В статье рассмотрены масштабы теневого сектора и пути решения задач по обеспечению экономической безопасности. Структура и масштабы теневой экономики во многом находятся в прямой зависимости от финансовой политической деятельности государства, а наращивание данного сектора, наносит значительный вред экономической безопасности страны. Функционирование теневой экономики в России наносит огромный урон обществу и государству, расшатывает нормальные экономические отношения, и, в целом, считается одной из самых острых угроз экономической безопасности Российской Федерации.
Ключевые слова: теневая экономика, экономическая безопасность, государство, система, противодействие.
В современных условиях экономическая безопасность является основой сохранения целостности и национальной безопасности страны. Ее можно рассматривать как совокупность институциональных признаков государства, определяющих целостное, сбалансированное становление государства как части мирового хозяйства; такое положение экономики и институтов власти, при котором гарантируется защита национальных интересов [6].
Государство выступает основной составляющей в системе обеспечения экономической безопасности, состояния защищенности общества, становления экономики, что обусловлено наличием государственно-властных полномочий на издание общепризнанных норм, использование аппарата управления и принуждения [2].
Очевидно, что проблема теневой экономики считается довольно распространенной. Насколько давно она появилась? Исторические прецеденты говорят о том, что корни теневой экономики уходят глубоко в прошлое. Еще во времена СССР (именно 1970-е гг.) по статистическим сведениям степень теневой экономики был всего 3–4 %. Это вполне ожидаемый результат, потому что государство с тоталитарным политическим режимом обращало особое внимание на эту проблему. Но несмотря на это, ближе к распаду Советского Союза показатель теневой экономики поднялся до 12 %. Это объяснялось, прежде всего, упадком в системе, а также постепенным вторжением в страну западной культуры, в том числе и принципов рыночной системы [1].
Актуальна представленная проблема и в наши дни, так как довольно часто встречается в жизни современных стран, которые уделяют значительное внимание для борьбы с ней. А по мере развития экономической безопасности государств эта проблема приобретала еще большее значение.
Для того, чтобы лучше разобраться в сущности проблемы, следует рассмотреть причины теневой экономики, проанализировать сложившуюся ситуацию и определить пути решения данной проблемы. К наиболее распространенным и более уязвимым проблемам можно отнести следующие:
1) Экономические: несовершенство процесса приватизации, деятельность незарегистрированных экономических структур, высокие налоги, которые стимулируют рост теневой экономики.
2) Правовые: несовершенство законодательства связано с величиной транзакционных издержек, что ведет к росту теневой экономики.
3) Социальные: высокий уровень безработицы, а также долгие невыплаты заработной платы приводят к ориентированию населения на получение доходов любым способом, что для работодателей является выгодным из-за отсутствия отчислений в фонды [3].
Проанализировав развитые и развивающиеся страны, можно сказать, что у первых основной причиной развития теневой экономики является высокий уровень налогообложения, а у второй категории — недостаточный уровень развития товарно-денежных отношений, социально-экономической инфраструктуры, избыточное предложение труда, низкий экономический рост, неравенство доходов, коррупция и неэффективность государственного регулирования.
Рис.1. Доля теневой экономики в развивающихся странах в процентах от ВВП на 2018 г.
По данным статистики в развивающихся странах доля неофициального сектора колеблется от 5 до 35 % ВВП [4]. Исходя из отчета Ассоциации дипломированных сертифицированных бухгалтеров (ACCA) 2018 г., можно сказать, что Россия по итогам 2018 г. вошла в пятерку стран с крупнейшей теневой экономикой, ее объем составляет 33,6 трлн руб., или 39 % от прошлогоднего ВВП страны, он почти на 84 % выше, чем в среднем по миру. Больший объем экономики в тени лишь у Украины (46 % от ВВП, или 1,1 трлн грн), Нигерии (48 % ВВП) и Азербайджана (67 % ВВП). На пятом месте расположилась Шри-Ланка с показателем 38 % [5]. Наименьшие показатели объёма теневого сектора по итогам 2018 года зафиксированы в США (7,8 % ВВП), Японии (10 %) и Китае (10,2 %).
Главными факторами, определяющими масштабы «тенизации» экономики в России являются: контроль за коррупцией, «демократическая ответственность» и рост ВВП.
По оценкам Росстата, скрытый фонд оплаты труда в стране (это доходы работников в неформальном секторе и серые зарплаты в официальном секторе) постоянно растет: с 2011 года он увеличился с 6,3 трлн руб. (10,6 % ВВП) до 10,9 трлн руб. (13,4 % ВВП) в 2015 году.
По проведенным исследованиям было выявлено, что 27 % трудоспособных россиян имеют официально не учтенную вторую работу, причем около половины из них заняты в «посреднической деятельности», треть — в розничной торговле, а оставшиеся — в челночном бизнесе. Если учитывать эту особенность, можно получить сильно отличающуюся от официальной статистики картину доходов российских граждан. Оказывается, что теневой сектор охватывает приблизительно 40 % занятого населения, которые работают или подрабатывают и при этом не платят налоги.
Рис.2. Доля людей, занятых неофициально на дополнительной работе
Анализируя данную ситуацию, можно сделать вывод, что в тень людей толкает сокращение доходов, наблюдавшееся в последние годы. На рынке труда очевиден недостаток предложений официальных рабочих мест с «достойной оплатой труда», из-за чего люди ищут себе дополнительный источник дохода, официально нигде не оформленный.
Рассматривая проект документа «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики» на 2018–2020 годы, представленным Министерством финансов Российской Федерации, где описываются меры по борьбе с теневой экономикой, можно сделать вывод, что в основном они касаются применения новых технологий. А именно:
– с 1 июля 2018 г. всю российскую торговую сеть предполагалось оборудовать кассовой техникой, которая передавала бы онлайн-данные в федеральную налоговую службу;
– интегрировать информационные системы таможенной, налоговой служб и других органов, чтобы было проще отслеживать денежные потоки и потоки товаров;
– распространить системы маркировки на различные виды товаров;
– снизить прямые налоги на труд и повысить косвенные налоги.
Что касается правовых причин возникновения теневой экономики, особое внимание следует уделить экономическим преступлениям. Проведенный в 2018 г. опрос среди руководителей различных предприятий, показал плачевный результат. Если в 2014 г. с экономическими преступлениями столкнулись 48 % респондентов, что само по себе является достаточно высоким показателем, то в 2016 году наблюдается увеличение значения до отметки в 66 %. Так же, по графику рисунка 3 можно увидеть чёткую картину того, что в России уровень экономической преступности намного выше среднего результата по миру.
Рис.3. Уровень экономической преступности, %
Следует уделить внимание и тому, что наиболее распространенным видом экономического преступления является незаконное присвоение активов (69 %). На втором месте находится взяточничество и коррупция (58 %). Данные категории экономических преступлений можно проследить по рисунку 4.
Рис.4. Основные категории экономических преступлений, % респондентов
Подводя итоги, можно сказать следующее: чтобы противодействовать теневому бизнесу, специалистам по экономической безопасности необходимо выстроить целый план по борьбе с этой проблемой. Причем, если специалисты по экономической безопасности работают в государственном секторе, то меры и способы борьбы будут одни. Если же специалисты работают на предприятии, эти меры и способы будут другими. Это объясняется тем, что компетенция специалиста, работающего на государство, является более обширной, нежели у тех, кто работает на предприятии. Проблема теневой экономики является актуальной в современном мире. Данная проблема составляет одну из угроз экономической безопасности любого государства. Выработка мер по противодействию этой угрозе — довольно сложный процесс. Он требует взаимодействия всех структур на всех уровнях ведения хозяйственной деятельности. Правильная разработка мер позволит эффективнее бороться с нелегальным бизнесом.
Литература:
- Вакуленко К. Э. Теневая экономика: причины и формы. Влияние на экономическую систему // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 4.
- Вечканов Г. С. Экономическая безопасность: Учебник для вузов. СПб., 2013. Прудиус Е.В. О понятии и системе экономической безопасности// Законодательство и экономика. 2012. № 1.
- Официальный сайт Международного валютного фонда – www.imf.org/external/Russian/
- Отчет Ассоциации дипломированных сертифицированных бухгалтеров за 2017 год — https://academyey.com
- Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года».