В статье пойдет речь о факторах формирования культурных потребностей, их критериях, социально значимых качествах личности, особенностях социокультурной среде, трансформации содержания культурных потребностей.
Ключевые слова: культурная политика, культурные потребности, адаптация, социализация, трансформация, формирование ценностных ориентиров, воспитание.
Характеристикой процессов, происходящих в обществе современного мира, является высокий динамизм и неопределенность условий функционирования социума в нем. Адаптация человека в таком обществе является актуальной социальной задачей. В этой связи важно, чтобы подход к формированию культурных потребностей на всех ступенях (семья, сад, школа, ВУЗ, производство) ориентировался на достижение этой цели.
Социально значимые качества личности, системно формируемые с раннего детства через культурные потребности, могут найти себя в любой социально-экономической ситуации. Трансформация в формирование культурных потребностей несет в себе выполнение людьми определенной социальной функции т. е. реализации своей человеческой сущности, что влечет за собой следующее:
- обеспечение выживаемости на социальном, духовном уровне;
- когда интеллект определяет культурные потребности;
- превращение культурных потребностей в средство жить на общих принципах бытия;
- формирование культурных потребностей как средство развития человеческого потенциала общества.
Культурные потребности становятся средством расширения деятельностных способностей индивида. Как отмечают ученые В. Взятышев и Л. Романкова, для постиндустриального общества характерна растущая роль организационных, деятельностных и информационных технологий.
Фактором в формировании культурных потребностей становятся знания, опыт и ценности человека, что требует нового подхода к формированию культурных потребностей. Что это даст человеку? — гармоничное развитие его в обществе.
Свободное информированное пространство привело к разрушению многих значимых для общества культурно-досуговых учреждений. Потребление становится потребительством в сфере культуры и редко дорожает. Таким образом, культурные потребности формируются далеко не на должном духовном уровне, потому что этап их формирования сопряжен с издержками.
Дешевле становится потребительство (т. е. то, что тебе навязывают структуры досуга). В этом случае очень важным становится первичный этап в формировании культурных потребностей — это семья, где происходит самообразование, и на этой основе – развитие творческого потенциала как путь к формированию культурных потребностей.
Конец ХХ века подверг человека угрозе культурного шока, названного О. Тоффлером футурошоком, который вызван резкими переменами своей системы общества и культуры в том числе, что выражается в:
1) ускорении жизненных темпов;
2) изменении среды и отсутствие опыта в ней жить;
3) индивидуализации человеческих потребностей, разнообразии форм человеческого окружения.
Невозможность обеспечить стабильность общества и личности главная черта футурошока, приспособление общества и личности к резким переменам становится актуальной задачей в формировании культурных потребностей на фоне происходящего.
Отсюда вытекают особенности социокультурной сферы в формировании культурных потребностей и их трансформации:
– изменение отношений к ресурсам, через которые формируются культурные потребности;
– определение цели в масштабах своего будущего;
– использование новых ресурсов в формировании культурных потребностей.
«Наиболее существенным шагом в развитии нашей эпохи стало возникновение новой системы получения богатства, использующей не физическую силу человека, а его умственные способности». [1]
Формирование культурных потребностей современности сосредоточено в динамике, в процессе преобразований, которые формируются в результате творческой деятельности.
Критические проблемы в формировании культурных потребностей — это их содержание — качество, значимость, доступ, свобода выбора, эффективность, финансирование — не являются определяющими сами по себе. Система формирования культурных потребностей живет не в вакууме. Задачи, которые призваны решать культурные потребности, обусловлены окружающей средой, исторически укоренившейся в национальной культуре и всеми событиями конкретной социально-экономической ситуации. Сам процесс формирования культурных потребностей включает в себя следующие параметры:
– функции;
– методы;
– воспитание гражданина;
– информационное обеспечение;
– материальное обеспечение;
– маркетинг;
– сохранение прошлого в культуре;
– обеспечение настоящего культуры;
– фундамент для будущей культуры;
– мотивизация;
– организация.
Культурные потребности формируются для практического приложения в человеческой деятельности. П. Л. Капица высказал такую мысль по отношению к образованию, которую я бы отнесла и к формированию культурных потребностей: «Задача, поставленная перед образованием, заключается не только в том, чтобы давать человеку всесторонние знания, необходимые для того, чтобы стать полноценным гражданином, но и развивать в нем самостоятельность мышления, необходимую для развития творческого восприятия окружающего мира». [2]
Для современной России вопрос формирования культурных потребностей имеет особую сторону, так как именно здесь наиболее заметны расхождения позиций между федеральными органами управления культуры и местным самоуправлением. Именно здесь необходимо добиться равновесия между традициями и нововведениями. Сохранив лучшие отечественные традиции и достижения, интеллектуально-духовный потенциал, приумножив его вклад в развитие и формирование культурных потребностей, не растерять национальных традиций, ценностей и достижений российской культуры, а с другой стороны новаций в формировании культурных потребностей при переходе от государственно-монополистического управления к государственно-общественному управлению и организации системы формирования культурных потребностей.
Трансформация содержания культурных потребностей изменяет их цель и содержание — это переход от социальной функции к реализации своей человеческой сущности. Культурные потребности ХХI века должны формировать в человеке способности и стремления к развитию и преобразованию окружающего мира и себя самого.
Задачи, стоящие перед учеными в области культурологии, социологии, философии и в формировании культурных потребностей, — это поиск форм, методов, парадигм, фундаментом которых должны стать доступность, открытость. Культурные потребности являются одним из факторов социального развития, что приводит к мысли — какие структуры будут заниматься этой проблемой, так как кризис в формировании культурных потребностей обусловлен противоречиями.
Культурные потребности в современном обществе призваны выполнять следующие задачи:
– удовлетворять интеллектуальные, духовные, культурные, профессиональные запросы личности;
– формировать и увенчивать интеллектуальный, духовный, профессиональный потенциал общества.
На данном этапе в России демонстрируются противоречия между этими задачами, что объясняется предыдущим этапом формирования культурных потребностей в обществе, так и изменениями, которые происходят сейчас в обществе в целом.
Советская система культурно-досуговых учреждений достигла больших успехов в формировании культурных потребностей, поскольку был обеспечен равный доступ к образованию, к культурным и духовным ценностям мужчин и женщин, социальных и этнических групп, жителей различных территорий, целенаправленная политика выравнивания региональных различий.
Внутренние проблемы формирования культурных потребностей ставят вопрос о формировании системы, которая занимается этим направлением в культуре. И к этому нас подводят противоречия между культурными потребностями и другими сферами общественной жизни. В современном обществе культурные потребности должны формироваться и развиваться такими темпами, чтобы не отставать от динамики тех внутренних процессов, которые происходят в обществе.
Культурные потребности определяют уровень человеческого развития и могут служить критериями данного общества так и государства. Программой развития ООН (ПРООН) было предложено показатель «индекс человеческого развития (ИЧР)», где культурные потребности играют не последнюю роль.
В России на данный момент существует проблема несбалансированности человеческого развития из-за многих противоречий, существующих внутри самого общества, что оказывает существенное влияние на формирование культурных потребностей. И только система образования и образованность дает возможность иметь высокий человеческий потенциал, который влияет на качество формирования культурных потребностей. А значит уровень культурных потребностей и интеллектуальный потенциал общества (носят) характер важнейшей составляющей национального богатства, а качественное содержание культурных потребностей человека, широту и адаптированность в обществе, стремление к творчеству, умение решать нестандартные задачи становятся основой прогресса страны, устойчивости и безопасности. [3]
За переходный период России изменились политическая и правовая системы страны, основы экономики. В связи с этим культурные потребности претерпели значительные изменения в русле общих процессов демократизации жизни общества, формирования рыночной экономики, последовательного включения Российской культуры в культурное пространство мирового сообщества. [4]
Культурные потребности относятся к сфере услуг. Основными его звеньями являются культурно-досуговые учреждения различных организационно-правовых форм и различного уровня. Культурно-досуговые учреждения не являются отдельными учреждениями, они представляют собой сформированную совокупность организаций, осуществляющих свою деятельность в сфере формирования культурных потребностей. Для этого необходимо определить администрационное и организационное отношение к другим отраслям экономики, обеспеченное единой отраслевой системой государственного управления, распределение функций между ними, специфические отраслевые методы управления, сложившаяся система государственного финансирования и единая государственная политика в отношении культурной политики в формировании культурных потребностей ко всему населению, особенно у несовершеннолетних преступников, находящихся в местах лишения свободы.
Законодательно установить:
– тип организации формирования культурных потребностей;
– отношение собственности в сфере культуры;
– осуществление культурно-досуговыми учреждениями предпринимательской и иной деятельности в формировании культурных потребностей приносящей доход деятельности и распоряжение доходами, получаемыми от этой деятельности;
– государственные гарантии в сфере культуры и для граждан по доступности к культурным ценностям от уровня культурных потребностей,
– методологию формирования культурных потребностей у несовершеннолетних преступников находящихся в местах лишения свободы.
Все это позволяет рассматривать культурные потребности, с одной стороны как систему формирования интеллектуального потенциала человека, с другой как организационную совокупность культурно-досуговых учреждений, объединенных законодательной базой, системой управления и единым организационно-экономическим механизмом функцианирования.
Формирование культурных потребностей происходит через культурно-досуговые учреждения (количество культурно-досуговых учреждений), показатели динамики, распределение их по формам собственности, т. к. От этого зависит содержание мероприятия формирования культурных потребностей, территориальному расположению (географический, человеческий фактор);
– численность посещаемости культурно-досуговых учреждений по видам, жанрам;
– динамика этих показателей;
– материально-техническая база культурно-досуговых учреждений разного типа принадлежности;
– объемы и структура доходов и расходов культурно-досуговых учреждений, влияющие на качественное содержание и эстетическое оснащение.
Набор таких показателей является критерием развития и формирования культурных потребностей через культурно-досуговые учреждения. В результате переходного периода процесс реформирования культурных потребностей, состоящий из подсистем (уровней) — семья, детский сад, школа, ВУЗ, общество, государство — имеет свои особенности, свою внутреннюю динамику, форму организации, методику и рычаги в формировании культурных потребностей и развитии личности.
Изменения, происходящие в системе культурно-досуговых учреждений, которые влияют на формирование культурных потребностей, приобрели новые качественные и количественные тенденции:
– региональная политика в сфере культуры;
– перегруппировка сил, а в частности культурно-досуговые учреждения сосредотачиваются, в основном, в частных руках;
– сохранение государственных библиотек, театров, клубов;
– вновь возрастающий интерес к образованию и просвещению.
Эти тенденции реально отражают процессы, происходящие в обществе, следовательно, в сознании населения, влияющего на формирование культурных потребностей. В их основе лежит изменение структуры культурных потребностей людей и региональных сообществ в области формирования культурных потребностей.
Система формирования культурных потребностей в настоящее время находится в состоянии:
– дефицита бюджетного финансирования;
– расширении бюджетной деятельности;
– роста культурных потребностей населения;
– демонополизации в системе формирования культурных потребностей;
– возникновении рыночных отношений.
Анализ состояния в формировании культурных потребностей выявил следующие проблемы:
– отсутствие равноправного доступа к культурным ценностям и культурно-досуговым учреждениям населения региона, сельской местности, семей с низким доходом;
– разрыв между интеллектом;
– отсутствие культурно-досуговых учреждений с доступными ценами к культурным ценностям;
– устаревшая материально-техническая база государственных учреждений культуры;
– недостаточное взаимодействие государства с гражданским обществом в формировании культурных потребностей.
Снижение жизненного уровня основной части населения способствовало качественному формированию культурных потребностей населения страны, что является одной из социальных предпосылок трансформации культурных потребностей.
В последствии падения социального статуса многих профессий происходит понижение интеллекта, а, следовательно, качественного уровня культурных потребностей. [5] В условиях резкого падения национального дохода государство вынуждено сокращать финансирование сферы культуры, сокращать культурно-досуговые учреждения государственного типа. Формирование культурных потребностей при мощном импульсе общественного развития, не всегда реагирует на изменения в обществе. Система формирования культурных потребностей противоречива. С одной стороны, она противостоит разрушительным процессам общества, с другой, является тормозом на своевременный ответ изменяющихся культурных потребностей общества, что требует внимательного определения функциональных и структурных преобразований в области культурных политики.
Трансформация культурных потребностей закономерно вытекает из необходимости приведения всех систем и подсистем всех культурно-досуговых учреждений в соответствии с культурной политикой государства в комплексе с восстановлением экономических позиций и обеспечения плавного, поэтапного перехода к новой формации общества.
Целью этой трансформации должно стать создание такой системы формирования культурных потребностей, в рамках которой население страны не потеряет культурные ценности прошлого, обретет качественное содержание настоящего и даст истоки развития или станет фундаментом для формирования культурных потребностей будущего.
В последнее время используется термин «модернизация» культурных потребностей, понимая под ним перестройку в формировании культурных потребностей.
На мой взгляд, «модернизация» не является принципиальным изменением в формировании культурных потребностей, а, с другой стороны, процесс внешних конъюнктурных изменений отдельных изменений несет в себе эксперимент в содержании культурных потребностей и развитии сети культурно-досуговых учреждений. Происходит диверсификация моделей культурно-досуговых учреждений, расширяется их спектр в формировании культурных потребностей. Вместе с тем чрезмерная коммерциализация, проводимая теми же культурно-досуговыми учреждениями в формировании культурных потребностей, приводит к деформации социальной сферы — ухудшение жизненных условий в целом. Это создает определенную угрозу, что социальная инфраструктура в формировании культурных потребностей перейдет полностью в руки коммерческих структур и перестанет быть доступной широкому кругу населения и повлияет на духовно-интеллектуальное качество содержания, т. к. основной задачей коммерческой структуры в формировании культурных потребностей является, прежде всего, доход.
Государству необходимо при управлении через культурную политику учитывать в развитии системы формирования культурных потребностей как элитарность, многоуровневость, региональность, платежеспособность населения на культурные потребности и емкость рынка их потребителей, которые в свою очередь рождают множество новых социальных проблем. Культурные потребности утрачивают доступность всех слоев населения, регионов, они становятся привилегией городских жителей и обеспеченных граждан.
С начала 90-х годов в формировании культурных потребностей стали развиваться процессы демократизации, что нашло свое отражение в нормативно-правовом документе «Закон о культуре», где оговорены принципы свободы и прав граждан на культурные потребности. Однако эти принципы, прописанные в «Законе о культуре» на данный момент на практике полностью не реализованы, что обусловлено как субъективными, так и объективными причинами происходящих изменений в обществе. Прежде всего, это потеря ресурсов во время переходного периода:
– финансирование;
– кадры;
– система государственных структур;
– сокращение культурно-досуговых учреждений, библиотек, киносети;
– низкий прожиточный уровень.
Следовательно, можно сказать, что существует потребность в трансформации формирования культурных потребностей, как содержания, так и в пропорциональных соотношениях принадлежностей структур формирования культурных потребностей. Эта потребность объективно обусловлена социально-экономическими изменениями, происходящими в России.
Социально-экономические предпосылки трансформации системы культурно-досуговых учреждений, культурной политики в формировании культурных потребностей проявляются в ее ресурсном обеспечении, а возможные пути решения проблем должны апробироваться в мероприятиях по модернизации формирования культурных потребностей, позволяющих собрать информацию, необходимую для принятия управленческих решений культурной политикой о целях, направлениях, принадлежности, механизмах стратегического развития системы формирования культурной политики населения Российской Федерации.
Литература:
- Тоффлер О. Футурошок. СПб., 1997 г.
- Тоффлер О. Смещение власти: знание, богатство и принуждение на пороге ХХI века. М.,1991 год
- Капица П. Л. Некоторые принципы творческого воспитания и образования. Вопросы философии. 1971, № 5.
- United Nation Development Programme (UNDLP) 1990 Human, Development Report 1990 g.New York; Oxford Universitety Press, 1990 г.
- Балыхин Г. А. Управление развитием образования. М., Экономика. 2003. стр. 61–61.
- Зиятдинова Ю. Е. «Динамика культурных потребностей» М., Изд-во «АРМ-ТАСС». 2015, С.451