Особенности работы речного транспорта в Обь-Иртышском бассейне | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Технические науки

Опубликовано в Молодой учёный №13 (303) март 2020 г.

Дата публикации: 24.03.2020

Статья просмотрена: 1371 раз

Библиографическое описание:

Богута, О. Н. Особенности работы речного транспорта в Обь-Иртышском бассейне / О. Н. Богута. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 13 (303). — С. 12-13. — URL: https://moluch.ru/archive/303/68337/ (дата обращения: 18.12.2024).



Место речного транспорта в региональной транспортной системе определяется технико-экономическими особенностями и уровнем влияния на социально-экономическое развитие территории в границах Обь-Иртышкого бассейна. Главные из них: преимущества в отдаленных районах Сибири и крайнего севера в связи с неразвитой транспортной структурой, а недостаток- зависимость от природно-климатических условий эксплуатации.

Водные пути Обь-Иртышского бассейна представлены магистральными реками Обь и Иртыш, а также многочисленными их притоками. В экономике они связывают южные и центральные районы Западной Сибири с районами Крайнего Севера. Крупные порты на Оби- Томск, Сургут, Салехард, на Иртыше- Омский, Тобольский, Ханты-Мансийский и д. р. Здесь формируется грузовая база, осуществляется перевалка грузов с сухопутных видов транспорта на речной. Порты выполняют функции транспортных узлов. Характер и направление перевозок грузов обусловлены сырьевой структурой региональной экономики, освоением нефтяных и газовых месторождений, лесных ресурсов района. С юга района на север поступают трубы и буровое оборудование, строительные материалы, уголь, продукция нефте- и газо-переработки. Кроме того, в структуре перевозимых грузов продовольственные и промышленные товары. Таким образом, номенклатура перевозимых грузов достаточно разнообразна. Однако доминируют в ней нерудно-строительные материалы (НСМ). Добыча их и перевозка традиционно занимает ведущее положение в эксплуатационной деятельности речных портов, судоходных компаний, фирм и других субъектов речного транспорта. Перевозки НСМ собственной добычи составляют более 70 % от общего объема транспортной продукции, выраженной в тоннах перевозимых в бассейнах грузов. Добычи и доставки НСМ, а затем продажа их потребителям представляют собой особый вид производственно-хозяйственной деятельности субъектов речного транспорта.

Выполняя перевозки различных грузов в Обь-Иртышском бассейне речной транспорт так или иначе взаимодействует с сухопутными видами транспорта. Нередко конкретные потребители сырья, полуфабрикатов и готовой продукции территориально размещены вне зоны водных путей. В пунктах передачи груза осуществляются процессы перегрузки, хранения, обслуживания подвижного состава, а также оказывают логистические услуги.

Особенность речного транспорта в Обь-Иртышском бассейне как элемента транспортно-инфраструктурной системы Западно-Сибирского региона оценивается путем анализа результатов транспортного использования водных путей. Такой анализ выполнен на основе определения показателя густоты перевозок [1]. Установлено, что наиболее интенсивно используются участки: устье р.Томь-Колпашево-Каргасок-Соснино-Нижневартовск. Наименее интенсивно для перевозок используются участок: устье р.Бия-Барнаул. Густота перевозок на участках: Тобольск- у.р. Иртыш- о.Пароходный (р-н Салехарда) изменяется в диапазоне от 500 до 700 тысяч тонн. Это в три раза меньше, чем на участках наиболее интенсивного использования и в столько же меньше, чем верхний участок наименьшего транспортного использования.

Результаты оценки транспортного использования водных путей бассейна соответствуют сложившейся ситуации в осуществлении грузовых перевозок и положению речного транспорта на региональном рынке. Это подтверждает основную направленность грузовых потоков с юга на север обусловленное распределение производительных сил и общественного производства. Юг Западной Сибири и Урала индустриально развиты, продукция которых поставляется для освоения Севера.

Изложенные результаты оценки транспортного использования водных путей бассейна явно недостаточно из-за отсутствия экономической оценки.

Судоходные компании, фирмы, речные порты и другие операторы рынка транспортных услуг несут расходы по доставке грузов, которые должны быть обеспечены определенной суммой доходов.

Такая оценка осложнена отсутствием экономических показателей, характеризующих производственно-хозяйственную деятельность. Задача оценки коммерческой и бюджетной оценки функционирования речного транспорта в данной статье отсутствуют.

Следует отметить возможные перспективы развития речного транспорта в Обь-Иртышском бассейне. Это прежде всего участие его в реализации проектов освоения новых территорий. Таковыми являются Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа, где реализуются проекты освоения нефтегазовых месторождений. Первыми в списке реализации является проект Харасавейского и Бовенского месторождений, расположенных на полуострове Ямал.

С целью реализации разведанных запасов разработан проект производства сжиженного природного газа (СПГ) мощностью до 24 млн тонн. Для поставки этой продукции на мировой рынок строится морской порт «Сабетта», который начал работать и отгрузил первую партию продукции. В Индию её доставили суда-газоводы, построенные специально для транспортировки СПГ.

Участие речного транспорта в реализации этих проектов состоит в доставки большого количества разного оборудования, техники, труб, строительных материалов, а также других грузов. При осуществлении заводки их в пункты Обской губы неизбежно возникает достаточно большая величина затрат на содержание инфраструктуры речного транспорта. Наибольшая доля их представляет необходимость повышения гарантированных глубин судового хода и содержания судоходной обстановки, и также обустройство мест выгрузки грузов и рейдов для отстоя флота и проведения перегрузочных работ.

В перспективе следует ожидать приоритет развития речного транспорта в районах крайнего севера и приравненных к ним местности. В соответствии со «стратегией» развития внутреннего водного транспорта Российской Федерации на период до 2030 года. [3]

Одним из её индикаторов является объем таких перевозок. Это обусловлено безальтернативностью здесь водного транспорта и жизнеобеспечивающей его ролью.

«Стратегии» направлены на повышение доступности и качества услуг внутреннего водного транспорта, полное удовлетворение потребности экономики страны и регионов. Отдельные направления реализации стратегии развития внутреннего водного транспорта в Сибирском регионе изложены в работе [2]. Здесь даны рекомендации по участию речного транспорта не только в проектах освоения новых месторождений, но в транспортировке продукции завода СПГ на Ямале.

Литература:

  1. Бунеев В. М. Оценка транспортного использования водных магистралей Обь-Иртышского бассейна /В. М. Бунеев//Научные проблемы транспорта Сибири и Дальнего Востока. -Новосибирск: издательство НГАВТ, 2013.-№ 2, с.3–6
  2. Бунеев В. М. Пути реализации стратегии внутреннего водного транспорта в Сибирском регионе /В. М. Бунеев, В. А. Виниченко, С. Н. Масленников//Речной транспорт (ХХI век)- М., 2017, № 3, стр.52–54
  3. Стратегия развития внутреннего водного транспорта Российской Федерации на период до 2030 года/Распоряжение правительства Российской Федерации от 29.02.2016 № 327-P-37 c.
Основные термины (генерируются автоматически): речной транспорт, внутренний водный транспорт, иртыш, крайний север, Обь-Иртышский бассейн, транспортное использование, водный путь бассейна, Западная Сибирь, сухопутный вид транспорта, Ямал.


Похожие статьи

Проблемы восстановления и перспективы развития морских пассажирских перевозок в Азово-Черноморском бассейне

История речного порта в г. Комсомольске-на-Амуре и его значение при реализации современных программ в развитии Дальнего Востока России

Проблемы и перспективы развития предприятий в сфере грузовых авиаперевозок в Российской Федерации

Растительный покров бассейна реки Аргун и особенности его распространения

Проблемы законодательства в сфере обеспечения авиационной и транспортной безопасности на воздушном транспорте

Проблемы и перспективы развития экологического туризма в Среднеколымском районе Республики Саха (Якутия)

Этапы становления международно-правового регулирования статуса Каспийского моря

Экономические проблемы ДВФО. Транспортная инфраструктура Дальнего Востока

Особенности природно-климатических условий бассейна реки Мзымта для целей рекреационной деятельности

Проблемы обеспечения радиационной безопасности в нефтедобывающей промышленности России

Похожие статьи

Проблемы восстановления и перспективы развития морских пассажирских перевозок в Азово-Черноморском бассейне

История речного порта в г. Комсомольске-на-Амуре и его значение при реализации современных программ в развитии Дальнего Востока России

Проблемы и перспективы развития предприятий в сфере грузовых авиаперевозок в Российской Федерации

Растительный покров бассейна реки Аргун и особенности его распространения

Проблемы законодательства в сфере обеспечения авиационной и транспортной безопасности на воздушном транспорте

Проблемы и перспективы развития экологического туризма в Среднеколымском районе Республики Саха (Якутия)

Этапы становления международно-правового регулирования статуса Каспийского моря

Экономические проблемы ДВФО. Транспортная инфраструктура Дальнего Востока

Особенности природно-климатических условий бассейна реки Мзымта для целей рекреационной деятельности

Проблемы обеспечения радиационной безопасности в нефтедобывающей промышленности России

Задать вопрос