На занятиях по астрономии, обучающиеся изучают физические свойства и особенности строения планет, а во внеурочное время осваивают технику папье-маше изготавливая макет. В ходе изготовления макета обучающимися проводится изучение и исследование.
Ключевые слова: деятельность, изучение, исследование, папье-маше, планеты.
Римский философ говорил: «Не для школы, а для жизни мы учимся». В наше время эти слова особо актуальны. Общество нуждается в человеке, владеющим универсальными умениями и знаниями.
Проектный метод обучения является основанием технического образования. Это интегрированный вид деятельности по созданию изделий и оказанию услуг, имеющих личную и общественную значимость [2].
Очевидно, что теория и практика проектного подхода позволяет в единстве осуществлять обучение, развитие и воспитание обучающихся. Кроме того, создается положительная мотивация для самообразования. Именно при выполнении творческих проектов обучающиеся выявляют и оттачивают свои профессиональные навыки и способности, получают первоначальную специальную подготовку, в результате чего у них формируется осознанное профессиональное мышление. В свою очередь исследовательская деятельность является самостоятельной работой над приобретением новых знаний по выбранной теме как на занятиях, так и во внеурочной деятельности [3].
Таким образом,проектно-исследовательская деятельность — это деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов, отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка «реализуемости» исследования, определение необходимых ресурсов.
Однако в чем же отличие исследовательской деятельности от проектной и конструктивной. Главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате процесса исследования. Необходимо подчеркнуть саму ценность получения новых знаний в процессе исследования как его главного продукта.
Вывод: метод учебного проекта — это способ организации самостоятельной деятельности обучающихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себя проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентационные, исследовательские, поисковые и прочие методики [1].
В работе над проектом мы выделили следующие основные этапы:формулировка основной проблемы исследования, определение целей и задач исследования, планирование, реализация, презентация.
Для профилизации такой общеобразовательной дисциплины как Астрономия, возможно изучение и исследование Солнечной системы, где логическим итогом может стать изготовленный макет в технике папье-маше. Например, для профессии строитель или дизайнер. Данное исследование возможно приурочить к памятной дате. Так в нашем колледже в честь великого русского ученого Михаила Васильевича Ломоносова обучающиеся по профессии Мастер отделочных строительных и декоративных работ на протяжении двух месяцев изготавливали макет «Солнечная система» (рис. 1), который наглядно показывает относительные размеры и расположение планет. Данный макет был изготовлен в технике папье-маше и представлен обучающимся и преподавателям Голышмановского агропедколледжа.
Рис. 1. Готовый макет «Солнечная система»
На занятиях по астрономии, обучающиеся изучали физические свойства и особенности строения планет, строение звезд и различных небесных тел, а во внеурочное время с удовольствием осваивали технику папье-маше. Звездное небо привлекало внимание людей ещё с древних времен, и вот, чтобы глубже погрузиться в загадочный и таинственный мир астрономии юными исследователями было принято совместное решение об изготовлении макета. Создание моделей с использованием этой техники занимает много времени и требует определенных навыков. Но те, кто изучает профессию мастера отделочных, строительных и декоративных работ, легко и с интересом осваивают основные элементы этой техники: изготовление клея, склеивание по образцу, удаление его из формы и сушка, подравнивание полей, уборка, штукатурка, грунтовка, создание шероховатости и рельефа, выбор цвета и колерование поверхностей, отделка.
Благодаря знаниям, полученных на занятиях по астрономии, и самостоятельному изучению различных источников информации, обучающимися были получены более подробные сведения о планетах Солнечной системы: их строении, размерах относительно Солнца и друг друга, температуре поверхности на солнечной стороне и в тени, рельефе, наличии или отсутствии атмосферы, продолжительности светового дня и календарного года на каждой из планет. Не стоит забывать и о том, что кроме планет в Солнечной системе присутствуют и другие космические объекты, в том числе и созданные человеком, их изучение в дальнейшем позволит нам создать и учесть малейшие детали и, возможно, в будущем создать более подробный макет. А на сегодняшний день в результате совместной проектно-исследовательской работы обучающиеся изготовили большую и красочную модель, более подробно познакомились со строительными и отделочными материалами, их свойствами и способами обработки, немаловажен и вопрос декорирования конечного изделия.
Работа, проделанная в ходе исследовательского проекта, помогла обучающимся более детально изучить не только законы движения небесных тел и их свойства, но и познакомил с различными способами моделирования, конструирования и декорирования макетов. Кроме того, обучающимися был снят и смонтирован видеоролик об изготовлении данного макета, тем самым отработан и закреплен навык презентации и защиты проектов, что играет немаловажную роль в развитии личностных качеств будущего специалиста.
Литература:
- Куклина, Е. Н. Основы учебно-исследовательской деятельности: учеб. пособие для СПО / Е. Н. Куклина, М. А. Мазниченко, И. А. Мушкина. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2018. — 186 с. — (Профессиональное образование).
- Матяш, Н. В. Инновационные педагогические технологии: Проектное обучение [Текст]: учеб. пособие для студ. учреждений ВПО / Н. В. Матяш. — 5-е изд., стер. — М.: ИЦ Академия, 2016. — 160 с.
- Самыгин, С. И. Организация научно-исследовательской и педагогической деятельности [Текст]: учеб. пособие для студ. учреждений ВПО / С. И. Самыгин, Г. И. Колесникова, Д. С. Загутин. — Ростов н/Д.: Феникс, 2017. — 349 с.