Пространственная ориентировка является одной из актуальных и сложных проблем, которая входит в сферу социальной адаптации детей с нарушениями зрения. Это связано с тем, что благополучие интеграции человека со зрительной патологией во многом зависит от его способности самостоятельно ориентироваться в пространстве своего дома, на городских улицах, на рабочем месте, в различных организациях, учреждениях и общественных местах.
Для слабовидящих дошкольников характерны особенности психофизического развития, которые проявляются ограниченной двигательной активностью, трудностями формирования двигательной сферы. В свою очередь, у детей это вызывает трудности пространственной ориентировки, что в дальнейшем будет ограничивать самостоятельность личности в любой деятельности.
У детей дошкольного возраста с нарушением зрения по сравнению с нормально видящими развитие пространственной ориентировки происходит медленнее и со значительными трудностями. Это связано с ограничением визуальной информации об окружающей среде у детей дошкольного возраста, а также с невозможностью использования неполноценного зрения и других сохранных анализаторов во время ориентации.
А детям условной нормы ориентироваться в пространстве в обычных условиях не представляет труда. Зрение охватывает всю обстановку в целом, и ориентировка в ней протекает на уровне условных рефлексов, выработанных в процессе жизненного опыта, без видимого участия сознания, если, конечно, ситуация не представляет особой сложности.
В младшем дошкольном возрасте ребенок условной нормы сначала выбирает верхнее направление. После нижнее — противоположное ему. Затем осознаются направления «впереди» — «сзади». И, наконец, «справа» — «слева». Кроме того, ребенок в любой паре пространственных обозначений сначала выбирает одно, а затем, основываясь на сравнении с ним, достигается обратное. Ребенок связывает пространственное направление со своими частями тела.
Вначале ребенок, практически стараясь, непосредственно касаясь предмета, определяет пространственное расположение предмета. Потому что он считает, что, например, эти объекты находятся справа, которые расположены прямо возле правой руки. Для ребенка в будущем достаточно простой визуальной оценки.
Прежде всего, пространство воспринимается дифференцированно. Ребенок может определять пространственное расположение объектов только по точным линиям (горизонтальным, вертикальным, сагиттальным).
Если объекты не находятся на линиях, ребенку трудно сказать что-либо об их пространственном расположении. Младший дошкольник понимает, что расстояние между предметами еще не ясно. Например, ребенок организует объекты очень близко, размещая их в ряд. Синонимом «касаться, дотрагиваться» для него является понятие «рядом».
В то же время у детей с нарушением зрения полагаются на неточные и фрагментированные зрительные образы, которые вызывают искажение восприятия предметов и их расположения в пространстве. Они плохо ориентируются в схеме своего тела и в основных направлениях пространства с точкой отсчета от себя. Ориентировка в микропространстве становится доступной после специальной подготовки.
У ребенка условной в среднем дошкольном возрасте нормы растет территория, по которой он может ориентироваться в пространстве. Пространственное примеривание заменяется поворотом тела и указательным движением руки, затем только взглядом в сторону объекта. Ребенок уже воспринимает пространство в узких секторах, но не ориентируется вне их.
В то же время дети с нарушением зрения ошибаются в определении правой и левой сторон, они путают пространственное расположение частей тела и деталей одежды. Они затрудняются устно определять пространственное расположение частей объекта при составлении объекта из геометрических фигур. Ориентация в микроплоскости затруднена, это проявляется неточным определением правой, левой, верхней, нижней и средней частей листа. После специального обучения и в зависимости от тяжести зрительной патологии возможна работа со схемами пространства.
Ребенок условной нормы в старшем дошкольном возрасте имеет возможность определять положение предметов относительно себя на любом большом расстоянии. Кроме того, пространство воспринимается непрерывно, но в строго изолированных секторах, и переход из одного сектора в другой невозможен.
Хорошо разбирается в словесном обозначении пространственных направлений, умеет ориентироваться от других объектов. Сначала ребенок практически занимает место объекта, с которого он ориентируется, затем мысленно становится в положение, противоположное стоящему человеку (то есть вращается на 180°).
В то же время дети с нарушением зрения сталкиваются с задачей по ориентировке с точкой отсчета от себя, знают и называют словесные направления микро- и макропространстве, но испытывают затруднения при определении сторон стоящего спереди и напротив человека, соотносить со сторонами человека. Путаются в ориентировке с помощью схем, при составлении простых планов. Большинство детей не используют всю поверхность листа при расположении предметов — схем, рисуют неточно — в нижнем или верхнем, правом или левом углу, перемещают схему в середину.
Таким образом, на протяжении всего дошкольного возраста происходит развитие навыков пространственной ориентировки. Можно увидеть, что познание ребенком пространства и ориентировка в нем — процесс сложный и длительный, а развитие у детей пространственных представлений и умений ориентироваться в нем требует специального обучения.
Литература:
- Подколзина Е. Н. Пространственная ориентировка дошкольников с нарушением зрения. М.: Линка-Пресс, 2009. 176 с.
- Подколзина Е. Н. Пространственная ориентировка дошкольников с нарушением зрения //Обруч. 2015. № 7. С. 20–23.
- Година Г. Н., Пилюгина Э. Г. Воспитание и обучение детей младшего дошкольного возраста. М.: Просвещение, 2014. 160 с.
- Арапова-Пискарева Н. А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду. Программа и методические рекомендации. М.: Мозаика — Синтез, 2016. 112 с.
- Подколзина Е. Н. Тифлопедагогическая диагностика дошкольника с нарушением зрения. М.: Линка-Пресс, 2014. 72 с.
- Будько Т. С. Теория и методика формирования элементарных математических представлений у дошкольников: конспект лекций / под. ред. Будько Т. С. Брест: БрГУ, 2006. 114 с.