В данной статье рассмотрены различные подходы к определению и изучению эмоционального интеллекта, указана взаимосвязь эмоциональной компетентности и эффективности деятельности. Особый акцент сделан на развитие эмоционального интеллекта у творчески одаренных личностей, а именно возрастной категории подростков. Также обозначена необходимость развития навыков эмоционального интеллекта и формирование эмоциональной компетентности в подростков возрасте в избранном виде деятельности.
Ключевые слова: эмоциональный интеллект, эмоциональная компетентность, эмоция, детская одаренность, подростковый период.
Стремительно развивающееся социальное пространство диктует определенные условия для комфортного взаимодействия с окружающим миром, самореализации, а также достижения личностных и профессиональных успехов. Исследования ученых со всего мира доказывают, что наиболее эффективны в своей деятельности люди, которые умеют управлять своими эмоциями и правильно распознавать эмоции других, то есть поддерживающие баланс между разумом и чувствами. Таким образом, встает вопрос о развитии эмоционального интеллекта. [6, с. 24]
Следует отметить, что в науке не существует четкого определения данного термина, придуманного двумя исследователями, Питером Соловэй и Джоном Майером. [1, с.51] Клинический физиолог Рувен Бар считает, что эмоциональный интеллект (EQ) — это набор когнитивных способностей, компетенций и навыков, которые влияют на способность человека справляться с вызовами и давлениями внешней среды. В свою очередь, другой американский ученый Дэниел Гоулман дает следующее определение эмоциональному интеллекту — это способность человека оперировать информацией, содержащейся в эмоциях — и считает, что человек с высоким уровнем EQ может учитывать эту информацию и наиболее эффективным (компетентным) образом ее использовать. [5] Отсюда появляется термин «эмоциональная компетентность». Эмоциональная компетентность — это набор следующих навыков: умение осознавать свои эмоции, умение осознавать эмоции других людей и умение управлять своими эмоциями и эмоциями других людей. Эта модель является иерархической, то есть процесс развития EQ начинается с осознания своих эмоций. [5] Чаще люди привыкли подавлять свои эмоции, не пытаясь осознать и понять, что вызвало именно такую эмоциональную реакцию. Между тем подавление эмоций вредно сказывается на здоровье и отношениях с окружающими, поэтому имеет смысл учиться осознавать эмоции и нарабатывать другие способы управления ими. [4, с.703]
Для того чтобы развивать и совершенствовать эмоциональный интеллект, необходимо определить уровень эмоциональной компетентности. Пока в России не существует общепризнанных тестов измерения эмоционального интеллекта, аналогичных, например, тестам на измерение IQ. Оценивать эмоциональную компетентность можно с помощью самооценки по конкретным навыкам. Более подробно ознакомиться с перечнем определенных навыков эмоционального интеллекта можно в книге С.Шабанова, А.Алешиной «Эмоциональный интеллект. Российская практика». [6, с.27]
Как известно, эмоции тесно перекликаются с творческой сферой деятельности. Постепенно понимание роли чувств в творческом процессе расширялось. О. К. Тихомиров и его коллеги в своих исследованиях показали, что творческий процесс невозможен без эмоциональной активации. Художественно-образное отражение мира и творческая активность в искусстве напрямую связаны с эмоциональной сферой. [2] Высокая чувствительность к эмоциональным человеческим переживаниям, нахождение средств для передачи эмоциональности художественного образа, являются необходимыми способностями для достижения успеха в творчестве. Замечено, что творческие личности часто идентифицируют себя с другими личностями и легко меняют роли, а это указывает на то, что им присущи высокий уровень эмпатии и эмоциональная экспрессивность. Именно поэтому так важно сохранять эмоциональный баланс. [3, с.60]
Говоря о категории творчески одаренных подростках, необходимо отметить следующие особенности эмоционального развития этих детей — повышенная чувствительность, впечатлительность, ранимость, острое реагирование на критику, неустойчивая самооценка, сложности с контролем эмоционального состояния и поведения. Творческие дети часто не могут справиться со своими эмоциями, как отмечают и педагоги, и родители. [2] Буйство чувств ребенка после выступления на сцене или наоборот стресс перед выходом на публику, процесс вхождения в образ оставляют отпечаток на психоэмоциональном развитии творческой личности и формируют дальнейший стиль и манеры поведения юного артиста. Именно поэтому важно объяснять детям, что своими эмоциями можно и нужно управлять. Как известно, в бизнес-сфере существуют специальные тренинги для развития осознанности собственных эмоций. Это значит, что и в сфере искусства могут быть использованы некоторые механизмы управления и способы контроля эмоционального состояния. [5]
Ряд ученых, среди которых, в частности Д. Слайтер и Д. Гоулман, считают, что эмоциональный интеллект можно и нужно развивать. По их мнению, эмоциональный интеллект может быть целенаправленно сформирован как у ребенка в процессе обучения и воспитания, так и у взрослого человека в процессе специально организованных тренингов. Установлено, что программы развития эмоционального интеллекта способствуют повышению внимательности, ответственности, самоконтроля, использованию эффективных стратегий поведения в повседневных стрессовых ситуациях. [3, с.65]
Следует отметить, развитию эмоционального интеллекта за рубежом уделяется большое внимание. Многие исследователи подчеркивают, что эмоциональный интеллект не статичен и поддается развитию в ходе определенных тренировок и по мере приобретения индивидуумом социального опыта. [5] Методику развития эмоционального интеллекта и социальной компетентности развивают и внедряют в образовательные системы Швейцарии, Германии, Франции, США и других стран, например, некоторые страны Европы (Швейцария) и штаты Америки на законодательном уровне сделали данное обучение частью школьных программ. Здесь стоит упомянуть специальную программу, включающую социальное и эмоциональное обучение — Social and Emotional Learning (SEL). Цель программы состоит в развитии пяти взаимосвязанных когнитивных, эмоциональных и поведенческих компетентностей: самосознания, самоуправления, социальной осведомленности, навыков общения и ответственного принятие решений. В британских частных школах эмоциональный интеллект развивают с тринадцати до семнадцати лет. Например, в Wellington College проводят уроки счастья: тинейджеры разыгрывают жизненные ситуации по ролям, как спектакли. Сценария нет — исполнитель сам решает, как ему действовать, чтобы достичь желаемого результата. [1, с.54]
Также следует отметить, что существуют различные подходы к формированию эмоционального интеллекта и способностей, входящих в его состав. К основным подходам относятся: психологический тренинг в рамках модели способностей (Дж.Мэйер, П.Сэловей, Д.Карузо), обучающая компьютерная программа MEET (П.Экман), рационально-эмотивная психотерапия (А.Бек, А.Эллис), разработка доминантных сценариев в лингвистике (А. А. Котов), актерская практика (К. С. Станиславский и другие). Таким образом, обобщив мировой опыт по формированию эмоциональной компетентности, изучив различные методики совершенствования эмоционального интеллекта, можно определить значительные возможности развития эмоциональной компетентности у творчески одаренных подростков. [6, с.25]
Итак, анализ научной литературы показал, что низкий уровень эмоционального интеллекта может привести к затруднению восприятия знаний, а также замкнутости в общении, что в дальнейшем может повлиять на искажение социализации личности. Как было установлено выше, развитие эмоционального интеллекта может быть достигнуто с помощью проведения тренинговых занятий с использованием активных и интерактивных методов обучения. [2] Тренинги развития эмоционального интеллекта, как правило, направлены на стимулирование наиболее полного выражения чувств, которые связаны с «внутренним Я», как вербально, так и невербально; опознавание переживаний, ранее подавляемых и искажаемых; дифференциацию и распознавание объектов чувств. В процессе тренинга предполагается реорганизация Я-концепции путем усвоения ранее не проработанных переживаний (тренинг личностного роста), развитие способностей к саморегуляции, рефлексии, фасилитативному влиянию и эмпатии (тренинг навыков и умений). [3, с.62] Важно, чтобы творчески одаренные подростки понимали, что эмоциональное развитие играет огромную роль в проявлении самосознания, помогает развивать чувства самоэффективности, то есть осознание того, что эмоциональное поведение может влиять на события в окружающем мире. Научившись понимать собственные эмоции, впоследствии одаренные дети смогут быстрее распознавать чувства других людей, что будет способствовать более эффективному взаимодействию с социумом, а также успеху в профессиональной деятельности.
Литература:
- Бочкова М. Н.,Мешкова Н. В. Эмоциональный интеллект и социальное взаимодействие: зарубежные исследования // Современная зарубежная психология. — 2018. — № 7. — С. 49–59.
- Версткина Т. И. Исследование особенностей эмоционального интеллекта у студентов творческих профессий // Психологическая лаборатория «Диалог». URL: http://www.psycholog-58.ru/Article/article/5 (дата обращения: 24.03.2020).
- Кутеева В. П., Юлина Г. Н., Рабаданова Р. С. Эмоциональный интеллект как основа успешности в профессиональной деятельности // Отечественная и зарубежная педагогика. — 2014. — № 3. — С. 59–65.
- Першина А. В., Соловьева А. В. К проблеме изучения эмоционального интеллекта студентов // Молодой ученый. — 2016. — № 4. — С. 703–704. URL https://moluch.ru/archive/108/26201/ (дата обращения: 28.02.2020).
- Талантова М. В. Эмоциональный интеллект. Международная практика развития эмоционального интеллекта // Психологи — b17.ru. URL: https://www.b17.ru/article/72307/ (дата обращения: 20.03.2020).
- Яглова О. В. Проблема эмоционального интеллекта и его связей с эффективностью профессиональной деятельности в зарубежной литературе // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. — 2013. — № 5. — С. 23–28.