Ключевые слова: дорожное движение, число полос движения, заторовые ситуации, затор, пропускная способность.
Рост автомобильного парка в городах и повышение интенсивности дорожного движения привели к снижению скоростей движения, возникновению задержек в транспортных узлах, ухудшению условий движения, повышению загазованности и уровня шума в городской застройке, росту аварийности на улично-дорожной сети. Всё это вызывает необходимость разработки эффективных мероприятий по устранению подобных негативных последствий, особенно по снижению дорожно-транспортных происшествий (ДТП) [2, с. 46].
Аварийность на автомобильном транспорте является одной из острейших социально-экономических проблем, которые стоят перед большинством стран. По данным, опубликованным Всемирной организацией здравоохранения, ежегодно на различных дорогах стран мира гибнет более 1 млн человек и около 50 млн человек получают несмертельные травмы [3, с. 25].
Перекрёсток пр-т Университетский ул. Краснопрененская находится в южной части города и является одним из важных транспортных узлов города. Перекрёсток образован пересечением магистральной улицы общегородского значения регулируемого движения (пр. Университетский) и улицами местного значения (ул. Краснопресненская и ул. Панфиловская). Данный перекрёсток осуществляет транспортную связь между Кировским, Красноармейским и Дзержинским районами, а также Центром города.
При выполнении работы были проведены три вида анализа уровня аварийности в Советском районе города Волгограда на пересечении пр-та Университетского с ул. Краснопресненской и Панфиловской.
Для выявления всех недостатков и проблем в организации дорожного движения были определены наиболее опасные участки, очаги аварийности и предложены мероприятия по снижению задержек транспортных средств по подходам и улучшению организации дорожного движения, в частности на перекрёстке пр-т Университетский — ул. Краснопресненская и ул. Панфиловская.
После анализа ДТП и проведения натурных исследований участка УДС были выявлены следующие причины возникновения заторовых ситуаций.
1) С 8:00 до 9:20 и с 17:20 до 19:00 количество маршрутных транспортных средств, движущихся по крайнему правому ряду Университетского проспекта, значительно увеличивается. Водители совершают остановки для посадки/высадки пассажиров, тем самым не дают возможность двигаться остальным транспортным средствам в прямом направлении по данной полосе.
2) Транспортные средства, поворачивающие с левой крайней полосы Университетского проспекта также не дают возможность двигаться в прямом направлении остальным транспортным средствам. Тем самым, для движения в прямом направлении остаётся всего одна полоса — средняя.
3) После открытия туннеля на ул. Тулака, транспортные средства, движущиеся в сторону Кировского района с Первой продольной магистрали, выходят на Вторую продольную магистраль по улице Краснопресненской. В часы пик средние задержки к подходу по улице Краснопресненской составляют до 3,5 минут.
Существующий светофорный цикл представлен на рисунке 1.
Гл. дорога |
36 |
3 |
23 |
3 |
Вт. дорога |
36 |
3 |
23 |
3 |
Пешеходы по гл. дороге |
39 |
23 |
3 |
|
Пешеходы по вт. дороге |
36 |
3 |
26 |
|
Рис. 1. Существующий светофорный цикл
Для наглядности была построена модель дорожного движения на участке УДС, показанная на рисунке 2.
Рис. 2. Модель существующего дорожного движения на рассматриваемом участке УДС
Анализируя основные проблемы на пересечении, можно предложить введение следующих мероприятий:
1) Увеличить число полос движения перед стоп-линией, за счёт полосы уширения для автомобилей, поворачивающих налево по пр. Университетскому;
2) Увеличить число полос движения перед стоп-линией, за счёт полосы уширения для автомобилей, поворачивающих направо по ул. Краснопресненской;
3) Изменить конфигурацию и временной промежуток работы имеющихся светофоров. Добавить дополнительные секции для поворотов налево и направо, а также добавить табло обратного отсчёта времени к светофорам для пешеходов;
4) Для предотвращения пересечения дороги пешеходами в неположенных местах установить пешеходные заграждения;
5) Для повышения информативности перекрёстка установить следующие дорожные знаки:
1) 4.1.1 — Движение прямо;
2) 4.1.3 — Движение налево;
3) 4.1.4 — Движение прямо и направо;
4) 5.19.1 и 5.19.2— Пешеходный переход справа и слева от дороги;
5) 6.16 — Стоп-линия
Предлагаемая разметка:
1) 1.5— Обозначает границы полос движения при наличии двух и более полос, предназначенных для движения в одном направлении;
2) 1.6 Линия приближения, предупреждает о приближении к разметке 1.1 или 1.11, которая разделяет транспортные потоки противоположных или попутных направлений;
3) 1.11 — разделяет транспортные потоки противоположных или попутных направлений на участках дорог, где перестроение разрешено только из одной полосы;
4) 1.12 — Стоп-линия;
5) 1.14.1 — Пешеходный переход;
6) 1.18 — Указывает разрешенные на перекрестке направления движения по полосам.
На рисунке 3 представлен предлагаемый светофорный цикл.
Пр-т Университетский |
36 |
3 |
47 |
3 |
||
Ул. Краснопресненская |
54 |
3 |
23 |
3 |
||
Стрелка |
62 |
3 |
15 |
3 |
||
Пешеходы пр-т Университетский |
39 |
47 |
3 |
|||
Пешеходы ул. Панфиловская |
36 |
3 |
50 |
|||
Рис. 3. Предлагаемый светофорный цикл
1) Длительность фаз по пр. Университетскому (З-Ж-К-КЖ): 36–3–47–3;
2) Длительность фаз по улицам Краснопресненская и Панфиловская (К-КЖ-З-Ж): 54–3–23–3;
3) Стрелка поворотов налево по пр. Университетскому и стрелка поворота направо по ул. Краснопресненской (К-КЖ-З-Ж): 62–3–15–3
4) Длительность пешеходной фазы при пересечении пр. Университетского (К-З-МЗ): 39–47–3
5) Длительность пешеходной фазы по ул. Панфиловской (З-МЗ-К): 36–3–50
Для оценки эффективности предлагаемых мероприятий было выполнено компьютерное моделирование. Новая схема представлена на рисунке 4.
Рис. 4. Предлагаемая схема ОДД
На основании проведённого анализа мы предлагаем:
1) Увеличить число полос движения перед стоп-линией, для левых поворотов на пр. Университетском;
2) Увеличить число полос движения перед стоп-линией, для правого поворота на ул. Краснопресненской;
3) Изменить конфигурацию и временной промежуток работы имеющихся светофоров. Добавить дополнительные секции для поворотов налево и направо, а также добавить табло обратного отсчёта времени к светофорам для пешеходов;
4) Для предотвращения пересечения дороги пешеходами в неположенных местах установить пешеходные заграждения;
5) Для повышения информативности перекрёстка установить знаки и нанести разметку.
В ходе работы было выполнено имитационное моделирование в программе «Aimsun», результаты которого показали, что при выполнении всех вышеперечисленных мероприятий задержки по подходам (а именно по ул. Краснопресненской) снижаются. При этом скорость транспортного потока не превышает 60 км/ч. Кроме того, было получено прогнозируемое число ДТП на 2019 год после реализации мероприятий (Nпрогноз=1).
Литература:
1. Клепик, Н. К. Дорожные условия и безопасность движения: учеб. пособие / Н. К. Клепик, Е. И. Железнов; ВолгГТУ. − Волгоград, 1997. — 61 с.
2. Пугачёв, И. Н. Организация движения автомобильного транспорта в городах: учеб. пособие / И. Н. Пугачёв. — Хабаровск: Изд-во Тихоокеанского гос. ун-та, 2005. — 196 с.
3. Тодоренко, Н. И. Автомобильный транспорт и безопасность дорожного движения / Н. И. Тодоренко. — Киев: Техника, 1998. — 176 с.