В данной статье рассматривается вопрос о результатах анкетирования учителей биологии Сосновского района Нижегородской области по проблеме использования инновационных технологий при организации внеурочной деятельности по биологии.
Ключевые слова: инновационные технологии, анкетирование, результаты анкетирования.
Интенсивные изменения, происходящие в настоящее время в общеобразовательной школе, ставят своей целью воспитание творчески развитой, креативно мыслящей, компетентной, активной личности. Достижение этой цели ориентирует школьных учителей на использование новых подходов и технологий организации учебной и внеурочной деятельности учащихся.
Если в отношении урочной деятельности педагогами накоплен определенный опыт такой работы, то применительно к внеурочной деятельности, значимость которой многократно возросла в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, позитивная педагогическая практика находится в стадии наработки.
Выполняя магистерское исследование на тему «...» в октябре — ноябре 2019 г. нами было проведено анкетирование 10 учителей биологии 7 общеобразовательных учреждений Сосновского района Нижегородской области по специально разработанной нами анкете.
Нас интересовало, знакомы ли учителя с понятием «инновационные технологии». 80,0 % участников анкетирования инновационные технологии рассматривают как «современные методы обучения, которые эффективно помогают достичь поставленных целей». 20,0 % не смогли дать свое толкование данного термина.
Отвечая на второй вопрос анкеты, все 100,0 % участников анкетирования подтвердили использование инновационных технологий при организации внеурочной деятельности. Анализируя ответы респондентов на вопрос анкеты «Как часто Вы используете инновационные технологии при организации внеурочной работы», нами были получены результаты, представленные в таблице 1.
Таблица 1
Анализ ответов учителей на вопрос о частоте использования инновационных технологий во внеурочной деятельности
№ |
Варианты ответов |
Ответы (в %) |
1 |
На каждом занятии |
90,0 % |
2 |
1–2 раза в месяц |
10,0 % |
3 |
Не использую |
- |
Как видно из данных таблицы, 9 из 10 учителей биологии регулярно используют инновационные технологии на своих занятиях. Нас интересовало, какие инновационные технологии учителя используют в своей работе. Анализ ответов на данный вопрос представлен на рисунке 1.
Рис.1. Анализ ответов на вопрос о разнообразии применяемых технологий
Как видно из представленных данных, значительная часть педагогов использует технологию проблемного обучения и игровые технологии при организации внеурочной работы с учениками. Анализ ответов на вопрос о наличии проблем при организации внеурочной деятельности показал, что у 80,0 % респондентов такие проблемы возникают.
Следующий вопрос анкеты ставил своей задачей уточнение перечня возникающих у учителей проблем. Анализ показал, что эти проблемы различны. Все их многообразие отражено в таблице 2.
Таблица 2
Анализ ответов на вопрос о разнообразии проблем использования современных технологий при организации внеурочной деятельности
№ |
Варианты ответов |
Ответы (в %) |
1 |
Не возникает проблем |
20,0 % |
2. |
Длительная подготовка к занятиям |
20,0 % |
3 |
Отсутствие оборудования |
10,0 % |
4 |
Отсутствие дисциплины у учащихся на занятиях |
40,0 % |
5 |
Недостаточное владением алгоритмами использования различных технологий |
10,0 % |
Мы хотели выяснить, в чем учителя видят преимущества использования данных технологий при организации учебного процесса. Анализ ответов на шестой вопрос анкеты представлен на рисунке 2.
Рис. 2. Анализ ответов участников анкетирования на вопрос о преимуществах использования инновационных технологий на занятиях
Как видно, по результатам анкетирования, учителя биологии выделяют 2 основных преимущества использования инновационных технологий во внеурочной работе: возможность воспитания у обучающихся настойчивости и достижения поставленных целей и повышение у обучающихся мотивации к изучению учебного предмета биология с использованием инновационных технологий.
Анализ ответов респондентов на следующий вопрос анкеты позволил установить, что 20,0 % участников анкетирования не удовлетворены результатами использования инновационных технологий на занятиях во внеурочное время. Более наглядно анализ ответов на данный вопрос представлен на рисунке 3.
Рис. 3. Анализ ответов участников анкетирования на 7 вопрос анкеты
Следующий вопрос анкеты был призван установить, созданы ли в образовательных учреждениях условия для использования инновационных технологий. Анализ ответов на данный вопрос представлен на рисунке 4.
Рис. 4. Анализ ответов участников анкетирования на вопрос о наличии условий для использования инновационных технологий во внеурочной деятельности
Как видно из представленных данных, администрация образовательных учреждений уделяет этому вопросу пристальное внимание. В школах создаются комфортные условия, для использования педагогами на своих занятиях инновационные технологии. Это и наличие компьютера с мультимедийным проектором, наличие высокоскоростного интернета, наличие необходимого оборудования (муляжи растений, гербарии, микропрепараты).
Как видно из результатов анкетирования, инновационные технологии уже сейчас используются в практике работы многих учителей биологии Сосновского района Нижегородской области. Однако спектр используемых технологий достаточно узок, традиционен. Учителя не владеют информацией о таких технологиях, как технология критического мышления, сдоровьесберегающая технология, технология дифференцированного обучения, возможности которых при организации именно внеурочной деятельности школьников очень велики.
Это и побудило нас к внедрению данных технологий при реализации авторской программы внеурочной деятельности «Тайны природы» по биологии в 5–6 классах, рассчитанной на 34 часа изучения в текущем учебном году на базе филиала МБОУ «Сосновская средняя школа № 2» «Крутецкая основная школа» Сосновского района.