скорейшую мобилизацию продовольственных ресурсов рек, озер и морей. Была поставлена задача, чтобы каждый комсомолец выловил не менее 40 кг. рыбы, из них половину к 25-й годовщины Октября. Обком ВЛКСМ, учредил переходящее Красное Знамя для лучшей районной комсомольской организаций, добившейся успехов на рыбодобыче. [2, с. 96]

Особенно ценна была помощь учащихся школ предприятиям горной и угольной отраслей промышленности. Эти отрасли с первых же дней войны оказались в затруднительном положении. Стала ощущается нехватка запасных частей, электроэнергии, транспорта. Вчерашние школьники стали воинами трудового фронта. «Родине нужен уголь. Мы пришли учиться добывать его», — писали бывшие школьницы, девушки комсомолки.

Особенно резко обострилась проблема кадров. В этих условиях труд школьников был выходом из создавшегося положения. Более основательно пополнили школьники ряды квалифицированных рабочих через систему трудовых резервов. В Читинской области в 1943 г. было открыто ремесленное училище в Балее и 5 школ фабрично-заводского обучения (ФЗО). В них было призвано около 2 тыс. школьников. Училища и школы трудовых резервов в 1941–1945 гг. солидно пополнили кадрами отрасли промышленности и транспорта.

В самом же начале войны, испытывая затруднения с рабочими кадрами, обратились за помощью к школьникам Чернышевского района Читинской области руководство и партийная организация Шерловогорского Оловокомбината. Одними из первых откликнулись на призыв помочь комбинату выполнить производственную программу комсомольцы средней школы поселка Шерловая гора. Они добились высоких производственных успехов в летние каникулы 1942 г. Некоторые из школьников, работая на добыче олова, намного перевыполняли, установленные для них нормы. Комсомолец И. Николаев, например, выполнял план на 240 %, а И. Егорьев на 250 % [2, с.99].

По решению районных организаций были отправлены на золотодобычу 71 учащийся 6–9 классов школ Нюкжинского района, Читинской области. Они оправдали оказанное им доверие, самоотверженно трудились по добыче так необходимого стране ценного металла. Так же, например, 75 школьников средней школы рудника Букака, Читинской области на старательских работах добыли 1108 кг вольфрама.

В Читинской области на золотодобыче в 1944 г. трудилась 14 тыс. учащихся. Только 1 бригада (34 школьника) из Нюкжинского района сдала за декаду 1944 г. 358 граммов чистого золота.

Война коснулась каждой семьи, в том числе и моей. Бабушка, Лисичникова Любовь Афанасьевна, пережившая это военное лихолетье, рассказывала — у неё была большая дружная семья, крепкое крестьянское хозяйство, в котором все трудились от мала до велика, от зари до заката в селе Кокуй — Комогорцево, Шилкинского района, Читинской области.

В 1931 г. когда бабушке было несколько месяцев, её семью раскулачили и сослали на прииск «Дельмачик», Шилкинского района, Читинской области. Пришлось семье обустраивать быт с самого сначала. С всеобщей мобилизацией, объявленной в 1941 г., её отца, моего прадеда, вместе с бабушкиными старшими братьями призвали на фронт.

Вместе с войной начался голод. Вся работа по дому, хозяйству легла на плечи оставшихся дома старших детей, одной из которых была моя бабушка. Кроме работы по домашнему хозяйству необходимо было заработать трудодни, чтобы прокормиться и выжить. Копали мёрзлую картошку, которая оставалась на полях после уборки, собирали колоски, распаривали и ели; варили суп из лебеды. Приходилось нелегко, но всё пережили благодаря труду, непосильному для их возраста.

На прииске «Дельмачик» добывали золото ещё в довоенные годы, «мыли» его и во время войны, ручным способом. Моей бабушке вместе с братом Павлом пришлось копать шурфы и поднимать в бадьях породу для дальнейшей переработки.

Кроме этого, они пилили лес, который вывозили на станцию Казаново и отправляли на фронт.

Вместе с ними трудился и будущий Герой Советского Союза, шилкинец, Боданин Василий Иванович, который впоследствии, как свидетель их трудовой деятельности в годы войны, помог сделать соответствующие записи в их трудовых книжках.

Моя бабушка рассказывала, что в 12 лет она могла замесить квашню и испечь хлеб, обработать огород и присмотреть за младшими детьми.

Окончив начальную школу, дальше учиться не смогла, так как школа находилась в другом селе, да и обувь была одна на двоих с сестрой.

Отца бабушки, моего прадеда, демобилизовали после ранения, три брата погибли на полях сражений, четвёртый — пропал без вести, пятый брат был участником войны с Японией на Дальнем Востоке.

В 1955 г. семья бабушки переехала в Первомайский, Шилкинского района, продолжала трудиться на предприятиях Забайкальского горного комбината (ЗабГока). Бабушка всё время до выхода на пенсию работала на фабрике флотатором (обогатителем полезных ископаемых). Имеет множество грамот, благодарностей, награждена знаком «Ударник IX, X пятилеток».

Она похоронила всех братьев и сестер, пережила не одно горе, но всегда оставалась доброй, отзывчивой и трудолюбивой.

Наши бабушки и дедушки очень мужественно вынесли тяжелое время. Их «воспитала» война, именно это время научило их выживать.

Мне очень жаль, что я повела мало времени с бабушкой, сколько вопросов могла бы ей задать, сколько интересного могла бы узнать о трудностях того военного времени. Она ушла из жизни, когда мне было семь лет, но память о ней я буду бережно хранить и передавать своим детям и внукам. Что может быть надежнее и нетления этой памяти? В ней и состоит главная связующая нить всех поколений.

Мы должны гордиться и восхищаться этими людьми. Это прежде всего нужно нам: общаться с ними, ценить это поколение; ведь их остаётся всё меньше и меньше!

Литература:

  1. Грунин Г. В., Сюткина Е. А. Трудящиеся Читинской области в годы Великой Отечественной Войны. — Иркутск-Чита.- 1969.- 328 с.
  2. Кузнецов И. И., Кузнецова Т. П. Юные патриоты Восточной Сибири. — Иркутск 1985. 417 с.
  3. Сажин А. И. В труде, как в бою. — Чита. — 1974. 283 с.
Основные термины (генерируются автоматически): Читинская область, школьник, работа, сельское хозяйство, Великая Отечественная война, военное время, моя бабушка, сельское население, труд школьников, Шилкинский район.


Ключевые слова

дети, школьники, Великая Отечественная война, Забайкальский край, труженики тыла, Читинская область, бабушка

Похожие статьи

Дети войны

Исследовательская работа ученицы 7 «В» класса рассказывает о детских годах своей бабушки: Ильиной Александры Зайнулловны. В результате была составлена летопись детских лет жизни членов моей семьи в тылу. Произведена историческая реконструкция чернил ...

Дети Великой Отечественной Войны и их судьба

В статье рассказывается о детях, воспитанных в послевоенное время, о том, как складывалась судьба прабабушки.

Школьные годы детей в период Великой Отечественной войны на материалах станицы Брюховецкой

В статье рассмотрен и проанализирован материал архивной периодики, связанный с деятельностью школ в период Великой Отечественной войны. Были выделены задачи, связанные с модернизацией советского образования в условиях военного времени.

Форпост Героев-дальневосточников: события Великой Отечественной Войны глазами студентов

Статья посвящена описанию вклада Дальнего Востока в Победу в Великой Отечественной войне.

Повседневная жизнь советских школьников в годы Великой Отечественной войны (на примере г. Якутска)

В данной статье охвачены основные моменты повседневной жизни учащихся школ г. Якутска в 1941–1945 гг., рассмотрены показатели их сборов в помощь фронту и приведены личные воспоминания школьников военных лет.

Безмолвные герои Великой войны: участие собак в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.

Статья посвящена исследованию массового и эффективного использования служебных собак в годы Великой Отечественной войны. Рассматриваются конкретные примеры участия собак в военных операциях. Приводятся результаты опроса информированности студентов о ...

Общественная благотворительность иркутян в годы Первой мировой войны

В данной статье раскрываются особенности общественной благотворительности граждан г. Иркутска в период Первой Мировой войны. Финансовая помощь иркутян не только военным, находящимся на фронте, но и детям и вдовам погибших, беженцам и военнопленным го...

Дети Великой Отечественной войны и их судьба (часть 2)

В статье рассказывается о детях, воспитанных в послевоенное время, о том, как складывалась судьба двоюродного прадедушки.

Вклад семьи Чуйко в историю страны

Статья посвящается династии Чуйко, представители которой являлись основателям села Струговка. Визуальные и текстовые исторические источники (фотографии, воспоминания и документы) позволили описать особенность жизни и быта первых поселенцев села, а та...

Праздничная культура туляков в годы Великой Отечественной войны

Статья посвящена праздничной культуре туляков на протяжении войны, встрече самого главного праздника детства — Нового года.

Похожие статьи

Дети войны

Исследовательская работа ученицы 7 «В» класса рассказывает о детских годах своей бабушки: Ильиной Александры Зайнулловны. В результате была составлена летопись детских лет жизни членов моей семьи в тылу. Произведена историческая реконструкция чернил ...

Дети Великой Отечественной Войны и их судьба

В статье рассказывается о детях, воспитанных в послевоенное время, о том, как складывалась судьба прабабушки.

Школьные годы детей в период Великой Отечественной войны на материалах станицы Брюховецкой

В статье рассмотрен и проанализирован материал архивной периодики, связанный с деятельностью школ в период Великой Отечественной войны. Были выделены задачи, связанные с модернизацией советского образования в условиях военного времени.

Форпост Героев-дальневосточников: события Великой Отечественной Войны глазами студентов

Статья посвящена описанию вклада Дальнего Востока в Победу в Великой Отечественной войне.

Повседневная жизнь советских школьников в годы Великой Отечественной войны (на примере г. Якутска)

В данной статье охвачены основные моменты повседневной жизни учащихся школ г. Якутска в 1941–1945 гг., рассмотрены показатели их сборов в помощь фронту и приведены личные воспоминания школьников военных лет.

Безмолвные герои Великой войны: участие собак в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.

Статья посвящена исследованию массового и эффективного использования служебных собак в годы Великой Отечественной войны. Рассматриваются конкретные примеры участия собак в военных операциях. Приводятся результаты опроса информированности студентов о ...

Общественная благотворительность иркутян в годы Первой мировой войны

В данной статье раскрываются особенности общественной благотворительности граждан г. Иркутска в период Первой Мировой войны. Финансовая помощь иркутян не только военным, находящимся на фронте, но и детям и вдовам погибших, беженцам и военнопленным го...

Дети Великой Отечественной войны и их судьба (часть 2)

В статье рассказывается о детях, воспитанных в послевоенное время, о том, как складывалась судьба двоюродного прадедушки.

Вклад семьи Чуйко в историю страны

Статья посвящается династии Чуйко, представители которой являлись основателям села Струговка. Визуальные и текстовые исторические источники (фотографии, воспоминания и документы) позволили описать особенность жизни и быта первых поселенцев села, а та...

Праздничная культура туляков в годы Великой Отечественной войны

Статья посвящена праздничной культуре туляков на протяжении войны, встрече самого главного праздника детства — Нового года.

Задать вопрос