Использование цифровых технологий для развития навыков иноязычного общения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №12 (302) март 2020 г.

Дата публикации: 20.03.2020

Статья просмотрена: 285 раз

Библиографическое описание:

Черная, Д. В. Использование цифровых технологий для развития навыков иноязычного общения / Д. В. Черная. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 12 (302). — С. 301-305. — URL: https://moluch.ru/archive/302/68233/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье рассматриваются социальные сети как цифровые технологии, использующиеся для развития навыков общения на иностранном языке. В данной работе анализируются основные преимущества и минусы использования данной образовательной технологии в современном образовательном процессе. Выделяются некоторые рекомендации по использованию социальных сетей для их успешного использования при изучении иностранного языка.

Ключевые слова: социальные сети, цифровые технологии, современные технологии, общение на иностранном языке, современное образование.

The article deals with using of social networks in modern educational process. It considered of digital technologies and its advantages and disadvantages. There are some conclusions about its successful using for learning English.

Key words: social networks, digital technologies, modern technologies, learning English, modern education.

Развитие науки и техники привело к тому, что образование подверглось многим изменениям. Обучение становится доступнее, вне зависимости от географического положения студента, а технические средства все чаще заменяются мобильным устройством.

О масштабности влияния интернет технологий на образование свидетельствует появление отдельного термина smart-образование, которое обозначает деятельность по объединению учебных заведений и профессорского преподавательского состава для осуществления совместной образовательной деятельности в Интернете [2].

Социальные сети как образовательная технология— проблемы использования

Перед тем как обратится к рассмотрению условий использования социальных сетей как новых образовательных сред, обратимся к их определению:

Социальная сеть — это платформа, онлайн-сервис или сайт, предназначенный для построения, отражения и организации социальных взаимоотношений, визуализацией которых являются социальные графы [8].

Виртуальные сети могут быть профессиональными, созданными с целью обмена, получения определенного опыта, навыков. Например, социальная сеть Facebook изначально использовалась студентами Гарварда только в качестве образовательного ресурса, затем, к 2004 году в социальной сети появились такие функции как общение, прослушивание музыки и просмотр видеоматериалов.

Специализированные социальные сети, как правило, однофункциональны — созданы для обмена деловыми контактами, а также различными материалами, помогающими в профессиональной деятельности. Примером такого ресурса может быть сайт Puzzle.English, материал которого позволяет в игровой форме выучить язык. Информация в нем разбита на блоки, а материал загружен как в социальной сети: видеоролики и игры длятся не более 15 минут, грамматические задания и упражнения также ограничены по времени.

Польза профессиональных социальных сетей при использовании их в качестве образовательно-развивающего ресурса очевидна. Однако социальные сети, которые не являются профессиональными, также могут быть интегрированы в образовательный процесс при определенных условиях.

Для начала рассмотрим функции социальных сетей на примере социальной сети Вконтакте, для этого обратимся к статистическим данным опроса, приведенных в таблице 1:

Таблица 1

Функция социальной сети

Статистические данные

Развлекательная, просмотр роликов и фильмов — 47 %

C:\Users\user\Desktop\Даша\Без названия (12).png

Коммуникативная — 88 %

C:\Users\user\Desktop\Даша\Без названия (9).png

Развлекательная, игры в приложениях -11 %

C:\Users\user\Desktop\Даша\Без названия (10).png

Развлекательная, прослушивание музыки

— 47 %

C:\Users\user\Desktop\Даша\Без названия (11).png

Образовательная — 36 %

C:\Users\user\Desktop\Даша\Без названия (8).png

Таким образом, мы видим, что использование социальных сетей как образовательного ресурса не распространено. Только 36 % опрошенных людей используют их в качестве образовательного ресурса. Такие социальные сети, как ВКонтакте, Твиттер и другие могут стать новой образовательной средой, если они будут восприниматься людьми как образовательный ресурс, а не только лишь как средство коммуникации, что мы можем видеть по результатам опроса.

Тем не менее, в научных трудах Давыденко Л. В., Зенкиной Л. В., Нейман С. Ю., Дальке С. [1–10] и других исследователей подчеркивается преимущество использования социальных сетей в образовании. На основе их мнения, можно выделить несколько преимуществ использования цифровых технологий в образовании:

  1. Оперативность. Доступ к информации в любой точке мира, в любое время [7].
  2. Наличие уже структурированного материала [7].
  3. Развитие креативности [2].
  4. Комбинирование различных технологий (кейс-технология, технология, технология педагогической студии) [2].
  5. Увеличение профессиональных ресурсов, и статей, а также доступа к ним [3].
  6. Предоставление широкого спектра возможностей для проектной деятельности [3].

Тем не менее, многие из авторов приходят к выводу, что данная образовательная технология нуждается в доработке. В труде Д. Я. Околот рассматривается один из недостатков использования сетей как новых образовательных сред — отсутствие информационной безопасности. Автор приводит примеры нескольких проблем, которые могут возникать в информационных сообществах и могут наносить определенный психологический урон пользователям [4].

Одной из важных проблем при использовании социальных сетей является отсутствие методической литературы и рекомендаций по их использованию. Без этого процесс их интеграции является хаотичным, бесцельным. Это также подчеркивается в работе Давыденко Л.В, в котором «отсутствие разработанной концепции и научно-методического обеспечения результативного применения данных технологий в учебном процессе» выделяется в качестве недостатка использования социальных сетей в образовательном процессе [1].

В труде Сысоева рассматривается блог-технология в обучении иностранному языку. Автор делится алгоритмом составления задания, описывает какие цели, и задачи должны быть поставлены при их формулировке [6]. Однако, цельный методический материал, позволяющий интегрировать социальные сети в образовательный процесс, не разработан.

Вопрос о повышении или снижении мотивации к обучению при использовании социальных сетей в образовании также является спорным. В труде Черемисина А.Г подчеркивается, что социальные сети — способ повысить мотивацию студента к определенной деятельности [8]. Преподаватель, используя социальные сети, собирает интересный материал, что делает студентов более заинтересованными в их профессиональной области. Это, однако, противоречит нашему выводу, о том, что социальные сети не воспринимаются как образовательный ресурс студентами. Ведь даже при наличии интересного и структурированного материала только 36 % (по данным нашего опроса) из всего количества респондентов будут использовать его. Поэтому, для нашего исследования более близкой точкой зрения будет мнение Шалимова А. Б. Автор cчитает, что социальные сети отвлекают от выполнения задач [9].

Отношение общества к использованию социальных сетей как образовательных сред также важно. Нами был осуществлен опрос, в котором респонденты описывали свое отношение использования виртуальных сетей в обучении:

C:\Users\user\Desktop\Даша\Без названия (13).png

Таким образом, как мы видим, использование социальных сетей в образовании в целом допускается, однако с некоторыми уточнениями.

Мнение педагогов о применении современных образовательных технологий социальных сетей также важно. В труде Давыденко Л. В. проводится опрос среди педагогов, который показывает, что 60 % учителей положительно относятся к применению социальных сетей как образовательных сред [1].

Использование социальных сетей как новой образовательной среды в образовании допустимо. Тем не менее, для их качественной интеграции в образовательный процесс необходимы преобразования. Исследователями, которых мы цитировали, часто подчеркивается необходимость методических преобразований социальных сетей для их использования при обучении. Создание четкой методической базы: методических инструкций и пособий — один из этапов подготовки использования социальных сетей как новой образовательной среды.

Не менее важной проблемой является влияние социальных сетей на психическую деятельность человека. Их неграмотное использование может нанести психологический урон. Это также доказывает, что социальные сети как новые образовательные среды могут быть интегрированы в образовательный процесс только при соблюдении нескольких условий. Главными из них являются:

  1. Создание четкой методической инструкции и методологии;
  2. Обеспечение психологической безопасности пользователей;

Литература:

  1. Давыденко Л. В. Социальная сеть «Вконтакте» в образовательном процессе по химии [Текст] // Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, август 2017 г.). — Краснодар: Новация, 2017. — С. 72–77.
  2. Зенкина С. В., Панкратова О. П. Аналитический обзор современных информационных образовательных технологий // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Информатизация образования». 2014. № 1.
  3. Нейман. С.Ю, Дальке С.. [Текст]/ Нейман С.Ю, Дальке С. Г. Принципы построения системы дистанционного образования. — 2017. Санкт- Петербургский образовательный вестник.
  4. Рудинский И. Д., Околот Д. Я. Социальные сети образовательного назначения как объект защиты при подготовке специалистов по информационной безопасности. Открытое образование. 2019;23(1):46–56. https://doi.org/10.21686/1818–4243–2019–1–46–56
  5. Сенькова, Т. А. Методика формирования речевых навыков и основные принципы обучения говорению на иностранном языке / Т. А. Сенькова // Труды БГТУ. — Минск: БГТУ, 2014. — № 5 (169). — С. 196–198
  6. Сысоев П. В. Блог-технология в обучении иностранному языку // Язык и культура. 2012. № 4(20). С. 115–127.
  7. Чванова C., Храмова М.В // Развитие социальных сетей и их интеграция в систему образования России [Текст] / М. С. Чванова, М. В. Храмова, В. Ю. Лыскова, Д. И. Михайлова, А. Ю. Моргунова, А. А. Молчанов // Образовательные технологии и общество [Текст]. — 2014. — № 3. — С. 472–493 (определение)
  8. Черемисин А. Г., Багдасарова Д. Г. Образование и социальные сети: положительные и отрицательные их аспекты использования. [Текст]/ Черемисин А. Г., Багдасарова Д.Г// Образование и социальные сети: положительные и отрицательные их аспекты использования — 2017. Вестник Донецкого педагогического института № 2.
  9. Шалимов. А. Б. Социальные сети как современная образовательная среда. [Текст]/Шалимов А.Б// Cоциальные сети как современная образовательная среда — 2013. Дискуссия. № 11(41)
Основные термины (генерируются автоматически): сеть, социальная сеть, образовательный процесс, образовательный ресурс, иностранный язык, образовательная среда, образовательная технология, преимущество использования, прослушивание музыки, психологический урон.


Похожие статьи

Проблемы использования информационных технологий в образовании с целью оптимизации времени на уроке

В данной статье рассматриваются различные информационные технологии в образовании, с помощью которых можно решить проблему нехватки времени на подачу необходимого объёма учебного материала. Несмотря на все преимущества, которые дает использование инф...

Тенденции развития и проблемы цифровизации корпоративных отношений

В статье рассматриваются корпоративные отношения как основу общественных взаимодействий. Описывается понятие и сущность корпоративных отношений, включая внешние и внутренние виды. Особое внимание уделяется влиянию цифровизации на эти отношения, включ...

Аудиовизуальные средства как способ формирования межкультурной коммуникативной компетенции студентов

В данной статье рассматривается сущность понятия «аудиовизуальная компетентность» и исследуются возможности использования аудиовизуальных средств для развития межкультурной коммуникативной компетенции у студентов. Автор подчеркивает, что при формулир...

Развитие и принципы работы искусственного интеллекта в бизнесе

В статье автор рассматривает понятие искусственного интеллекта, принципы его работы и возможные применения. ИИ является одним из основных трендов и может использоваться компаниями в качестве драйвера развития деятельности. Автором рассмотрены различн...

Использование аудиовизуальных средств обучения для развития навыков устной речи на уроках английского языка

В данной статье говорится о применении такого аудиовизуального средства обучения, как фильм или видеофрагмент, на уроках английского языка для развития устной речи. Кроме того, аудиовизуальные средства мотивируют учащихся на изучение английского язык...

Применение технологий машинного обучения в задачах обеспечения информационной безопасности предприятия

В процессе эксплуатации компьютерных систем важно обеспечивать быстрое и корректное реагирование на инциденты информационной безопасности, для этого существуют различные автоматизированные инструменты. С учетом развития методов искусственного интелле...

Теоретические основы применения средств визуализации учебной информации на уроках в начальной школе

В данной статье обосновывается актуальность проблемы применения средств визуализации учебной информации в начальной школе. Рассматриваются основные понятия, такие как «визуализация», «средства обучения». Автор освещает принципы визуализации важные дл...

Использование методов проблемного обучения иностранному языку в рамках языковой подготовки в неязыковом вузе

Статья затрагивает вопрос актуальности иностранного языка в современном обществе. В связи с этим иностранный язык позиционируется, как одна из приоритетных дисциплин, требующая нестандартного подхода при обучении. Методы проблемного обучения предлага...

Инновационный подход в управлении проектами

Проектное управление используется в качестве движущей силы экономического и социального развития путем формального применения принципов управления проектами. Многие концепции и проектные методы были разработаны академическими исследователями и успешн...

Применение методов экономической статистики для анализа рынка

В данной статье рассмотрены методы, которые используются при анализе рынка с помощью экономической статистики. Рассмотрены основные показатели, необходимые для проведения анализа, а также методы обработки данных, которые позволяют получить оценку рын...

Похожие статьи

Проблемы использования информационных технологий в образовании с целью оптимизации времени на уроке

В данной статье рассматриваются различные информационные технологии в образовании, с помощью которых можно решить проблему нехватки времени на подачу необходимого объёма учебного материала. Несмотря на все преимущества, которые дает использование инф...

Тенденции развития и проблемы цифровизации корпоративных отношений

В статье рассматриваются корпоративные отношения как основу общественных взаимодействий. Описывается понятие и сущность корпоративных отношений, включая внешние и внутренние виды. Особое внимание уделяется влиянию цифровизации на эти отношения, включ...

Аудиовизуальные средства как способ формирования межкультурной коммуникативной компетенции студентов

В данной статье рассматривается сущность понятия «аудиовизуальная компетентность» и исследуются возможности использования аудиовизуальных средств для развития межкультурной коммуникативной компетенции у студентов. Автор подчеркивает, что при формулир...

Развитие и принципы работы искусственного интеллекта в бизнесе

В статье автор рассматривает понятие искусственного интеллекта, принципы его работы и возможные применения. ИИ является одним из основных трендов и может использоваться компаниями в качестве драйвера развития деятельности. Автором рассмотрены различн...

Использование аудиовизуальных средств обучения для развития навыков устной речи на уроках английского языка

В данной статье говорится о применении такого аудиовизуального средства обучения, как фильм или видеофрагмент, на уроках английского языка для развития устной речи. Кроме того, аудиовизуальные средства мотивируют учащихся на изучение английского язык...

Применение технологий машинного обучения в задачах обеспечения информационной безопасности предприятия

В процессе эксплуатации компьютерных систем важно обеспечивать быстрое и корректное реагирование на инциденты информационной безопасности, для этого существуют различные автоматизированные инструменты. С учетом развития методов искусственного интелле...

Теоретические основы применения средств визуализации учебной информации на уроках в начальной школе

В данной статье обосновывается актуальность проблемы применения средств визуализации учебной информации в начальной школе. Рассматриваются основные понятия, такие как «визуализация», «средства обучения». Автор освещает принципы визуализации важные дл...

Использование методов проблемного обучения иностранному языку в рамках языковой подготовки в неязыковом вузе

Статья затрагивает вопрос актуальности иностранного языка в современном обществе. В связи с этим иностранный язык позиционируется, как одна из приоритетных дисциплин, требующая нестандартного подхода при обучении. Методы проблемного обучения предлага...

Инновационный подход в управлении проектами

Проектное управление используется в качестве движущей силы экономического и социального развития путем формального применения принципов управления проектами. Многие концепции и проектные методы были разработаны академическими исследователями и успешн...

Применение методов экономической статистики для анализа рынка

В данной статье рассмотрены методы, которые используются при анализе рынка с помощью экономической статистики. Рассмотрены основные показатели, необходимые для проведения анализа, а также методы обработки данных, которые позволяют получить оценку рын...

Задать вопрос