В статье исследуется вопрос политических взаимоотношений между двумя геополитическими акторами — Африкой и Российской Федерацией — на момент 2020 года. Объективно рассматриваются и оцениваются связи Африки с СССР в двадцатом веке и уже с Россией в двадцатом и двадцать первом. Анализируются те или иные политические и экономические тенденции между данными субъектами на настоящий момент. На основе полученной информации создаётся прогноз на последующее развитие отношений между ними.
Ключевые слова: Африка, СССР, Россия, геополитический актор, экономическая поддержка, политические отношения, партнёрство.
В статье термин «Африка» будет определяться не только в качестве названия континента, но и в качестве блока стран и государств, на нём располагающихся и имевших достаточно серьёзные политические контакты с СССР и РФ — как в двадцатом веке, так и в двадцать первом. Это обуславливается относительной политической однородностью африканских стран — практически все из них являются странами «третьего мира», имеют схожие географические, ресурсные, культурные и климатические условия, а вследствие этого — столь же схожие интересы. Принимая это во внимание, использование предоставленного выше определения «Африки» как обозначения политически значимого актора международной политики является допустимым.
Политическая связь между СССР и африканскими странами начала развиваться в контексте идеологической войны, где на одной стороне был капитализм, а на другой — коммунизм. В Африке сошлись едва ли не главные векторы противостояния, что создало условия для формирования тесных политических контактов. При этом Советский Союз выступил для некоторых народов Африки в определённо положительном свете, поддерживая массовые национально-освободительные движения в ключе антиколониальной политики. Это создало СССР и России как его правопреемнице образ страны-освободительницы, страны-союзника свободного африканского народа. Такая ситуация сложилась благодаря успеху национально-освободительного движения в мире и в Африке в частности: «…За послевоенные годы (1945–73) свыше 1,5 млрд. чел. сбросили колониальное и полуколониальное иго; возникло свыше 70 новых национальных государств…» [1, С. 113]. Репутация укрепилась глобальной материальной поддержкой, оказываемой Советским Союзом, его масштабной деятельностью в подготовке военных и технических специалистов, а также технической и экономической помощью в процессе создания многоотраслевых национальных экономик стран «чёрного континента» [2, с. 72]. Несомненно, идеологический и политический вклад СССР в Африку нельзя оценивать только положительно, но, учитывая объём и размер принесённой им пользы, стоит заключить, что она стоила сопровождающих её отрицательных последствий в виде революций и войн. На пике своего политического присутствия Советский Союз поддерживал соглашения о техническом и экономическом сотрудничестве с 37 из 53 стран континента, и на их основании осуществил постройку порядка «…600 предприятий и других объектов, из которых к концу 1980-х гг. более 300 были введены в строй…» [3]. В Африке в то время строились электростанции, заводы, нефтеперерабатывающие и металлургические предприятия, горнодобывающие комплексы — то есть всё то, что стало основой экономики многих её стран на десятилетия. Учитывая перечисленные факты, становится понятно, что африканские государства и Россия уже имеют крепкий фундамент для построения партнёрских отношений.
С момента распада Советского союза и вплоть до начала двадцать первого века отношения между рассматриваемыми геополитическими акторами несколько охладели. Положительный образ России в глазах африканцев, уже не поддерживаемый финансовыми вливаниями, серьёзно ослабел [4, с. 10–21]. На фоне критичных для государства проблем внешняя политика отошла на второй план, и контакт с Африкой потерял былую крепость. Закрылись десятки посольств и культурных центров, консульств и торговых представительств, «…авиакомпания «Аэрофлот» отменила большинство своих африканских маршрутов…» [5], а стратегия массовой технической и экономической поддержки других стран была отменена. Раньше за материальную помощь африканские страны поддерживали Советский Союз идеологически, но в новой картине мира, где коммунистический блок проиграл, это было уже не нужно. Это обусловило более чем десятилетний перерыв в отношениях, который закончился с приходом к власти В. В. Путина и началом нового внешнеполитического курса Российской Федерации.
Постепенно стали заключаться торговые соглашения о поставках оружия, помощи в строительстве крупных экономических объектов, проводились списания долгов. И В. В. Путин, и Д. А. Медведев неоднократно наносили дипломатические визиты в страны Африки, заключали различные договоры, например «Соглашение о поощрении и взаимной защите капиталовложений». Также президенты были частыми гостями на многочисленных форумах, укрепляя дипломатические связи [6]. Данный процесс укрепления отношений длился на протяжении практически двадцати лет, а переломным моментом стал экономический форум в Сочи в 2019 году, куда были приглашены лидеры 43 стран «чёрного континента». Этим поступком Россия ясно выразила свою позицию относительно Африки, заключающуюся в намерении создать крепкое экономическое и политическое сотрудничество.
На данный момент, спустя тридцать лет после распада СССР, обеим сторонам есть что предложить друг другу. Россия нашла в Африке прекрасный рынок сбыта для оружия, удобрений, оборудования, продукции сельскохозяйственного машиностроения, зерновых культур и автомобилей — с учётом осложнённой санкциями торговли с Западом такой выход из ситуации является крайне нужным и своевременным. Помимо этого, РФ крайне заинтересована в добыче и переработке минерального сырья, а также в развитии программ мирного атома — и всё предоставляет Африка. Ей, в свою очередь, необходимы поставки вооружения и техники и её техническое обслуживание, подготовка своих солдат на профессиональной основе российской армии, помощь военных и технических специалистов, а ещё — вся возможная поддержка в борьбе с терроризмом. Россия способна это обеспечить — и, таким образом, формируется взаимовыгодное партнёрство, в котором каждая сторона получает свою выгоду [6]. Имея Африку в качестве союзника, РФ обладает куда большим политическим влиянием. Со своей стороны, авторитет России позволяет ей отстаивать интересы стран Африки куда как эффективнее, нежели если бы та делала это самостоятельно [7].
Совместное будущее России и Африки представляется достаточно благоприятным для обоих акторов. На настоящий момент у каждого из них есть то, что нужно другому, и в течение ближайших лет такое положение, с большей вероятностью, не изменится. Африка, обладающая объективно меньшими возможностями и влиянием, не способна повлиять на эту ситуацию — в отличие от России. Именно от неё зависит характер дальнейших взаимоотношений с африканскими странами, и выбора у неё всего два. Первый — поддержание нынешнего уровня сотрудничества, выражающегося в относительно небольших экономических и политических связях. Второй — стратегическое наступление в экономической и политической сферах, направленное на создание действительно долговременных и крайне выгодных в случае успеха отношений. Первый вариант не несёт в себе большой выгоды для России, как и не несёт в себе больших затрат. Второй является гораздо более полезным в долговременной перспективе, но при этом — рискованным. Другие международные акторы, как Китай, США или Индия, вполне способны победить Россию в конкурентной борьбе за «чёрный континент», лишив её и потраченных на это средств, и упущенных из-за проигрыша благ.
Литература:
1. Брутенц К. Н. Национально-освободительное движение и социальный прогресс // Коммунист. — 1965. — № 13. — С. 111–113.
2. J. P. Pham. Back to Africa: Russia’s New African Engagement // Springler Link. — 2010. — С. 71–83.Экономическое и техническое сотрудничество СССР со странами Африки.
3. Досье // TACC. URL: https://tass.ru/info/3237652 (дата обращения: 22.03.2020).
4. Корендясов Е. Н. Общее и особенное в формировании образа России в Африке // Российско-африканские отношения и образ России в Африке. — М.:, 2007. — С. 10–21.
5. Мухинда Феликс Роджерс РОССИЯ ВЕРНУЛАСЬ В АФРИКУ // Международные отношения и общество. 2019. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rossiya-vernulas-v-afriku (дата обращения: 22.03.2020).
6. Россия включилась в борьбу за Африку // РБК. URL: https://www.rbc.ru/politics/22/10/2019/5d5be92b9a794730930998b5 (дата обращения: 22.03.2020).
7. Лавров заявил, что Россия считает непреложным учет интересов Африки при реформе СБ ООН // ТАСС. URL: https://tass.ru/politika/7036283 (дата обращения: 22.03.2020).