Коммуникативные универсальные учебные действия как способ реализации коммуникативной направленности обучения иностранному языку в общеобразовательной школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №13 (303) март 2020 г.

Дата публикации: 24.03.2020

Статья просмотрена: 219 раз

Библиографическое описание:

Плотников, Л. Д. Коммуникативные универсальные учебные действия как способ реализации коммуникативной направленности обучения иностранному языку в общеобразовательной школе / Л. Д. Плотников, К. И. Паличева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 13 (303). — С. 227-229. — URL: https://moluch.ru/archive/303/68324/ (дата обращения: 18.12.2024).



Основной целью данной статьи является рассмотрение коммуникативных универсальных учебных действий в качестве основного способа коммуникативной направленности обучения иностранному языку в общеобразовательной школе.

Ключевые слова: универсальные учебные действия, коммуникативная направленность, иностранный язык.

Сегодня каждый из нас живет не просто в быстро изменяющемся обществе, но в информационном, где настоящее становится прошлым в считаные часы, если не минуты. В этих условиях перед учителями школ возникла следующая задача: теперь знания не просто нужны ученику для каких-либо целей, в рамках одного предмета, но и во всем школьном курсе. Знания, полученные на одних предметах, теперь необходимо уметь применить в качестве аргумента и на другом предмете. Подобное явление получило название метапредметность и прочно легло в основу всех современных стандартов образования.

Необходимый набор качеств успешного ученика сегодня заметно отличается от качеств ученика прошлого. Сегодняшний ученик, желающий быть успешным, должен уметь мыслить нестандартно не только в рамках предложенного ему материала и задач, должен быть мобильным, креативным и уметь конвертировать свои теоретические знания в практические. Однако это не все критерии успешной учебы сегодня. Сегодняшнее быстроизменяющееся информационное общество ставит перед учениками и другую задачу: необходимо уметь учиться не только в рамках школы, университета, но в рамках всей жизни.

Умение учиться, в широком смысле, — это описание универсальных учебных действий. Термин универсальные учебные действия был впервые введен А. Г. Асмоловым. Благодаря совместному труду ученых и психологов удалось дать понятию «универсальные учебные действия» следующую трактовку — «совокупность способов действия, которые помогают самостоятельно найти пути к усвоению новых умений и знаний» [1]. Универсальные учебные действия сегодня можно найти в федеральном государственном образовательном стандарте (далее ФГОС), который начал свое шествие по образовательным учреждениям в 2010 году.

Основные функции универсальных учебных действий:

– учитель обязан научить ребенка быть самостоятельным в своей учебной деятельности, уметь ставить цели обучения, контролировать его и оценивать;

– культивировать в ученике способность к обучению на протяжении всей жизни, создать для него условия, подходящие для самореализации, воспитать толерантное отношение к поликультурному обществу, окружающему ребенка, объяснить необходимость высокого уровня мобильности и социальной, и профессиональной;

– за счет метапредметности создать компетентного в любой области познания ученика, а также обеспечить усвоение знаний.

Метапредметные требования включают в себя освоение обучающимися универсальных учебных действий (познавательных, коммуникативных и регулятивных), позволяющие овладеть ключевыми компетенциями и частично умением учиться. Метапредметность включает в себя и межпредметные понятия.

Учеными выделяются три взаимодополняющие положения формирования универсальных учебных действий в образовательном процессе:

  1. универсальные учебные действия формируются с целью определения содержания организации образовательного процесса;
  2. универсальные учебные действия формируются в контексте усвоения разных предметных дисциплин;
  3. свойства и качество универсальных учебных действий призваны определить эффективность образовательного процесса, усвоение знаний и умений; способствуют формированию образа мира и компетентностей учащегося, например, социальной и личностной компетенции.

На сегодняшний день ученые-методисты выделяют четыре вида универсальных учебных действий:

1) коммуникативный;

2) регулятивный;

3) познавательный;

4) личностный.

Коммуникативные учебные действия призваны:

– развить в учащихся умение слушать и слышать, вступать в диалоги;

– научить принимать участие в коллективном обсуждении проблем;

– научить взаимодействовать как со сверстниками, так и с более взрослыми гражданами, интегрироваться в их группы;

– развить терпимость к позициям других людей в ходе взаимодействия с ними.

В контексте школьного обучения считается продуктивным рассмотрение коммуникативного развития с точки зрения сформированности умения ставить и решать коммуникативные речевые задачи [2, с. 141]. Поставленная перед учениками и гражданами коммуникативная задача всегда имеет определенную цель, предмет коммуникации, условия, в которых коммуникация происходит, средства, способствующие или препятствующие коммуникации, способ решения коммуникативной задачи и результат коммуникации. Основную группу коммуникативных задач составляют: описание, объяснение, доказательство и убеждение. Возвращаясь к основной задаче образовательных учреждений, хочется заметить, что диалог является высшим уровнем общения, проявляющим лучшим образом личность и помогая ей в ее становлении. Способность и готовность к диалогу по праву считаются высочайшим уровнем развития коммуникативной компетенции. Таким образом, можно включить дискуссию на уроках, как форму учебного сотрудничества, способствующую формированию коммуникативной компетенции и, как следствие, развитию коммуникативного универсального учебного действия. Коммуникативные универсальные учебные действия играют важнейшую роль в социализации учащихся, поэтому следует формировать коммуникативные универсальные учебные действия, создавая различные ситуации, вызывающие на коммуникацию, организуя обучение на основе диалогического подхода. На сегодняшний день существует масса возможностей реализовывать коммуникацию на уроке как в живом формате, так и в формате общения в интернете, например, друг с другом, либо с носителями языка. Всевозможные телекоммуникации способствуют развитию коммуникативной компетенции, далее мы рассмотрим некоторые из них.

Электронная почта на сегодняшний день является популярнейшей технологией передачи писем и данных по компьютерной сети. С ее помощью можно тренировать как коммуникативные навыки, в ходе переписки, так и отрабатывать грамматику изучаемого языка, а также подготовиться к единому государственному экзамену по иностранному языку, части «письмо» [4]. Чат является способом общения в реальном времени, в ходе которого у ученика нет времени на осознание той или иной ситуации, коммуникативную задачу необходимо решать здесь и сейчас [4]. Веб-форум, с помощью которого ученики могут самостоятельно выбрать интересующий их раздел и вести общение на тему, интересующую каждого из учеников с теми, кто разделяет их интересы [4]. Телеконференции, участники которых видят и слышат друг друга в реальном времени и решают коммуникативные задачи здесь и сейчас, реализуют общение при помощи электронных каналов и спецтехники [4]. Видеоконференция, как и телеконференция, позволяет участникам в режиме реального времени вести диалоги и развивать коммуникативную компетенцию. Участники могут обмениваться данными и совместно их обрабатывать [4]. Блоги позволяют вести коллективные записи и организовывать сообщества по интересам [2, с. 123]. Создание и редактирование документов и приложения Wiki позволяют разным пользователям с разных компьютером и даже разных операционных систем совместно реализовывать подготовку к какому-либо выступлению, группируя информацию в одном документе. В ходе такой работы решается множество коммуникативных задач и споров, венцом чего является консенсус или компромисс. [3, с. 23].

Таким образом, нами были представлены различные способы коммуникации, способствующие развитию коммуникативных универсальных учебных действий. Коммуникация в современном мире — не обязательно живое общение при непосредственной близости. Необходимо умение общаться с людьми разных национальностей, языковых групп и конфессий, что опять же подчеркивает необходимость развития толерантности в поликультурном обществе.

Используя вышеописанные приемы работы с учениками на уроках иностранного языка, учитель обеспечивает положительную динамику формирования универсальных учебных действий. При выполнении подобного рода заданий ученику представляется возможность обогатить свой опыт решения тех или иных проблем, учитель имеет возможность для коррекции ученика и ведении его в нужном направлении, а также поднятие ученика до нового уровня.

Литература:

  1. А. Г. Асмолов. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: От действия к мысли: пос. для учителя. — М.: Просвещение, 2010. — 160 с.
  2. Асмолов Г. А., Бурменская Г. В., Володарская И. А. и др. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: От действия к мысли. Система знаний: пособие для учителя. — М.: Просвещение, 2011. — 159 с.
  3. Брыкова О. В. Возможности интернет-технологий в образовательном процессе // Использование интернет-технологий в современном образовательном процессе часть II. Новые возможности в обучении. — СПб.: ГОУ ДПО ЦПКС СПб «РЦОКОиИТ», 2008. — С. 23–35.
  4. Наносемантика // Наносемантика. URL: http://www.nanosemantics.ru/ (дата обращения: 21.03.2020).
Основные термины (генерируются автоматически): действие, иностранный язык, коммуникативная компетенция, коммуникативная задача, образовательный процесс, ученик, задача, поликультурное общество, реальное время, усвоение знаний.


Похожие статьи

Учебное сотрудничество как средство формирования коммуникативных УУД

В данной статье рассмотрены понятие учебного сотрудничества, их влияние на формирования коммуникативных универсальных учебных действий.

Развитие коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в процессе проектной деятельности

Статья посвящена актуальной проблеме организации процесса проектной деятельности, направленного на формирование коммуникативных универсальных действий младших школьников.

Особенности формирования профессиональной иноязычной коммуникативной компетенции у студентов языковых вузов

В данной статье рассматривается профессиональная иноязычная коммуникативная компетенция как один из важнейших компонентов обучения иностранному языку, а также представлены способы формирования компетенции в условиях вуза и за его пределами.

Развитие коммуникативной компетенции учащихся как катализирующий фактор обучения иностранному языку в средней школе

Статья посвящена роли коммуникативной компетенции при обучении иностранному языку, приведена актуальность проблемы недостаточного внимания к ее формированию в образовательном процессе, а также описан ряд универсальных способов ее развития с первых ур...

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий в процессе обучения учащихся 8-х классов на уроках информатики

В статье рассматриваются методические аспекты формирования коммуникативных универсальных учебных действий в процессе обучения учащихся 8-х классов на уроках информатики.

Коммуникативно-ориентированный подход в обучении английскому языку

В статье рассматривается коммуникативно-ориентированное обучение иностранным языкам, направленное на формирование у обучающихся коммуникативной компетенции языковой, разговорной, практической, социально-лингвистической и мыслительной, когда обучающий...

Содержание работы учителя английского языка по формированию и развитию личностных результатов обучения

В данной статье рассматривается процесс и особенности формирования и развития личностных результатов обучения английскому языку. Три вида личностных действий, применяемых в учебной деятельности.

Актуальность использования игровых технологий в формировании межкультурно-коммуникативной компетенции учащихся

Целью статьи является обоснование использования игровых технологий на уроках иностранного языка как эффективного средства формирования у школьников иноязычной коммуникативной компетенции.

Формирование индивидуальных образовательных маршрутов при обучении английскому языку

В статье анализируются возможности формирования индивидуальных образовательных маршрутов при обучении английскому языку, эффективность и продуктивность этой методики, а также её преимущества, заключающееся в гибкости и учете индивидуальных способност...

Формирование коммуникативных компетенций на уроках географии и во внеурочной деятельности

В статье анализируется понятие «коммуникативная компетенция», рассматриваются способы и формы формирования коммуникативных умений учащихся в процессе обучения на уроках географии.

Похожие статьи

Учебное сотрудничество как средство формирования коммуникативных УУД

В данной статье рассмотрены понятие учебного сотрудничества, их влияние на формирования коммуникативных универсальных учебных действий.

Развитие коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в процессе проектной деятельности

Статья посвящена актуальной проблеме организации процесса проектной деятельности, направленного на формирование коммуникативных универсальных действий младших школьников.

Особенности формирования профессиональной иноязычной коммуникативной компетенции у студентов языковых вузов

В данной статье рассматривается профессиональная иноязычная коммуникативная компетенция как один из важнейших компонентов обучения иностранному языку, а также представлены способы формирования компетенции в условиях вуза и за его пределами.

Развитие коммуникативной компетенции учащихся как катализирующий фактор обучения иностранному языку в средней школе

Статья посвящена роли коммуникативной компетенции при обучении иностранному языку, приведена актуальность проблемы недостаточного внимания к ее формированию в образовательном процессе, а также описан ряд универсальных способов ее развития с первых ур...

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий в процессе обучения учащихся 8-х классов на уроках информатики

В статье рассматриваются методические аспекты формирования коммуникативных универсальных учебных действий в процессе обучения учащихся 8-х классов на уроках информатики.

Коммуникативно-ориентированный подход в обучении английскому языку

В статье рассматривается коммуникативно-ориентированное обучение иностранным языкам, направленное на формирование у обучающихся коммуникативной компетенции языковой, разговорной, практической, социально-лингвистической и мыслительной, когда обучающий...

Содержание работы учителя английского языка по формированию и развитию личностных результатов обучения

В данной статье рассматривается процесс и особенности формирования и развития личностных результатов обучения английскому языку. Три вида личностных действий, применяемых в учебной деятельности.

Актуальность использования игровых технологий в формировании межкультурно-коммуникативной компетенции учащихся

Целью статьи является обоснование использования игровых технологий на уроках иностранного языка как эффективного средства формирования у школьников иноязычной коммуникативной компетенции.

Формирование индивидуальных образовательных маршрутов при обучении английскому языку

В статье анализируются возможности формирования индивидуальных образовательных маршрутов при обучении английскому языку, эффективность и продуктивность этой методики, а также её преимущества, заключающееся в гибкости и учете индивидуальных способност...

Формирование коммуникативных компетенций на уроках географии и во внеурочной деятельности

В статье анализируется понятие «коммуникативная компетенция», рассматриваются способы и формы формирования коммуникативных умений учащихся в процессе обучения на уроках географии.

Задать вопрос