Для любого руководителя образовательной организации проблема слаженной, чёткой, системы работы педагогического коллектива является актуальной. Командная работа более эффективна, так как способна решать разнообразные задачи, путем объединения опыта и знаний ее участников. Отношения сплоченного коллектива — это один из видов мотивации персонала. Задача современного руководителя — сформировать сплоченный педагогический коллектив. Эффективность профессиональной деятельности определяется уровнем психолого-педагогической компетентности его членов, характером межличностных отношений, пониманием коллективной и индивидуальной ответственности, степенью организованности, сотрудничества. Низкая психологическая компетентность педагогов дошкольной образовательной организации отрицательно влияет на взаимоотношения в педагогическом коллективе, на педагогический процесс. Таким образом, проблема заключается в том, что психологическая некомпетентность педагогов дошкольной образовательной организации нарушает сплоченность педагогического коллектива, что в свою очередь приводит к необходимости определить технологию реализации модели осуществления мер по повышению психологической компетентности.
Проблемы руководства педагогическим коллективом и его характеристики выступают предметом исследований В. С. Лазарева, Т. П. Афанасьевой, И. А. Елисеевой и Т. И. Пуденко. Авторы дают определение понятию «педагогический коллектив» как группе «совместно работающих педагогов, имеющих общие образовательные цели, достижение которых является для них также личностно значимым, и реализующих структуру межличностных отношений и взаимодействий, способствующих достижению общих целей». В данном определении отражены специфические характеристики педагогического коллектива как высшей стадии развития группы
Н. С. Дежникова делает вывод о том, что педагогический коллектив — сложное организационное и психологическое единство, требующее пристального внимания руководителя. Сплоченный коллектив — это коллектив устойчивый, способный противостоять действию внутренних и внешних сил, направленных на ослабление или разрушение связей между его членами. Показателем организационной сплоченности коллектива является длительность его существования.
Глубоко и всестороннее исследовал в своих трудах психологические характеристики педагогического коллектива и проблемы управления им Р. Х. Шакуров. Он выделяет целевые функции коллектива, которые задают ему определенную структуру.
В социологии и социальной психологии также проводились исследования, посвященные изучению сплоченности (Петровский А. В.,1973; Зацепин И. В., 1970; Леонавичус А. С., 1973; Шпалинский В. В., 1972; Дуберман Ю. Е., 1973; Донцов А. И., 1975; Неймер Ю. Л., 1975 и др.). В этих исследованиях феномен сплоченности авторы рассматривали, исходя из единых методологических позиций. Объединяет эти работы понимание того, что понятие «сплоченность» характеризует меру единства и целостности группы, что ведущую роль в единении людей играют совместная деятельность, общность ее целей и задач.
Для одних исследователей показателем сплоченности является, прежде всего, состояние межличностных отношений в группе, поэтому используются для измерения сплоченности социометрические процедуры (В. И. Зацепин, А. С. Леонавичус, Ю. Е. Дуберман). Другие авторы считают, что сплоченность наиболее адекватно выражается в единстве суждений и оценок, касающихся оценки руководителя (В. В. Шпалинский), предмета совместной общественно значимой деятельности (А. И. Донцов).
Некоторые исследователи выделяли факторы, влияющие на сплоченность коллектива. Например, В. А. Свириденко отмечает важность курсовых и дистанционных мероприятий и конкурсов профессионального мастерства, а также мониторинг профессиональных затруднений и устранение их причин. И. С. Радковец выделяет следующие направления в формировании сплоченности коллектива: управление состоянием межличностных взаимоотношений, пропаганда и поощрение взаимопомощи и поддержки, формирование осознания единства целей, развитие позитивных морально-нравственных качеств. А. Ю. Ефремов и А. Д. Григорьев отмечают, что важную роль в процессе сплочения коллектива играет ситуация определенной конкуренции, которая основывается на нравственной почве, соблюдении правил профессиональной этики. А. Г. Караяни в своей монографии отмечает важность методов социально-психологического воздействия, которые могут реализовываться в форме интенсивных курсов, регулярных занятий, эпизодических встреч.
Психолого-педагогической и психологической компетентности педагога посвящены работы разных исследователей. Большую роль играют исследования В. И. Загвязинского. Под психолого-педагогической компетентностью он понимает высокий уровень владения составляющими теоретической и практической готовности к педагогической деятельности, характеристика профессионализма педагога. По его мнению, психолого-педагогическая компетентность также предполагает и ряд других компонентов: индивидуальный стиль педагогической деятельности, творческий подход к данной деятельности, развитую педагогическую рефлексию. По мнению Сорокиной Т. М., под психолого-педагогической компетентностью педагога понимается единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности. Автор трактует психолого-педагогическую компетентность как способность личности на разном уровне решать различные типы педагогических задач. Лукьянова М. И. под психолого-педагогической компетентностью понимает совокупность определённых качеств (свойств) личности с высоким уровнем профессиональной подготовленности к педагогической деятельности и эффективному взаимодействию с учащимися в образовательном процессе. В качестве основных компонентов психолого-педагогической компетентности Лукьянова М. И. рассматривает три блока: грамотность (т. е. знания, которые принято называть общепрофессиональными); умения как способность педагога использовать имеющиеся у него знания в педагогической деятельности, в организации взаимодействия; профессионально значимые личностные качества, наличие которых неотделимо от самого процесса педагогической деятельности.
Психологическая компетентность по-разному понимается разными авторами, начиная с суммы психологических знаний, умений и навыков, заканчивая универсальной личностной системой, включающей смысловой, мотивационный, эмоциональный, личностный и поведенческий уровни. Психологическую компетентность как составляющую психолого-педагогической компетентности рассматривали Л. Ф. Алексеева, О. С. Гришечко, Л. А. Лазаренко, Е. Н. Каменская. По мнению И. С. Якиманской, психологическая компетентность — это совокупность знаний, умений и навыков по психологии; чёткость позиции в отношении роли психологии в профессиональной деятельности педагога; умение использовать психологические знания в работе; умение видеть в поведении ребёнка его состояние, уровень развития познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, черт характера, способность ориентироваться, оценивать психологическую ситуацию в отношениях с ребёнком и коллективом и избирать рациональный способ общения.
Педагогический коллектив дошкольной образовательной организации имеет свои особенности: многофункциональность, поскольку педагоги ДОУ не только занимаются воспитанием, развитием и обучением дошкольников, но и формируют педагогическую культуру родителей и общества; феминизация, поскольку педагогический коллектив ДОУ полностью состоит из женщин, которые отличаются эмоциональностью, импульсивностью, но в то же время более предрасположены к воспитательной и развивающей работе, более гибки в альтернативе педагогических воздействий; тенденция к обновлению педагогического коллектива — на смену педагогам с большим стажем педагогической деятельности приходят молодые специалисты.
Анализ теории и практики выявил ряд трудностей. В нормативных документах (ФГОС ДО, Профессиональный стандарт педагога) отражены требования к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, обозначены необходимые знания и умения педагога в области дошкольного образования. Введение этих документов обуславливает тесное взаимодействие педагогического коллектива в рамках воспитательно-образовательного процесса, однако в действительности наблюдается рассогласованность теоретических и практических целей, интересов у членов педагогического коллектива, обусловленная разницей в стаже педагогов в рамках одной дошкольной образовательной организации, вследствие чего эффективность применяемых средств повышения сплоченности педагогического коллектива значительно снижается. В целом же формирование профессиональной психологической компетентности педагога дошкольной образовательной организации носит обобщенный характер, не позволяет влиять на сплоченность педагогического коллектива, поскольку не учитывает специфику конкретного коллектива.
Изучение работ отечественных и зарубежных авторов показывает необходимость разработки модели управления развитием психологической компетентности педагогов дошкольной образовательной организации с целью повышения сплоченности педагогического коллектива, основанной на обобщении и использовании их идей.
Актуальность проблемы управления психологической компетентностью педагогов обусловлена следующими противоречиями:
- между необходимостью повышения сплоченности педагогического коллектива в реализации воспитательно-образовательных задач и отсутствия единых целей, интересов у участников педагогического коллектива;
- между необходимостью повышения психологической компетентности педагогов дошкольной образовательной организации и недостаточной эффективностью используемых для этого средств;
- между сформированностью профессиональных психологических компетенций у педагогов дошкольной образовательной организации в процессе получения педагогического образования и невозможностью их применить в обеспечении сплоченности конкретного педагогического коллектива;
- между наличием большого количества исследований повышения психологической компетентности педагогов в дошкольной образовательной организации, сплоченности педагогического коллектива и отсутствием методических материалов по обеспечению условий данного процесса.
Мы предполагаем, что повышение ППК педагогов ДОУ будет эффективным средством повышения сплоченности коллектива при следующих условиях:
- разработана система управления развитием психологической компетентности педагогов дошкольной образовательной организации, отражающая психологическую грамотность педагогов и способность использовать имеющиеся знания в педагогической деятельности, а также обеспечивающая эффективное взаимодействие сотрудников для решения целей образовательной организации;
- осуществлено методическое обеспечение управления развитием психологической компетентности педагогов.
Для проверки гипотезы мы предполагаем использовать взаимодополняющие методы исследования:
– теоретические (анализ нормативных документов и научной литературы по проблеме исследования);
– эмпирические (изучение и анализ педагогического опыта, наблюдение, анкетирование, тестирование, математические методы статистической обработки данных исследования).
В связи с вышеизложенным следующим шагом нашей работы будет опытное выявление и обоснование применения развития психологической компетентности как средства повышения сплоченности педагогического коллектива.