Пожар является одним из самых тяжелых чрезвычайных происшествий, поэтому контроль за противопожарной безопасностью должен быть максимально эффективным. В Свердловской области контроль и надзор в сфере пожарной безопасности осуществляет управление надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС. По итогам 2019 года пожары нанесли региону значительный ущерб, сопряженный с человеческими жертвами. Необходимо совершенствование в данной сфере управления.
Ключевые слова: Свердловская область, пожары, противопожарная безопасность, контрольно-надзорная деятельность.
A fire is one of the most severe emergencies, so fire safety monitoring should be as effective as possible. In the Sverdlovsk region, control and supervision in the field of fire safety is carried out by the Department of supervision and preventive work of the Ministry of emergency situations. At the end of 2019, the fires caused significant damage to the region, involving human casualties. There is a need for improvement in this area of management.
Keywords: Sverdlovsk region, fires, fire safety, control and supervision activities.
Правительство Российской Федерации реализует управленческие функции осуществляя надзор в различных областях деятельности.
Пожарная безопасность является одной из этих функций.
Противопожарная безопасность относится к мерам предосторожности, которые принимаются для предотвращения или уменьшения вероятности пожара. Пожар — одна из самых опасных чрезвычайных ситуаций. Он может привести к смерти, травмам или повреждению имущества. Поэтому так актуальны вопросы противопожарной безопасности [1].
Благодаря своевременно предпринятым мерам противопожарной безопасности можно предупредить тех, кто находится в здании, о наличии пожара в случае его возникновения. Также противопожарные мероприятия в случае их эффективного проведения позволяют тем, кому угрожает пожар, выжить или уменьшить ущерб, причиненный огнем. Пожароопасная ситуация может включать в себя факторы, которые увеличивают вероятность возникновения пожара или могут препятствовать спасению людей в случае возникновения пожара.
Большинство пожаров можно предотвратить. Лица, ответственные за пожарную безопасность могут избежать несчастного случая, взяв на себя ответственность и предотвратить на ранней стадии развития пожара.
Особый вклад в создание методических рекомендаций по проверкам противопожарного состояния объектов, внесли исследования Андреева А. О., Гаврилея В. М., Лобаева H. A., Мешалкина А. Ю. и др. На территории Свердловской области противопожарная деятельность осуществляется на основании Закона «Об обеспечении пожарной безопасности на территории Свердловской области» (с изменениями на 17 октября 2018 года).
В соответствии с данным нормативно-правовым актом, в систему обеспечения пожарной безопасности в регионе входят федеральный орган государственной власти — Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), ряд региональных органов государственной власти, ряд органов местного самоуправления муниципальных образований в регионе. Также полномочия в данной сфере есть у организаций и граждан, обеспечивающих пожарную безопасность согласно действующему федеральному и региональному законодательству.
Правительство Свердловской области в лице Губернатора организуют обеспечение пожарной безопасности на территории Свердловской области. Первичными мерами пожарной безопасности на уровне поселений занимаются органы местного самоуправления [4].
В соответствии с приказом Главного управления МЧС России по Свердловской области от 24.09.2019 № 666, надзорную деятельность и профилактическую работу в регионе проводит Главное управление МЧС России по Свердловской области. Надзорным органом является управление надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Свердловской области. [5]
Основные задачи управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС в сфере контрольно-надзорной деятельности представлены далее.
Предупреждение, выявление и пресечение нарушений организациями и гражданами требований, установленных законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности путем проверок деятельности организаций и граждан.
Проверка соблюдения обязательных требований пожарной безопасности исполнительными органами государственной власти и местного самоуправления области [3].
Контроль за соответствием пожарно-технической продукции требованиям Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
Надзор за соблюдением требований пожарной безопасности, обязательных для применения и исполнения на таможенной территории Евразийского экономического союза.
Контроль за соответствием условий производства и реализации товаров (работ, услуг) обязательным требованиям пожарной безопасности.
Текущий контроль территориальных отделов (отделений) надзорной деятельности и профилактической работы.
Также управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС принимает активное участие в разработках технических регламентов.
Тем не менее, несмотря на активную деятельность по контролю и надзору в сфере пожарной безопасности, ежегодно пожары наносят серьезный ущерб как экономике региона, так и жизни и здоровью его жителей. Статистические данные свидетельствуют о том, что работа в данной области ведется недостаточно эффективно [2].
За 2019г в Свердловской области за 2019 г. зарегистрирован 9271 пожар. При пожарах погибло 223 человека, в том числе 13 детей. Пострадали 199 жителей области, получив травмы различной степеней тяжести, в том числе 17 детей. Материальный ущерб от пожаров в регионе и их последствий составил 668,4 млн руб.
Необходимо дальнейшее совершенствование мер по предотвращению пожаров в регионе и особое внимание к вопросам контроля и надзора в сфере пожарной безопасности.
Единый подход и системная работа по обеспечению общественной безопасности, дисциплина, как на территориальном, так и на институциональном уровнях, а также дополнительные меры по усилению контроля и надзора в сфере пожарной безопасности будут способствовать снижению смертности и травматизма граждан от внешних воздействий в результате несчастных случаев.
Литература:
- Федеральный закон от 21 декабря 1994 «О пожарной безопасности» № 69-ФЗ (последняя редакция). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс»
- Федеральный закон от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс»
- Постановление Правительства РФ от 12 апреля 2012 № 290 О федеральном государственном пожарном надзоре (в ред. от 26.05.2018 № 601). -правовой системы «КонсультантПлюс»
- Закон Свердловской области от 15 июля 2005 года № 82-ОЗ «Об обеспечении пожарной безопасности на территории Свердловской области» (с изменениями на 17 октября 2018 года) Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс»
- Приказ Главного управления МЧС России по Свердловской области от 24.09.2019 № 666. «Положение об управлении надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Свердловской области».