В статье рассматривается проблема международной миграции, а также необходимости создания условий адаптации мигрантов и проведения государственной миграционной политики.
Ключевые слова: миграция, адаптация мигрантов, миграционная политика.
Изучение закономерностей и отличительных черт формирования миграционных процессов на территории государств бывшего Советского Союза в ситуации их экономической и социально-политической суверенизации считается крайне важным. В первую очередь это связано с тем, что масштабность данного явления, стремительно увеличившегося за последние 10 лет, обусловила совокупность взаимосвязанных отрицательных последствий, усугубляющих экономические трудности переходного этапа. Миграция представляет собой одну из характерных черт цивилизованного развития общества и имеет место в любом развитом государстве.
В научных кругах общепризнано определяющее место экономических факторов в территориальном перемещении населения, которое происходит из объективной действительности того, что экономическая жизнь — фундамент всех других сфер жизни общества. В нынешних условиях переходной экономики государств бывшего СССР, имеющих различия в уровне развития производительных сил и уровне жизни населения, экономические факторы оказывают сильное влияние на миграционные процессы. Одновременно с этим, миграционные перемещения, будучи элементом развития общественных процессов, подвергаются воздействию социально-экономических условий не напрямую, а через сложный комплекс переплетающихся причинных взаимозависимостей. Данный факт определяет необходимость особенно подробного изучения как экономических факторов, обусловливающих данное явление, так и факторов общественного сознания, социально-психологических и мотивационных установок людей к смене места жительства [1, с.79].
Одним из важнейших направлений государственной миграционной политики России считается помощь в адаптации и интеграции мигрантов, поддержание плодотворного взаимодействия между мигрантами и принимающим сообществом [5]. Это не случайно, так как по итогам 2015 года Российская Федерация (количество мигрантов: 10,9 млн чел.) — третья страна в мире после Соединенных Штатов Америки (количество мигрантов: 46,8 млн чел.) и Германии (количество мигрантов: 12 млн чел.) по динамике миграции населения. В соответствии с докладом Международной организации по миграции (МОМ) в 2015 году число международных мигрантов в мире достигло своего пика за всю историю исследований и достигла 244 млн человек. В 2013 году данный показатель составлял 232 миллиона человек. В докладе организации также замечено, что в 2015 году было зафиксировано наиболее большое вынужденное переселение людей после Второй мировой войны. Количество беженцев, а также вынужденных переселенцев в странах Африки, Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии стремительно возросло из-за обострения разных вооруженных конфликтов, при этом число обращений о предоставлении убежища в 2014 году и первой половине 2015 года почти удвоилось — возросло с 558 тысяч до почти 1 млн [3].
По результатам исследования Департамента по экономическим и социальным вопросам ООН (ДЭСВ), число международных мигрантов в мире с 2000 года выросло на 49 % и на 1 января 2018 года составляет 258 млн человек (около 3,4 % населения Земли).
Что же касается Российской Федерации, 1,4 миллиона трудовых мигрантов въехали в Россию с начала 2018 года. Это на 6,2 % ниже показателя за аналогичный период прошлого года. Рекордное количество мигрантов было зафиксировано в 2014–2015гг. и составляло 12 млн. человек, что объяснялось обострением ситуации в Украине. По заверениям экспертов на данный момент в стране находится около 10 млн. мигрантов, из которых 4 млн. проживают нелегально. Кроме того, число иностранцев, получивших российское гражданство, за пять лет увеличилось почти в три раза — с 95 737 до 257 822 человек. На статистику существенно повлияло облегчение мигрантам процесса подачи документов. Также необходимо отметить, что в 2018 году Россия поставила антирекорд по количеству беженцев — 592 человека, что является минимальным значением, начиная с 2007 года.
Формирование рыночных отношений в Российской Федерации и ее интегрирование во всемирную экономику выявили возможности для беспрепятственного перемещения рабочей силы по территории государства и через государственные границы. Временные трудовые мигранты образуют самый динамичный и, возможно, самый крупный миграционный поток в России. Трудовые мигранты активно участвуют в развитии рынка рабочей силы, в том числе международного [6].
Основная задача, которая решается в настоящее время в Российской Федерации, — организация цивилизованной миграции в контексте положительного воздействия на экономическую и демографическую ситуацию в стране. В этих целях в Российской Федерации разрабатывается наиболее подходящая, взвешенная политика привлечения иностранной рабочей силы. Для этого используются разные методы привлечения иностранных граждан к трудовой деятельности.
В целях привлечения легальных иностранных работников усовершенствовано законодательное регулирование трудовой миграции. Приняты законы, которые значительно упростили процедуры, связанные с пребыванием и трудовой деятельностью иностранных граждан. Принципы данных законов полностью соответствуют международным обязательствам Российской Федерации, в том числе и в области защиты персональных данных [2].
В целях регулирования миграционных потоков и в то же время формирования наиболее подходящих условий для адаптации мигрантов была разработана Государственная программа оказания содействия добровольному переселению соотечественников из-за рубежа.
Целями Государственной программы являются:
а) поощрение и организация процессов добровольного переселения соотечественников на постоянное место жительства в Россию;
б) помощь в социально-экономическом развитии регионов;
в) разрешение демографических проблем, в первую очередь на территориях приоритетного заселения.
Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:
а) формирование политических, социальных, экономических, организационных условий, в том числе и обеспечение необходимого информационного сопровождения, способствующих переезду соотечественников в Российскую Федерацию на постоянное место жительства и наиболее быстрому их присоединению к устойчивым позитивным социальным связям принимающего сообщества;
б) нормативно-правовое регулирование процесса добровольного переселения соотечественников в Российскую Федерацию в рамках Государственной программы в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами;
в) создание механизмов организации добровольного переселения в Российскую Федерацию.
В соответствии с положениями программы, участник Государственной программы и члены его семьи имеют право:
а) на освобождение от уплаты таможенных платежей в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза;
б) на приобретение разрешения на временное проживание вне квот, вида на жительство, а кроме того, на получение гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации о гражданстве Российской Федерации;
в) на получение дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, а также среднего профессионального, высшего образования и дополнительного профессионального образования;
г) на получение медицинской помощи в рамках программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в соответствии с законодательством Российской Федерации;
д) на получение государственных гарантий и социальной поддержки [4].
В заключение необходимо отметить, что в ситуации экономического трансформирования миграция является актуальной жизненной проблемой для нескольких миллионов людей. В новых условиях эта проблема выступает по-новому, и поэтому остается важной и серьезной. Важность теоретико-методологического осмысления настолько всеобъемлющего процесса, как миграция населения, растет и в связи с той общественной ролью, которую она играет в социально-экономическом развитии стран, вставших на путь суверенного существования.
Как миграция влияет на экономическую ситуацию в стране, так и экономика влияет на миграционные процессы. В связи с этим, государство посредством издания правовых актов регулирует миграционные отношения и создает наиболее комфортные условия для адаптации мигрантов.
Литература:
- Вечканов Г. С. Миграция населения как фактор формирования трудовых ресурсов // Проблемы трудовых ресурсов России: Социально-экономическое исследование. Санкт-Петербург: ТОО ТК «Петрополис», 1995. — С 73–79.
- Выступление директора ФМС России генерал-полковника полиции К. О. Ромодановского на международном форуме по миграции в Брюсселе// СПС «Консультант+»
- Газета «Коммерсантъ», статья от 02.09.2018 // https://www.kommersant.ru/doc/3731026. Дата обращения: 20.10.18
- Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (утв. Указом Президента РФ от 22 июня 2006 г. № 637)
- Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Президентом РФ) // СПС «КонсультантПлюс».
- Методология и методы изучения миграционных процессов / под ред. Ж. Зайончковской, И. Молодиковой, В. Мукомеля. М., 2007.