Статья посвящена вопросу овладения учащимися начальной школы техникой чтения на английском языке. В статье раскрыты понятия «чтение», «иноязычное чтение» и «техника чтения», выявлены трудности, которые могут возникнуть при овладении техникой чтения на английском языке и их причины. В статье анализируются результаты анкетирования и тестирования учащихся 4 класса, которые позволяют сделать выводы об уровне сформированности навыков техники чтения на английском языке и существующих проблемах.
Ключевые слова: чтение, иноязычное чтение, техника чтения.
Чтение играет значимую роль в жизни и образовании человека. О его важности говорят многие ученые и исследователи, такие как А. Н. Щукин, З. И. Клычникова, С. К. Фоломкина. Основываясь на их мнении, мы можем говорить о том, что роль чтения в жизни современного человека велика, так как чтение открывает доступ к источникам информации и тем самым является одним из основных средств удовлетворения познавательных потребностей человека и его развития.
Чтение на иностранном языке — источник информации, знаний о культуре и стране изучаемого языка, средство расширения словарного запаса, развития других видов речевой деятельности, средство профессиональной деятельности, удовлетворения различных потребностей читателя и самообразования.
Как показывает анализ, большинство ученых понимает подчтением рецептивный вид речевой деятельности, направленный на смысловое восприятие и понимание графически закодированного текста. Согласно требованиям ФГОС начального образования от 2009 г., в рамках дисциплины «иностранный язык» учащиеся начальной школы должны уметь:
– читать вслух небольшие тексты, построенные на изученном языковом материале, соблюдая правила чтения и нужную интонацию;
– читать про себя тексты, включающие как изученный языковой материал, так и отдельные новые слова, и понимать их основное содержание, находить в тексте нужную информацию.
Для того чтобы читать про себя и вслух, дети должны овладеть техникой чтения. Техника чтения является основным компонентом обучения чтению как самостоятельному виду речевой деятельности. Проведенный анализ работ таких авторов, как П. К. Бабинская, З. И Клычникова, И. Е. Пассов, С. К. Фоломкина, А. Н. Щукин, позволяет нам определить технику чтения как умение устанавливать буквенно-звуковые соответствия, воспринимать и понимать графический образ слов, группируя их интонационно.
Однако формирование навыков техники чтения вызывает много вопросов и трудностей. Результаты НИКО по английскому языку 2016 года [1] среди учащихся 5го класса в начале учебного года показывают низкий уровень сформированности умения чтения на английском языке: 35,3 % учащихся не справились с заданием, 47,3 % получили удовлетворительную оценку и только 17,6 % прочитали на «хорошо» и «отлично».
Полученные результаты свидетельствуют о том, что у большинства учащихся не сформированы базовые умения и навыки чтения на английском языке. Чтобы убедиться, что действительно существуют такая проблема, мы провели собственное анкетирование и проверку техники чтения в 4 классе в одной из школ Сахалинской области. Ниже, на рис. 1 представлены результаты проверки техники чтения.
Рис 1. Результаты по технике чтения в 4 классе
Как мы видим, процент тех, кто получил такие отметки, как «2» и «3» превышает процент тех, кто получил «4» и «5». Проведенное тестирование подтверждает наличие серьезной проблемы с обучением навыкам техники чтения на английском языке в начальной школе.
Что же является причиной такой проблемы? Анализ работ таких авторов, как Г. В. Рогова, Ф. М. Рабинович, Н. В. Лукьянчекова, З. И. Клычникова, Д. Б. Эльконин, позволил нам выделить следующие трудности:
– графические трудности в основном вызваны тем, что в английском алфавите 26 букв, большинство из которых встречается ученику впервые, при этом, некоторые буквы схожи по форме с русскими буквами, но читаются по-другому.
– Орфографические трудности, связанные с орфографической системой английского языка, где используют 26 букв, 146 буквосочетаний, которые передают 46 фонем. В английском языке орфография не изменялась примерно с 15 века, поэтому в современном английском языке преобладает исторический принцип орфографии. Такие слова читаются не по правилам, а согласно историческим традициям.
– Лексические трудности, связанные с неправильным употреблением значений слов в контексте.
– Грамматические трудности, связанные с тем, что дети могут путать существительные множественного числа с глаголом, находящимся в 3 лице единственного числа в настоящем времени. Например, he decorates/decorations.
– Психологические трудности, связанные с возрастными и индивидуальными особенностями. Это, прежде всего, несформированность логического мышления, кратковременной и оперативной памяти, неустойчивость внимания. Поэтому не каждый ребенок способен распознать тип слога, вспомнить правила чтения, узнавать слова исключения и т. д.
Для того чтобы лучше понять причины несформированности навыков техники чтения на английском языке в начальной школе, мы, на основе анализа научной литературы [3], [6], [10], выделили ключевые навыки, такие как:
– Узнавание звукобуквенных соотношений;
– Узнавание графического образа слова;
– Соотнесение слова со значением;
– Владение базовыми правилами чтения;
– Постановка фразового логического ударения;
– Интонационное оформление предложения.
Также мы провели опрос среди учащихся 4 класса и попросили их оценить свое умение читать на английском языке и указать причины трудностей в чтении.
Анкетирование показало, что 73 % учащихся заинтересованы в изучении английского языка, при этом большинство учащихся считают умение читать хорошо на английском языке важным. 47 % учащихся считают, что они читают на среднем уровне, т. е. «нормально», однако еще 47 % оценивают свои умения читать, как «плохо» и «очень плохо». Таким образом, подавляющее большинство учащихся признают свое неумение читать хорошо на английском языке, что еще раз подтверждает результаты НИКО 2016 и тестирования.
По мнению учащихся 4 класса, главная причина неумения читать — это незнание транскрипции (47 %), далее следует незнание правил чтения (33 %) и неумение различать открытый и закрытый слоги (33 %). Также к трудностям дети относят незнание алфавита (27 %) и незнание значения слов (27 %). для наглядности, данные результаты представлены на рис. 2.
Рис. 2. Причины неумения читать
Для более детального изучения ошибок, которые дети делали во время тестирования техники чтения на английском языке, нами были сделаны аудиозаписи, которые позже были детально проанализированы.
Самая главная проблема, которую мы увидели, была в том, что многие дети не понимали содержания текста и поэтому во время чтения, наблюдалась неправильная интонация, паузация, неправильное деление предложений на смысловые группы, неоправданные запинки, незаконченные предложения. Частой причиной запинок было незнание того, как читается слово. Большие трудности вызывало чтение английских гласных в многосложных словах (два и более слогов), чтение сочетаний как гласных, так и многих согласных. Также дети достаточно часто подменяли одно слово другим, схожим по написанию, что еще раз подтверждает непонимание общего смысла текстов детьми. К ошибкам негрубого характера можно отнести недочитывание и прибавление окончаний, вставку звуков или артиклей, которых нет в тексте, неправильное произношение некоторых звуков.
Таким образом, проведенный анализ литературы, результатов НИКО 2016, анкетирования и тестирования учащихся 4го класса, позволяет сделать следующие выводы о сформированности навыков техники чтения на английском языке и причинах затруднений.
– Большинство учащихся не владеют элементарной техникой чтения.
– Допускается достаточно большое количество фонетических ошибок.
Причины затруднений в чтении вызваны
– Непониманием содержания прочитанного текста;
– Несформированностью навыка соотнесения графического образа слова с фонетическим;
– Неумением читать сочетания согласных;
– Неумением читать сочетания гласных;
– Незнанием значений изученных слов;
– Низким уровнем иноязычной коммуникативной компетенции в целом.
Подводя итог, можно сказать, что техника чтения является неотъемлемым компонентом чтения как вида речевой деятельности. Она является его первоначальной ступенью, и поэтому требует пристального внимания. Все вышесказанное позволяет утверждать, что обучение технике чтения требует тщательного планирования и организации деятельности, учитывающей все вышеперечисленные трудности.
Литература:
- Аналитические материалы. НИКО / [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: https://docs.wixstatic.com (дата обращения:05.02.2020).
- Бабинская П. К. Настольная книга преподавателей иностранного языка: справочное пособие. — М.: Символ — Плюс, 2004. — 528 с.
- Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учебное пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Академия, 2006. — 336 с.
- Клычникова З. И. Психологические особенности обучения чтению на иностранном языке: пособие для учителей. — М.: Просвещение, 1983. — 206 с.
- Лукьянчекова Н. В. Обучение английскому языку на начальном этапе. — М.: Начальная школа, 2002. — 24 с.
- Никуличева Д. Б. Говорим, читаем, пишем. Лингвистические и психологические стратегии полиглотов: учебно-методическое пособие. — М.: Флинта, 2014. — 288 с.
- Пассов И. Е. Обучение чтению: учебное пособие. — М.: Интерлингва, 2002, — 36 с.
- Рогова Г. В., Рабинович Ф. М. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. — М.: Просвещение, 1988. — 287 с.
- Фоломкина С. К. Обучению чтению на иностранном языке в неязыковом вузе. — М.: Высшая школа, 2005. — 238 с.
- Щукин А. Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика учебное пособие для преподавателей и студентов. — М.: Филоматис, 2010. — 476 с.
- Эльконин Д. Б. Избранные психологические трудности. — М.: Педагогика, 1989. — 560 с.