Место речного транспорта в региональной транспортной системе определяется технико-экономическими особенностями и уровнем влияния на социально-экономическое развитие территории в границах Обь-Иртышкого бассейна. Главные из них: преимущества в отдаленных районах Сибири и крайнего севера в связи с неразвитой транспортной структурой, а недостаток- зависимость от природно-климатических условий эксплуатации.
Водные пути Обь-Иртышского бассейна представлены магистральными реками Обь и Иртыш, а также многочисленными их притоками. В экономике они связывают южные и центральные районы Западной Сибири с районами Крайнего Севера. Крупные порты на Оби- Томск, Сургут, Салехард, на Иртыше- Омский, Тобольский, Ханты-Мансийский и д. р. Здесь формируется грузовая база, осуществляется перевалка грузов с сухопутных видов транспорта на речной. Порты выполняют функции транспортных узлов. Характер и направление перевозок грузов обусловлены сырьевой структурой региональной экономики, освоением нефтяных и газовых месторождений, лесных ресурсов района. С юга района на север поступают трубы и буровое оборудование, строительные материалы, уголь, продукция нефте- и газо-переработки. Кроме того, в структуре перевозимых грузов продовольственные и промышленные товары. Таким образом, номенклатура перевозимых грузов достаточно разнообразна. Однако доминируют в ней нерудно-строительные материалы (НСМ). Добыча их и перевозка традиционно занимает ведущее положение в эксплуатационной деятельности речных портов, судоходных компаний, фирм и других субъектов речного транспорта. Перевозки НСМ собственной добычи составляют более 70 % от общего объема транспортной продукции, выраженной в тоннах перевозимых в бассейнах грузов. Добычи и доставки НСМ, а затем продажа их потребителям представляют собой особый вид производственно-хозяйственной деятельности субъектов речного транспорта.
Выполняя перевозки различных грузов в Обь-Иртышском бассейне речной транспорт так или иначе взаимодействует с сухопутными видами транспорта. Нередко конкретные потребители сырья, полуфабрикатов и готовой продукции территориально размещены вне зоны водных путей. В пунктах передачи груза осуществляются процессы перегрузки, хранения, обслуживания подвижного состава, а также оказывают логистические услуги.
Особенность речного транспорта в Обь-Иртышском бассейне как элемента транспортно-инфраструктурной системы Западно-Сибирского региона оценивается путем анализа результатов транспортного использования водных путей. Такой анализ выполнен на основе определения показателя густоты перевозок [1]. Установлено, что наиболее интенсивно используются участки: устье р.Томь-Колпашево-Каргасок-Соснино-Нижневартовск. Наименее интенсивно для перевозок используются участок: устье р.Бия-Барнаул. Густота перевозок на участках: Тобольск- у.р. Иртыш- о.Пароходный (р-н Салехарда) изменяется в диапазоне от 500 до 700 тысяч тонн. Это в три раза меньше, чем на участках наиболее интенсивного использования и в столько же меньше, чем верхний участок наименьшего транспортного использования.
Результаты оценки транспортного использования водных путей бассейна соответствуют сложившейся ситуации в осуществлении грузовых перевозок и положению речного транспорта на региональном рынке. Это подтверждает основную направленность грузовых потоков с юга на север обусловленное распределение производительных сил и общественного производства. Юг Западной Сибири и Урала индустриально развиты, продукция которых поставляется для освоения Севера.
Изложенные результаты оценки транспортного использования водных путей бассейна явно недостаточно из-за отсутствия экономической оценки.
Судоходные компании, фирмы, речные порты и другие операторы рынка транспортных услуг несут расходы по доставке грузов, которые должны быть обеспечены определенной суммой доходов.
Такая оценка осложнена отсутствием экономических показателей, характеризующих производственно-хозяйственную деятельность. Задача оценки коммерческой и бюджетной оценки функционирования речного транспорта в данной статье отсутствуют.
Следует отметить возможные перспективы развития речного транспорта в Обь-Иртышском бассейне. Это прежде всего участие его в реализации проектов освоения новых территорий. Таковыми являются Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа, где реализуются проекты освоения нефтегазовых месторождений. Первыми в списке реализации является проект Харасавейского и Бовенского месторождений, расположенных на полуострове Ямал.
С целью реализации разведанных запасов разработан проект производства сжиженного природного газа (СПГ) мощностью до 24 млн тонн. Для поставки этой продукции на мировой рынок строится морской порт «Сабетта», который начал работать и отгрузил первую партию продукции. В Индию её доставили суда-газоводы, построенные специально для транспортировки СПГ.
Участие речного транспорта в реализации этих проектов состоит в доставки большого количества разного оборудования, техники, труб, строительных материалов, а также других грузов. При осуществлении заводки их в пункты Обской губы неизбежно возникает достаточно большая величина затрат на содержание инфраструктуры речного транспорта. Наибольшая доля их представляет необходимость повышения гарантированных глубин судового хода и содержания судоходной обстановки, и также обустройство мест выгрузки грузов и рейдов для отстоя флота и проведения перегрузочных работ.
В перспективе следует ожидать приоритет развития речного транспорта в районах крайнего севера и приравненных к ним местности. В соответствии со «стратегией» развития внутреннего водного транспорта Российской Федерации на период до 2030 года. [3]
Одним из её индикаторов является объем таких перевозок. Это обусловлено безальтернативностью здесь водного транспорта и жизнеобеспечивающей его ролью.
«Стратегии» направлены на повышение доступности и качества услуг внутреннего водного транспорта, полное удовлетворение потребности экономики страны и регионов. Отдельные направления реализации стратегии развития внутреннего водного транспорта в Сибирском регионе изложены в работе [2]. Здесь даны рекомендации по участию речного транспорта не только в проектах освоения новых месторождений, но в транспортировке продукции завода СПГ на Ямале.
Литература:
- Бунеев В. М. Оценка транспортного использования водных магистралей Обь-Иртышского бассейна /В. М. Бунеев//Научные проблемы транспорта Сибири и Дальнего Востока. -Новосибирск: издательство НГАВТ, 2013.-№ 2, с.3–6
- Бунеев В. М. Пути реализации стратегии внутреннего водного транспорта в Сибирском регионе /В. М. Бунеев, В. А. Виниченко, С. Н. Масленников//Речной транспорт (ХХI век)- М., 2017, № 3, стр.52–54
- Стратегия развития внутреннего водного транспорта Российской Федерации на период до 2030 года/Распоряжение правительства Российской Федерации от 29.02.2016 № 327-P-37 c.