Статья посвящена проблеме формирования коммуникативной компетенции у младших школьников с нарушениями речи и преодолению школьной дезадаптации посредством применения арт-терапии на коррекционных и логопедических занятиях. Представленный материал основан на анализе литературных и научных источников.
Ключевые слова: младшие школьники, коммуникативная компетентность, нарушение речи, арт-терапия.
В настоящее время основой обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья, является Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ОВЗ (ФГОС НОО ОВЗ), который предъявляет определенные требования к образовательным результатам, в т. ч. и коммуникативным.
Одним из главных факторов успешной социализации младших школьников в процессе их деятельности является формирование коммуникативной компетентности.
С поступлением в школу, у ребенка начинается новый этап жизни, связанный с построением его личных взаимоотношений со сверстниками, начинают закладываться основы важных социальных качеств, которые в дальнейшем способствуют успешной интеграции в общество.
Коммуникативная компетентность младшего школьника во многом определяется развитием речи.
На сегодняшний день в образовательной организации к обучающимся предъявляют требования, касающиеся речевого развития. Для успешного формирования коммуникативной компетенции речь при общении и ответе на уроке должна быть грамотной, краткой и выразительной. Но с каждым годом в школу поступает все больше детей, которым данные требования даются с трудом. Это дети с речевыми нарушениями.
Согласно ФГОС для детей с ОВЗ к особым образовательным потребностям, характерным для обучающихся с ТНР, относятся овладение навыками коммуникации: умение поддерживать продуктивное взаимодействие в процессе коммуникации; умение получать информацию от собеседника и уточнять ее; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях коммуникации в соответствии с коммуникативной установкой; умение активно использовать все разнообразие арсенала средств коммуникации, вариативных речевых конструкций; умение использовать коммуникацию как средство достижения цели в различных ситуациях. [4, 5]
В настоящее время в общеобразовательном классе может оказаться ребенок с любым видом речевого нарушения, и это не всегда оказывается для него оптимальным вариантом обучения. [2]
У таких детей преобладает проблема низкого качества коммуникативных умений, наблюдается низкая потребность в общении, оказываются несформированными диалогическая и монологическая речь и могут прослеживаться особенности в поведении, такие как: незаинтересованность в контакте с окружающими, тревожность, негативизм. Соответственно, дети с нарушениями речи испытывают объективные трудности в обучении, которые не могут быть преодолены без специальных условий и заключаются в подборе специальных приемов и методов для достижения образовательных целей.
Вопросы обучения детей с речевыми нарушениями в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья актуальны сегодня как для дефектологов, логопедов, так и для учителей общеобразовательных школ, в классы к которым могут прийти такие дети. [2]
Нарушения речи очень многообразны. Их различие состоит в выраженности причины и структуре дефекта. На сегодняшний момент очень распространены такие речевые нарушения: ОНР, ФФНР, алалия, заикание, ринолалия, дизартрия, дислалия. Данные виды нарушений речи часто становятся причиной тревожности, низкого статуса в классе, препятствуют социальной адаптации ребенка и затрудняет полноценное формирование коммуникативной компетенции.
Почему возникают нарушения речи у детей? Проблемой развития речи в психологии занимались такие ученые, как Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев и др. Л. С. Выготским были разработаны вопросы возникновения и развития речи.
Отечественная научная школа логопедии сформировала представления о причинах, вызывающих различные варианты нарушений речевого развития у детей (Р. Е. Левина, О. В. Правдина, Е. М. Мастюкова и др.). Нарушения речи могут быть обусловлены:
− психофизиологическими факторами — неправильное строение и функционирование речевого аппарата;
− неблагоприятными условиями речевого развития ребенка — недостаток коммуникации близких взрослых с ребенком;
− сочетанием нарушенных психофизиологических предпосылок с неблагоприятными условиями речевого развития.
На сегодняшний день разработано много приемов и методов по коррекции речи, формированию лексико-грамматического строя и постановке звуков у обучающихся с нарушениями речи, но вот для формирования коммуникативной компетенции на коррекционных занятиях методов недостаточно.
Таким образом, в школе возникает дилемма: уровень языкового развития детей с нарушениями речи повышается, он становится достаточным для социализации, а коммуникативно-речевые умения остаются на низком уровне (дети стесняются своей речи, боятся задать неуместный вопрос и т. д.). В начальных классах дети с недоразвитием речи часто не заинтересованы в вербальном контакте, его поддержании, развитии. Низкий уровень коммуникативной компетенции во многом определяет неуспешность детей с нарушениями речи, их заниженную самооценку. Это порождает высокую речевую тревожность, поведенческие проблемы, низкую школьную мотивацию. [6]
Следовательно, одной из главных задач работы школы с детьми с нарушениями речи — помочь им максимально овладеть коммуникативной компетенцией в младшем школьном возрасте, исходя из зоны ближайшего развития. Для этого нужно усилить мотивацию в общении со сверстниками и донести до ребенка, что взаимодействие с окружающим миром — это необходимая подготовка к жизни.
Один из современных методов, на который хочется обратить внимание при проведении коррекционных занятий-арт-терапия.
Арт-терапия (терапия искусством) — один из методов логопедической и психологической работы, использующий возможности искусства для достижения положительных изменений в интеллектуальном, эмоциональном и личностном развитии человека [1], т. к. эта методике имеет много направлений, её можно подобрать для любого школьника.
Наиболее распространены направления такие, как: музыкотерапия, куклотерапия, изотерапия (рисунок, лепка), библиотерапия (терапия через книгу, предложенная В. Н. Мясищевым), сказкотерапия (Д. Ю. Соколов, 1997, Е. Ю. Петрова, 1998 и др.). [3]
Эти методы воздействия на человека с помощью рисования, лепки, танцев, сказок. Все это очень близко детям. В этом одно из преимуществ арт-терапии для детей. Она способствует самовыражению: застенчивым и нерешительным в своих действиях она помогает избавиться от страха; гиперактивным, агрессивным — переключиться на более спокойный вид деятельности. И, что очень важно, позволяет любому быстро и просто научиться отображать воображаемый мир [1].
На сегодняшний день большинство педагогических технологий, которые применяют в обучении и коррекционной работе, в основном направлены на развитие мышления, памяти и внимание, в то время как арт-терапия затрагивает не только перечисленные психические процессы, но и влияет на эмоциональную и коммуникативную сферу детей. Что очень значимо для младших школьников, особенно для тех, кто испытывает затруднения в построении взаимоотношений со сверстниками, в силу своих нарушений.
На основании вышеизложенного, можно говорить о преимуществе арт-терапии перед другими технологиями в педагогической практике:
− её можно применять для детей разного возраста;
− является ценной для тех, кто испытывает трудности словесном описании своих ощущений и недостаточно хорошо владеет речью;
− не требует каких-либо навыков изобразительной деятельности;
− на занятии создается доверительная атмосфера
− не требуется каких-либо специальных знаний и умений.
Структура арт-урока и его содержание многовариантны и разнообразны. При помощи арт-терапевтического метода обучающимся с нарушениями речи легко будет преодолеть негатив, апатию, бездеятельность и занятия чаще всего будут проходить на позитивной ноте.
Поэтому, применение элементов арт–терапии на коррекционных занятиях, в рамках требований ФГОС НОО ОВЗ для обучающихся с нарушениями речи, помогут решить основную проблему таких детей — реабилитация, социальная дезадаптация в обществе, формирование коммуникативной компетенции и повысить мотивацию в общении со сверстниками данной категории детей.
Литература:
1. Калошина Л. С., Шубина Е. С. Использование элементов арт-терапии в работе ДОУ[Электронный ресурс] // Открытый урок 1 сентября.– Режим доступа: https://urok.1sept.ru.
2. Китик Е. Е., ТоммеЛ.Е. / Дети с тяжелыми нарушениями речи: учеб.пособие для общеобразоват. организаций.– М.: Прсвещение, 2019–48 с.
3. Медведева Е. А., Левченко И. Ю., Комиссарова Л. Н., Добровольская Т. А. Артпедагогика и арт-терапия в специальном образовании. М.: Издательский центр «Академия», 2001.
4. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа НОО обучающихся с ТНР [Электронный ресурс] // Реестр примерных образовательных программ. — Режим доступа: https://fgosreestr.ru.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. — Режим доступа: http://www.consultant.ru.
6. Черкасова Е. Л. Современные аспекты формирования коммуникативной компетенции как особой образовательной потребности детей с нарушениями речи // Сборник научных статей VII Международной конференции Российской ассоциации дислексии. — М., 2017. — С 156.