Самостоятельная деятельность обучающихся как инструмент решения задач учебного проекта | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №12 (302) март 2020 г.

Дата публикации: 20.03.2020

Статья просмотрена: 46 раз

Библиографическое описание:

Князева, О. Г. Самостоятельная деятельность обучающихся как инструмент решения задач учебного проекта / О. Г. Князева, Е. В. Попова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 12 (302). — С. 273-275. — URL: https://moluch.ru/archive/302/68227/ (дата обращения: 18.12.2024).



На занятиях по астрономии, обучающиеся изучают физические свойства и особенности строения планет, а во внеурочное время осваивают технику папье-маше изготавливая макет. В ходе изготовления макета обучающимися проводится изучение и исследование.

Ключевые слова: деятельность, изучение, исследование, папье-маше, планеты.

Римский философ говорил: «Не для школы, а для жизни мы учимся». В наше время эти слова особо актуальны. Общество нуждается в человеке, владеющим универсальными умениями и знаниями.

Проектный метод обучения является основанием технического образования. Это интегрированный вид деятельности по созданию изделий и оказанию услуг, имеющих личную и общественную значимость [2].

Очевидно, что теория и практика проектного подхода позволяет в единстве осуществлять обучение, развитие и воспитание обучающихся. Кроме того, создается положительная мотивация для самообразования. Именно при выполнении творческих проектов обучающиеся выявляют и оттачивают свои профессиональные навыки и способности, получают первоначальную специальную подготовку, в результате чего у них формируется осознанное профессиональное мышление. В свою очередь исследовательская деятельность является самостоятельной работой над приобретением новых знаний по выбранной теме как на занятиях, так и во внеурочной деятельности [3].

Таким образом,проектно-исследовательская деятельность — это деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов, отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка «реализуемости» исследования, определение необходимых ресурсов.

Однако в чем же отличие исследовательской деятельности от проектной и конструктивной. Главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате процесса исследования. Необходимо подчеркнуть саму ценность получения новых знаний в процессе исследования как его главного продукта.

Вывод: метод учебного проекта — это способ организации самостоятельной деятельности обучающихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себя проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентационные, исследовательские, поисковые и прочие методики [1].

В работе над проектом мы выделили следующие основные этапы:формулировка основной проблемы исследования, определение целей и задач исследования, планирование, реализация, презентация.

Для профилизации такой общеобразовательной дисциплины как Астрономия, возможно изучение и исследование Солнечной системы, где логическим итогом может стать изготовленный макет в технике папье-маше. Например, для профессии строитель или дизайнер. Данное исследование возможно приурочить к памятной дате. Так в нашем колледже в честь великого русского ученого Михаила Васильевича Ломоносова обучающиеся по профессии Мастер отделочных строительных и декоративных работ на протяжении двух месяцев изготавливали макет «Солнечная система» (рис. 1), который наглядно показывает относительные размеры и расположение планет. Данный макет был изготовлен в технике папье-маше и представлен обучающимся и преподавателям Голышмановского агропедколледжа.

Рис. 1. Готовый макет «Солнечная система»

На занятиях по астрономии, обучающиеся изучали физические свойства и особенности строения планет, строение звезд и различных небесных тел, а во внеурочное время с удовольствием осваивали технику папье-маше. Звездное небо привлекало внимание людей ещё с древних времен, и вот, чтобы глубже погрузиться в загадочный и таинственный мир астрономии юными исследователями было принято совместное решение об изготовлении макета. Создание моделей с использованием этой техники занимает много времени и требует определенных навыков. Но те, кто изучает профессию мастера отделочных, строительных и декоративных работ, легко и с интересом осваивают основные элементы этой техники: изготовление клея, склеивание по образцу, удаление его из формы и сушка, подравнивание полей, уборка, штукатурка, грунтовка, создание шероховатости и рельефа, выбор цвета и колерование поверхностей, отделка.

Благодаря знаниям, полученных на занятиях по астрономии, и самостоятельному изучению различных источников информации, обучающимися были получены более подробные сведения о планетах Солнечной системы: их строении, размерах относительно Солнца и друг друга, температуре поверхности на солнечной стороне и в тени, рельефе, наличии или отсутствии атмосферы, продолжительности светового дня и календарного года на каждой из планет. Не стоит забывать и о том, что кроме планет в Солнечной системе присутствуют и другие космические объекты, в том числе и созданные человеком, их изучение в дальнейшем позволит нам создать и учесть малейшие детали и, возможно, в будущем создать более подробный макет. А на сегодняшний день в результате совместной проектно-исследовательской работы обучающиеся изготовили большую и красочную модель, более подробно познакомились со строительными и отделочными материалами, их свойствами и способами обработки, немаловажен и вопрос декорирования конечного изделия.

Работа, проделанная в ходе исследовательского проекта, помогла обучающимся более детально изучить не только законы движения небесных тел и их свойства, но и познакомил с различными способами моделирования, конструирования и декорирования макетов. Кроме того, обучающимися был снят и смонтирован видеоролик об изготовлении данного макета, тем самым отработан и закреплен навык презентации и защиты проектов, что играет немаловажную роль в развитии личностных качеств будущего специалиста.

Литература:

  1. Куклина, Е. Н. Основы учебно-исследовательской деятельности: учеб. пособие для СПО / Е. Н. Куклина, М. А. Мазниченко, И. А. Мушкина. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2018. — 186 с. — (Профессиональное образование).
  2. Матяш, Н. В. Инновационные педагогические технологии: Проектное обучение [Текст]: учеб. пособие для студ. учреждений ВПО / Н. В. Матяш. — 5-е изд., стер. — М.: ИЦ Академия, 2016. — 160 с.
  3. Самыгин, С. И. Организация научно-исследовательской и педагогической деятельности [Текст]: учеб. пособие для студ. учреждений ВПО / С. И. Самыгин, Г. И. Колесникова, Д. С. Загутин. — Ростов н/Д.: Феникс, 2017. — 349 с.
Основные термины (генерируются автоматически): техник папье-маше, исследовательская деятельность, обучающийся, Солнечная система, внеурочное время, макет, особенность строения планет, учебный проект.


Похожие статьи

Методическая разработка проектной деятельности с детьми подготовительной к школе группы по теме «К. Э. Циолковский и С. П. Королев: полететь к другим планетам»

В статье представлен опыт работы по ознакомлению детей 6–7 лет с ракетно-космической отраслью Самарской области через проектную деятельность.

Компьютер как универсальный инструмент учебного физического исследования

В статье указывается на то, что компьютер является универсальным инструментом учебного физического исследования. Он сочетает в себе функции накопления, хранения, обработки информации и управления реальными и виртуальными экспериментами. Рассмотрена р...

Совершенствование содержания школьного курса физики с использованием основных понятий нанотехнологий

В статье разработаны методические предложения по развитию научного мировоззрения и навыков самостоятельного мышления учащихся с использованием материалов, связанных с нанотехнологиями, на школьных уроках физики.

Элективный курс «Морфология крыла и эволюция полета насекомых» в организации проектной деятельности учащихся

В статье раскрыты результаты исследования, связанного с разработкой курса «Морфология крыла и эволюция полета насекомых», материалы которого могут быть использованы при организации проектной деятельности учащихся в основной школе.

Использование качественных реакций на анионы на внеурочных занятиях по химии для 9 класса

Современные школьники получают все необходимые знания по химии, формирующие их представление о химической картине мира, благодаря школьной программе. Знания по химии школьникам необходимы не только на уроках, но и в повседневной жизни. Химия многогра...

Организация внеурочной исследовательской деятельности по направлению «Основы нанотехнологий»

В статье автор знакомит с одним из видов организации внеурочной деятельности по направлению нанотехнологии и как данное направление переплетается с предметом физика в лабораторном практикуме «Исследование физико-механических свойств материалов».

Разработка робота для передвижения по пересеченной местности на базе микроконтроллера ATmega328P

В работе описывается методология разработки, реализации и отладки, а также технические решения при создании робота для передвижения по пересеченной местности полигона соревнования «Кубок РТК — Экстремал» на базе микроконтроллера ATmega328P. Данная р...

Творчеству можно научить, или Лепка — нескучный урок

В статье авторы делятся опытом формирования ценностно-смысловой самореализации обучающихся в процессе обучения лепке из глины и гончарному ремеслу в рамках предметной области «Технология».

Особенности выбора технических средств обучения образовательной робототехнике в средней школе

В статье рассматриваются особенности использования робототехнических наборов на основе конструкторов и на основе макетных плат в процессе преподавания дисциплины «Робототехника»

Внеурочная деятельность по курсу «Основы маркетинга» в общеобразовательной школе

В статье авторов представлена Рабочая программа «Основы маркетинга» для обучающихся 10–11 классов среднего общего образования. Цель курса является ознакомление студентов с целями и задачами маркетинга, а также с особенностями его практического примен...

Похожие статьи

Методическая разработка проектной деятельности с детьми подготовительной к школе группы по теме «К. Э. Циолковский и С. П. Королев: полететь к другим планетам»

В статье представлен опыт работы по ознакомлению детей 6–7 лет с ракетно-космической отраслью Самарской области через проектную деятельность.

Компьютер как универсальный инструмент учебного физического исследования

В статье указывается на то, что компьютер является универсальным инструментом учебного физического исследования. Он сочетает в себе функции накопления, хранения, обработки информации и управления реальными и виртуальными экспериментами. Рассмотрена р...

Совершенствование содержания школьного курса физики с использованием основных понятий нанотехнологий

В статье разработаны методические предложения по развитию научного мировоззрения и навыков самостоятельного мышления учащихся с использованием материалов, связанных с нанотехнологиями, на школьных уроках физики.

Элективный курс «Морфология крыла и эволюция полета насекомых» в организации проектной деятельности учащихся

В статье раскрыты результаты исследования, связанного с разработкой курса «Морфология крыла и эволюция полета насекомых», материалы которого могут быть использованы при организации проектной деятельности учащихся в основной школе.

Использование качественных реакций на анионы на внеурочных занятиях по химии для 9 класса

Современные школьники получают все необходимые знания по химии, формирующие их представление о химической картине мира, благодаря школьной программе. Знания по химии школьникам необходимы не только на уроках, но и в повседневной жизни. Химия многогра...

Организация внеурочной исследовательской деятельности по направлению «Основы нанотехнологий»

В статье автор знакомит с одним из видов организации внеурочной деятельности по направлению нанотехнологии и как данное направление переплетается с предметом физика в лабораторном практикуме «Исследование физико-механических свойств материалов».

Разработка робота для передвижения по пересеченной местности на базе микроконтроллера ATmega328P

В работе описывается методология разработки, реализации и отладки, а также технические решения при создании робота для передвижения по пересеченной местности полигона соревнования «Кубок РТК — Экстремал» на базе микроконтроллера ATmega328P. Данная р...

Творчеству можно научить, или Лепка — нескучный урок

В статье авторы делятся опытом формирования ценностно-смысловой самореализации обучающихся в процессе обучения лепке из глины и гончарному ремеслу в рамках предметной области «Технология».

Особенности выбора технических средств обучения образовательной робототехнике в средней школе

В статье рассматриваются особенности использования робототехнических наборов на основе конструкторов и на основе макетных плат в процессе преподавания дисциплины «Робототехника»

Внеурочная деятельность по курсу «Основы маркетинга» в общеобразовательной школе

В статье авторов представлена Рабочая программа «Основы маркетинга» для обучающихся 10–11 классов среднего общего образования. Цель курса является ознакомление студентов с целями и задачами маркетинга, а также с особенностями его практического примен...

Задать вопрос