Группа: старшая группа ТНР «Радуга»
Вид ОД: формирование целостной картины мира.
Тема: Что создается трудом»
Образовательная область: познавательное, речевое развитие.
Цель: Формирование начал экономической, финансовой культуры в процессе развития навыков сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Образовательные: Формировать представление о планировании семейного бюджета; что в результате труда создаются продукты труда, которые имеют разное использование, формировать навыки общения со сверстниками и взрослыми в различных видах деятельности.
Развивающие: Развивать интеллектуальные и творческие способности детей через овладение действием наглядного моделирования;
Воспитательные: Воспитывать уважения к людям, которые трудятся и зарабатывают деньги; Воспитывать самостоятельность, инициативность, доброжелательность, навыки сотрудничества.
Формы: групповая.
Оборудование: интерактивная система ПАК «Колибри», Лэпбук «Юные экономисты», корзинки, монеты, мяч.
№ |
Этап НОД Структурные компоненты деятельности |
Ход НОД |
||
Деятельность педагога |
Деятельность детей |
время |
||
1 |
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ Организационный момент Проблемная ситуация (или мотивация) и постановка и принятие детьми цели занятия |
Ребята, посмотрите, сколько сегодня гостей пришло посмотреть и послушать, что вы знаете о финансах, труде, деньгах, бизнесе. что такое бизнес? (Это дело, профессия, это труд, которому люди посвящают свою жизнь.) |
Дети подходят к воспитателю, слушают, высказывают свое предположение. . Отвечают на вопросы. |
1мин |
2 |
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ актуализация знаний, или начало выполнения действий по задачам НОД «Открытие» детьми новых знаний, способа действий Игра-обсуждение Познавательно-исследовательская деятельность детей Физкультминутка |
Результатом труда людей является продукт — полезная и нужная вещь, предмет, изделие. Давайте поиграем. Встанем в линию. Я буду перечислять продукты труда, которые служат долго и совсем мало. Когда я назову продукт труда, который живет или используется много лет, вы присядете (например, ваза), а если назову продукт, который используется мало времени, вы вытянете руки вперед (например, торт): пирожное, дом, автомобиль, компьютер, котлета, кровать, крем-брюле, песня, лимонад, книга, игрушка. Молодцы, ребята! Продукты труда — это богатство нашей страны.Чем больше будет в ней производиться разных товаров, тем лучше будут жить и дети, и взрослые. Продукты труда производят люди разных профессий. Игра «Угадай профессию по результату труда» У ваших родителей тоже есть своя профессия. Кем бы они ни были по профессии — врачами, учителями, продавцами в супермаркете, полицейскими, парикмахерами, программистами — все они получают за свой труд деньги, которые называются заработной платой. Братья и сестры учатся в институтах, колледжах и также получают деньги от государства — стипендию. Бабушки и дедушки уже не работают, но получают деньги от государства — пенсию. Вы, ребята, еще не научились зарабатывать, поэтому вас обеспечивают родители и государство. Родители покупают вам продукты, одежду, игрушки, билеты в театр, кино и цирк. Но вы помогаете им хорошим поведением, послушанием, работой по дому (например, вытираете пыль). Давайте Поиграем — «Вот так заработали» — я буду вам называть жизненную ситуацию, а вы мне ответите, что можно получить или заработать: подмели пол(похвала), испортили обои на стене(наказание), упали и разбили коленку(ушиб), рисунок занял первое место (приз), починили самостоятельно игрушке(гордость за себя, удовольствие), помыли с папой машину(радость, что помог другому). Если сложить все деньги, которые получают члены семьи: зарплату мамы и папы, стипендию брата, пенсию бабушки, все это вместе будет называться доходами семьи. Перед вами, ребята, корзина, в ней лежат монеты — это доходы семьи. Вы тоже возьмите по одной монете. Я буду перечислять вам доходы и расходы семьи. Та команда, которая услышит первой о доходах, поднимает руку вверх, подбегает, монету кладет в корзину. Если я назову расходы, вы поднимаете руку вверх, подбегаете, забираете монету из корзины и кладете на соседнюю тарелку. • родители получат зарплату (кладем монету в корзину); • родители заплатят за квартиру (забираем из корзины монету); • вы с родителями поедете в супермаркет за продуктами (забираем из корзины монету); • бабушка получит пенсию (кладем монету в корзину); • для сестры будет организован праздник по случаю дня рождения (забираем из корзины монету); • нужно подстричься в парикмахерской (забираем из корзины монету); • дедушке ко Дню Победы вручат подарок (кладем монету в корзину); • сестра устроилась на работу (кладем монету в корзину); • мама с папой продадут урожай фруктов (кладем монету в корзину); • всей семьей пойдете в кинотеатр (забираем из корзины монету). Вот так, ребята, мы распланировали с вами наш семейный бюджет. Посмотрите в корзину, остались ли в ней монеты? (В корзине должно остаться не меньше трех монет.) Эти монеты— наши сбережения. Мы потратили денег меньше, чем заработали, значит мы сэкономили. Будем пальцы разминать, сжимаем и разжимаем пальцы рук). Будем денежки считать— Один, два, четыре, пять (двигаем пальчиками) Одна монета — оплата за дом, дом, в котором мы живём. Вторая монетка — одежду купить (загибаем средний палец) На третью и четвертую будем есть, и пить (загибаем указательный палец) Ну а пятую пока положим на дно кошелька! (спрятать большой палец, в кулак, согнув все пальцы) |
Дети принимают участие в игре. Слушают Отвечают
Участвуют в игре. Выражают свои предположения. Дети участвуют в обсуждении. Высказывают свое мнение Сотрудничают с воспитателем, вступают в диалог, отвечают.
Дети выполняют упражнения, снимают психическое напряжение. Дети готовы к дальнейшей деятельности |
5 мин 1,5 мин 2 мин 4 мин 1мин |
3 |
Самостоятельное применение нового на практике, либо актуализация уже имеющихся знаний, представлений, (выполнение работы) |
Интерактивная игра «Дорогой и дешевый» |
Дети по очереди выполняют задания на интерактивной доске, аргументируя свой выбор |
5 мин |
4 |
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ |
Игра «что нельзя купить за деньги» То, что нельзя купить за деньги — это самое дорогое, самое большое богатство человека, которое мы должны беречь. |
Вступают в диалог с воспитателем, отвечают на поставленные вопросы. Формирование элементарных навыков самоконтроля, самооценки |
3 мин |