В статье раскрываются понятия инновации и инновационный процесс, ключевые моменты инновационного процесса, его этапы.
Ключевые слова: инновации, инновационный процесс, участники инновационного процесса.
Понятие «инновация» происходит от слова «novatio» изменять, исправлять, а по-другому — обновлять, восстанавливать. Ключевым моментом термина «инновация» является обновление. Обновление возможно в тех случаях, когда человек сможет поменять метод применяемых решений, изменить стандартные способы действий, думать и действовать вне рамок принятых норм и правил.
Й. Шумпетер полагал, что отличительной характеристикой инноваций выступают все возможные преобразования, а первостепенной задачей инновационной деятельности — функция управления этими преобразования. Этот подход к инновациям считается наиболее обширным. Исходя из вышесказанного, следует, под инновациями понимается: «добавление во все возможные виды деятельности новых элементов, повышающих эффективность этой деятельности».
Леонид Лойко рассматривает инновации как улучшение, обновление, модернизацию продукта, создание и коммерциализация новых технологий, а также создание новейших направлений НИОКР.
Борис Санто рассматривает инновации как: «процесс, который благодаря использованию идей и изобретений приводит к созданию лучших изделий и технологий» [2]. Основными моментами данного процесса выступают открытия и идея, реализованные в готовый продукт (услуга). Когда итогом является финансовая прибыль, создание инноваций на рынке потребителей побуждает к увеличению добавленной стоимости.
Исходя из вышеприведенных понятий инноваций, выходит, что в российской практике, инновация является следствием инновационной деятельности, а в зарубежной литературе — процессом.
В итоге, в данном исследовании остановимся на таком понятии инновации: «инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам» [1].
Вследствие этого определим, что такое инновационный процесс. Это процесс трансформации знаний, идей в инновационный продукт с дальнейшим его практическим употреблением через распространение. Данный процесс носит круговой характер, включая следующие этапы:
- Разработка продукта или подготовка производства, во время создания нового инновационного или значительно улучшенного продукта, состоящего из маркетинговых исследований, НИОКР, апробации на рынке, организации и освоении массового производства.
- Производство, где задумка или знания, прошедшие этап подготовки производства, превращаются в созданный продукт, имеющий принципиально новые или улучшенные свойства, продукт, который введен в оборот в дальнейшем принесет полезный эффект от использования данного новшества.
- Коммерциализация инноваций, где выявляется эффект от перехода инновационного продукта в источник прибыли, путем выведения и распространения инновации на рынок. Коммерциализация может быть и не реализована или реализоваться в перспективе, в связи с отсутствием необходимости у потребителя в момент ее выведения или нестабильными существующими экономическими условиями.
В результате, инновационный процесс (ИП) выступает как стабильное движение изменений научно-технологических исследований и разработок в новые или значительно улучшенные продукты, услуги и т. д. с внедрением их в производство и получение определенного экономического или другого эффекта.
На рисунке 1 приведены ключевые элементы ИП.
Рис. 1. Элементы инновационного процесса
- Цель, показывающая основные направления инноваций.
- Комплекс мероприятий, а именно объединение всех видов ресурсов с их исполнителями для достижения поставленных целей в определенный срок, за определенную цену и хорошее качество.
- Показатели, характеризующие экономическую эффективность.
Инновационные процессы состоят из:
а) системного подхода к решению определенной задачи создания инновации,
б) постоянного управления на всех стадиях жизненного цикла инноваций,
в) необходимости выбрать самую эффективную реализацию инноваций,
г) учесть ограниченность ресурсов,
д) оперативно управлять и контролировать реализацией и внедрением сложно технических решений.
Далее приведены основные участники ИП:
заказчик — будущий владелец и пользователь итогов ИП; инвестор — может быть как физическим, так и юридическим лицом, вложивший средства в инновационный проект, зачастую инвестор и является заказчиком (коммерческий банк, международные организации, иностранные физические и юридические лица и д. р.); проектировщики — это специальные организации, занимающиеся разработкой проектно-сметной документацией; поставщики — организации, занимающиеся обеспечением ресурсов; исполнитель — юр. лицо, несущее ответственность за выполнение работ; научно-технические советы — опытные профессионалы по определенным направлениям, имеют ответственность за выбор нти, степень их реализуемости, совокупность мероприятий для реализации запланированных целей, а также организуют конкурсы по выбору исполнителя и проводят проверки полученных итогов; руководитель — юр. лицо, которому заказчик передает полномочия по планированию, контролю и регулированию работ; главные конструкторы — подразделение создаваемое на время реализации инновационных проектов, которые являются основными разработчиками проектов; также существуют вспомогательные подразделения, которые помогают участникам инновационных проектов выполнять вспомогательные функции, создающие инновационную инфраструктуру (инкубаторы, независимые эксперты, консалтинговые фирмы, и т. д.) [3].
ИП затрагивают все сферы деятельности: экономическую и социальную. В организациях, ИП задействуют научную, проектную, организационную и производственную деятельность, а также экономическую и управленческую. Самым важным моментом при организации ИП выступает научная, материальная и техническая оснащенность новшеств. Правильная структуризация и управление ИП зависит от рационального распределения ресурсов на создание инновационного проекта, его коммерциализацию, временных рамок и рынка.
В результате, качественное управление ИП является совокупностью таких элементов как наука — технология — производство — потребление.
Литература:
- Алексеева М. Б. Анализ инновационной деятельности: учебник и практикум для вузов / М. Б. Алексеева, П. П. Ветренко. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 303с.
- Белова Л. Г. Инновации в мировой экономике: учебное пособие. — М.: Экономический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова, 2018. — 148с.
- Жариков, В. В. Ж-345 Управление инновационными процессами: учебное пособие / В. В. Жариков, И. А. Жариков, В. Г. Однолько, А. И. Евсейчев. — Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. унта, 2009. — 180 с.