Рассматривается характеристика просодической стороны речи детей со стёртой формой дизартрии. Авторы уделяют внимание толерантности дошкольников к детям с ограниченными возможностями здоровья.
Актуальность исследования обусловлена тем, что современное государство не только дает возможность получения качественного обучения и воспитания всех детей, независимо от особенностей их развития, но и способствует развитию активной, умной, творческой личности ребенка, адаптированного в современном обществе, благодаря современным образовательным стандартам.
По мнению Н. В. Черемисиной, Г. Н. Ивановой-Лукьяновой и других авторов просодическая сторона речи представляет собой совокупность ритмико-интонационных свойств, обеспечивающих интонационную выразительность речи. Данные авторы отмечают важную роль просодической стороны речи в реализации коммуникативной функции речи, так как используя ее человек не только имеет возможность передать информацию, но и свое эмоциональное состояние.
С. В. Кодзасов и соавторы отмечают: «важнейшую роль в системе просодической стороны речи играет интонация», что интонация (лат. intonō «громко произношу») — совокупность просодических характеристик предложения: тона (мелодики речи), громкости, темпа речи и её отдельных отрезков, ритмики, особенностей фонации. Вместе с ударением она и образует просодическую систему языка. Выделяются следующие компоненты интонации: мелодический; динамический (интенсивность основного тона); временной (длительность или темп); тембр произнесения.
Проблемы нарушений речи данной детей, имеющих патологии речи, в том числе дети дошкольного возраста со стертой дизартрией просодической стороны речи рассмотрены в трудах Е. А. Брызгуновой, Л. В. Бондаренко, А. Н. Гвоздевым, П. С. Кузнецовым и другими авторами.
Существенное внимание вопросу нарушения просодической стороны речи у детей, имеющих стертую форму дизартрии, уделяли Е. Э. Артемова, Р. Е. Архипова, Г. В. Бабина, Л. В. Лопатина.
Таким образом, проблемой нашего исследования является нарушения данной стороны речи у дошкольников со стертой дизартрией приводят к сложностям в коммуникативном развитии, мешая детям выражать эмоции и чувства.
Цель исследования — изучить характеристику просодической стороны речи у дошкольников со стертой дизартрией.
Объектом исследования является развитие просодической стороны речи детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования — характеристика просодической стороны речи у дошкольников со стертой дизартрией.
Цель исследования предполагает решение следующих задач: Изучение методической и научную литературы по проблеме развития просодической стороны речи у дошкольников со стертой дизартрией. Выполнение анализа особенностей просодической стороны речи у воспитанников старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией. Разработка методических рекомендации по совершенствованию логопедической работы по коррекции нарушений и развитию просодической стороны речи дошкольников с дизартрией.
Методы исследования и испытуемые
В исследовании принимали участие 20 детей старшего дошкольного возраста от 5,2 лет до 6 лет 1 месяца:
10 детей со стертой дизартрией (экспериментальная группа);
10 детей старшего дошкольного возраста с нормальным речевым развитием (контрольная группа).
База исследования
Исследование проводилось на базе ГБУЗ Городская детская поликлиника № 1., г. Улан- Удэ.
В констатирующем эксперименте была использована комплексная методика диагностики, составленная по рекомендациям О. И. Лазаренко, Е. Е. Шевцовой и Л. В. Забродиной. Воспитанникам двух групп были предложены следующие задания:
- Диагностика навыка понимания и воспроизведения интонации.
- Диагностика модуляций голоса по высоте и по силе.
- Диагностика речевого ритма и чувства ритма.
- Диагностика темпа речи.
По каждому из предложенных детям заданий выставлялся балл, сумма которых позволяла оценить общий уровень сформированности каждого из элементов интонационной стороны речи. Средняя оценка давала возможность оценить общий уровень развития просодической стороны речи
Полученные результаты диагностики умений дошкольников двух групп воспринимать и воспроизводить интонацию представлены в Приложении 5. Наглядно полученные результаты представлены на рис.1.
Рис. 1. Распределение дошкольников двух групп по уровню развития навыка восприятия и воспроизведения интонации
Большинство (60 %) дошкольников со стертой формой дизартрии показали низкие результаты восприятия и воспроизведения интонации. 40 % воспитанников показали средний уровень. В группе детей, не имеющих нарушений речи, большинство (80 %) участников показали высокие результаты. Средний уровень отмечен у 20 % воспитанников.
Дошкольники с дизартрией выполняли предложенные задания неуверенно, затрачивая на выполнение значительное количество времени; нуждались в повторении дели заданий; требовалась помощь экспериментатора в виде объяснений, примеров. Большое количество ошибок наблюдалось при дифференциации повествовательных и восклицательных высказываний.
Результаты изучения анамнестических данных показали наличие хронических заболеваний матерей во время беременности у 90 % матерей дошкольников экспериментальной группы. Анамнестические сведения о детях с нормальным речевым развитием представлены в таблице 2.
Сбор анамнеза детей данной группы показал наличие соматических расстройств у дошкольников, но детей с заболеваниями значительно меньше, чем в экспериментальной группе.
Таким образом, перед проведением констатирующего эксперимента была проведена широкая подготовительная работа.
Таким образом, обследование сформированности речевого ритма показало, что дети со стертой формой дизартрии существенно отстают от уровня сверстников, не имеющих нарушений речи.
Выводы: просодическая сторона речи понимается как членение речи и соединение расчленённых частей, таких как повышение и понижение основного тона, расстановка ударений, относительное ускорение или замедление речи и разрыв произнесения. Основной составляющей просодии является интонация.
В онтогенезе развитие просодической стороны речи начинается с младенческого крика. Следующим этапом в процессе развития речи у ребёнка появляется гуление. Следующим уровнем развития речи в онтогенезе является лепет, который начинает появляться в возрасте 5- 6 месяцев. В 1,5 года ребенок начинает овладевать интонационным оформлением речи, используя ударение, мелодику. На следующем этапе в 2–3-летнем возрасте у детей появляется неплавность речи, паузы, повторы слов и частей слова, дыхательные итерации. На этапе 4-х летнего возраста начинает формироваться тип мелодического оформления речи, сходный с взрослым типом. Голос формируется на протяжении всего детства.
Дизартрия рассматривается как сложное речевое нарушение органического генеза, проявляющееся в неврологических, психологических и речевых симптомах. Это расстройство членораздельной речи, выражающееся затруднённым или искажённым произношением отдельных слов. Стёртая дизартрия является речевой патологией, возникающей как следствие поражения головного мозга, которое является микроорганическим и невыраженным. Патология проявляется в расстройствах фонетики и просодии. Именно эти компоненты речевой системы значительно нарушены при стёртой форме дизартрии, являясь ведущими в структуре дефекта.
Одним из эффективных способов нормализации просодической стороны речи дошкольников со стертой формой дизартрии является использование логоритмических занятий, дидактических, подвижных, театрализованных, музыкальных игр. Главным принципом достижения эффективности в работе на логопедических занятиях является индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его возрастных, речевых и психофизиологических возможностей. Необходимо учитывать быструю психическую и физическую истощаемость этих детей. Объединяя дошкольников на занятиях, надо дифференцировать не сами приемы, а скорее требования к выполнению задания каждым ребенком из группы. Основа формирующей работы — это развитие артикуляционных и мимических движений, развитие мелкой моторики рук, голоса, речевого дыхания, ритмического чувства, умений пользоваться интонацией, паузой, научить правильно пользоваться ударением.
Литература:
- Архипова, Е. Ф. Стёртая дизартрия у детей: учеб. пособие для студентов вузов / Е. Ф. Архипова. — М.: АСТ: Астрель. Хранитель, 2006. — 319 с.
- Ахутина, Т. В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса / Т. В. Ахутина. — М.: Просвещение, 2002. — 72 с.
- Артемова, Е. Э. Особенности формирования просодики у дошкольников с речевыми нарушениями / Е. Э. Артемова: Дис.... канд. пед. наук: 13.00.03: М., 2005. — 156 c.