В статье характеризуются суть и значение правового регулирования франчайзинга в Республике Узбекистан в современном правопорядке рыночного типа, а также анализируются причины низкой активности местных предпринимателей по поводу заключения договора франчайзинга.
Ключевые слова: франчайзинг, предпринимательство, договор, комплексная предпринимательская лицензия, лицензиат, дистрибьюторское соглашение.
Мы живем в новое время смелых реформ, нацеленных на позитивные результаты для страны. Буквально каждый день происходят изменения, направленные на улучшение делового климата и повышение благосостояния граждан.
Узбекистан является стремительно развивающимся рынком, сравнительно новым, а потому, представляющим уникальные возможности для предпринимателей. Начиная с 2016 года, в законодательном регулировании Республики Узбекистан происходят значительные изменения, в особенности это касается налоговой, таможенной и инвестиционной деятельности. Однако необходимо констатировать, что изменения относительно правового регулирования франчайзинга характеризуются крайней медлительностью, тогда как национальные предприниматели проявляют всё больший интерес к использованию франчайзинговой модели ведения бизнеса.
В первые годы независимости рынок Узбекистана был представлен немногочисленными франчайзинговыми гигантами (так, одними из первых в республике были — Coca-cola и Nestle), которые поддерживались, как правило, решениями правительства. Активное же проникновение франчайзинга происходит, начиная с 2018 года и преимущественно в сфере общественного питания, розничной торговли и гостиничного бизнеса.
Относительно гостиничного бизнеса, государство активно стимулирует приобретение национальными предпринимателями франшиз отелей мирового уровня. Согласно постановлению Президента Республики Узбекистан «О мерах по ускоренному развитию туристской отрасли», часть затрат инвесторов на строительство и оснащение новой гостиницы будет компенсироваться за счет средств государственного бюджета. Также, роялти организаций — резидентов Узбекистана по использованию известных и престижных мировых гостиничных брендов (входящих в топ-50 гостиничных брендов) в течение трех лет с момента вступления в силу контракта о франчайзинге будут частично финансироваться за счет средств государственного бюджета [1]. Таким образом, франчайзинг всё больше стал рассматриваться и как возможность усиления инвестиционной деятельности.
Франчайзинговые отношения между узбекскими и иностранными компаниями регулируются нормами международного частного права. Основой правового регулирования договора франчайзинга в Республике Узбекистан является глава 50 Гражданского Кодекса Республики Узбекистан под названием «Комплексная предпринимательская лицензия (франшизинг)», которая закрепляет лишь договорные отношения: понятие, предмет, порядок заключения и исполнения договора. Легальное определение договора комплексной предпринимательской лицензии подразумевает, что одна сторона (комплексный лицензиар) обязуется предоставить другой стороне (комплексному лицензиату) за вознаграждение комплекс исключительных прав (лицензионный комплекс), включающий право использования фирменного наименования лицензиара и охраняемой коммерческой информации, а также других объектов исключительных прав (товарного знака, знака обслуживания и изобретения и др.), предусмотренных договором, в предпринимательской деятельности лицензиата [2]. Предусматривается использование деловой репутации и коммерческого опыта лицензиара.
Однако требуют своего переосмысления на законодательном уровне рассматриваемого института, с учетом современных инновационных веяний и потребностей экономики, следующие вопросы:
— установление субсидиарной ответственности лицензиара по предъявляемым к лицензиату требованиям о несоответствии качества товаров (работ, услуг), продаваемых (выполняемых, оказываемых) лицензиатом по договору комплексной предпринимательской лицензии.
При заключении договора франшизы лицензиат берёт на себя обязательство по соблюдению точного соответствия качества своей деятельности качеству аналогичных товаров, услуг или работ, производимых, оказываемых или выполняемых непосредственно лицензиаром. За несоблюдение обязательства лицензиат ответственен перед лицензиаром. Также, лицензиат является, прежде всего, самостоятельным юридическим лицом, которое, хотя и использует знания, переданные ему лицензиаром, тем не менее, действует автономно. Вследствие этого, по требованиям о несоответствии качества, перед третьей сторон отвечать должен исключительно лицензиат.
− отсутствие в лицензионном комплексе права на использование коммерческого обозначения, тогда как фирменное наименование в комплексе присутствует. Лицензиат является самостоятельным юридическим лицом и имеет собственное юридическое наименование, оно не может осуществлять деятельность под чужим наименованием. В этом случае необходимо использование коммерческого обозначения (бренда) лицензиара.
− норма о том, что прекращение договора комплексной предпринимательской лицензии прекращает договор комплексной предпринимательской сублицензии. Не учитывается возможность сублицензиата приобрести права лицензиата, в случае, когда договор комплексной предпринимательской лицензии расторгнут по инициативе последнего [3].
В республике предусмотрена обязательная государственная регистрация договора комплексной предпринимательской лицензии, процесс которой регулируется другим нормативным актом — постановлением Кабинета Министров РУз. [4]. Договор регистрируется органом, осуществившим государственную регистрацию юридического лица или индивидуального предпринимателя, выступающего по договору в качестве лицензиара. Если лицензиар является иностранным лицом, тогда договор регистрируется органом Республики Узбекистан, в котором зарегистрирован лицензиат. Государственной регистрации подлежат и существенные изменения, дополнения, а также прекращение договора.
При этом в необходимых случаях договор, включающий исключительные права на объекты интеллектуальной собственности, в форме лицензионного договора подлежит регистрации, также, в Агентстве по интеллектуальной собственности Республики Узбекистан. Учитывая то, что договор комплексной предпринимательской лицензии в своей основе подразумевает передачу прав на использование объектов интеллектуальной собственности, регистрация отдельного лицензионного договора представляется нецелесообразной. Считаем достаточной регистрацию договора комплексной предпринимательской лицензии только в Агентстве по интеллектуальной собственности Республики Узбекистан.
Помимо указанных нормативно-правовых актов, отношения по поводу франчайзинга регулируются и такими актами в сфере интеллектуальной собственности, как законы Республики Узбекистан «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименования мест происхождения товаров», «Об авторском праве и смежных правах», «Об изобретениях, полезных моделях и промышленных образцах» и т. д.
Основной массив франчайзинговых брендов в Узбекистане приходится на иностранные бренды, и только немногие из местных предприятий создают собственные модели франшиз. В настоящее время среди местных франчайзи можно выделить: ритейлера korzinka.uz, которому принадлежит обширная сеть супермаркетов по всей стране; сеть фастфуда в формате fried chicken Les Ailes; пиццерия Chopar Pizza; пекарня Breadly (её франшизы представлены в России и Казахстане).
Такой низкий уровень развитости франчайзинговой сети в республике можно объяснить рядом причин:
− слабая осведомлённость национальных предпринимателей о возможностях франчайзинга. В 2008 году Торгово-промышленной палатой Республики Узбекистан совместно с Программой развития ООН было выпущено Руководство по франчайзингу для предпринимателей Узбекистана, где приводятся все преимущества, порядок, условия, виды заключения франчайзингового договора [5]. В настоящее время поддержание информированной осведомлённости местного предпринимательства с вопросами франчайзинга находится в ведении Торгово-промышленной палатой Республики Узбекистан. Однако франчайзинг всё ещё представляется бизнес моделью, требующей значительных затрат и больших объёмов. Кроме того, сложности возникают и при ведении бухгалтерского учета по договору.
− предпочтение отдаётся схожим видам договоров, например, дистрибьюторский договор. Несмотря на то, что Гражданский Кодекс не закрепляет его как самостоятельный вид, тем не менее, пользуясь правом заключения договоров, не противоречащих законодательству Узбекистана, предприниматели приходят чаще всего к дистрибьюторскому соглашению. Дистрибьютор осуществляет деятельность за свой счёт, оказывает посреднические маркетинговые услуги продавцам и покупателям, поддерживает стандарты качества товара, организует каналы сбыта, но в конечном итоге является только поставщиком продукции компании. Такая бизнес-модель более привычна и понятна местному предпринимателю.
− создание сети или совместных предприятий. При организации сети прибыль и информация, связанная с интеллектуальной собственностью, остаются внутри компании и не делятся с другими лицами. Создание совместных предприятий позволяет иностранной компании реализовать своё прямое присутствие в Узбекистане, при этом облегчается процесс взаимодействия с местными государственными органами.
В настоящее время идёт активная подготовка к принятию Гражданского Кодекса Республики Узбекистан в новой редакции. Надеемся, что изменения коснутся и договора комплексной предпринимательской лицензии. Детальная разработка правового регулирования договора франшизинга путем подготовки законопроекта о внесении изменений в ГК Республики Узбекистан свидетельствует о достижении нового, качественно иного уровня в правовом регулировании данного института, что, несомненно, является шагом вперед в развитии науки гражданского права.
Литература:
- Постановление Президента Республики Узбекистан «О мерах по ускоренному развитию туристской отрасли» от 05.01.2019г. № ПП-4095 (Национальная база данных законодательства, 06.01.2019 г., № 07/19/4095/2426)
- Гражданский Кодекс Республики Узбекистан. Ч. II от 29.08.1996г. ЗРУ № 256-I от 29.08.1996г. (Национальная база данных законодательства, 15.01.2020 г., № 03/20/602/0052)
- Комментарий к Гражданскому кодексу Республики Узбекистан (часть 2). Профессиональные комментарии. т. 3. — Ташкент: Министерство юстиции Республики Узбекистан, SMI-ASIA, 2011. 736 с.
- Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан «Об утверждении положения о порядке государственной регистрации договоров комплексной предпринимательской лицензии (франшизинг)» № 244 от 04.11.2010г. (Национальная база данных законодательства, 11.08.2019 г., № 09/19/661/3571)
- Руководство по франчайзингу для предпринимателей Узбекистана Методическое пособие. Ташкент, 2008 г. Под общей редакцией к. э.н. Шайхова А. Э.
- Гражданское право. Особенная часть. Учебник. Под ред. Х. Р. Рахманкулова и И. Б. Закирова. — Т.: ТГЮИ, 2009. — 864 с.