На протяжении многих веков на территории нашей страны развивалось ковроделие. Нет сомнения в том, что жители региона имели навыки ковроткачества с древних времен, занимаясь скотоводством и земледелием. Скотоводы не только умели из шерсти и войлока изготавливать ковры и развивали это ремесло до уровня искусства [5, с. 89]. Позже, когда ремесло было сформированно как отдельный сектор, ковровый бизнес развился еще больше. Ковры не только защищали людей от холода, но также декорировали и украшали помещения. Ковры изготовлялись раньше из шерстяных ниток. Если шерсть пропитать водой и прессовать, тогда получается войлок. С появлением цветных красителей улучшился рисунок ковров и войлока. Таким образом в них появляются различные цветовые сочетания. Археологи сообщают о том, что ковроткачество существовало в первом тысячелетии до нашей эры [1, с. 334]. В связи с этим все слои населения имели возможность использовать ковры и войлок в своей бытовой жизни.
В фонде Государственного музея искусств Узбекистана хранятся Самаркандские, Андижанские, Ферганские, Кокандские, Ташкентские, Кашкадарьинские, Хорезмские, Джизакские, Сурхандарьинские и еще туркменские и каракалпакские ковры и ковровые изделия. В экспозициях музея самые уникальные из них представлены для зрителей. Процесс сбора таких редких экспонатов в музейных коллекциях начался в 20–30-е годы 20-го века на базе различных экспедиций [2, с. 15]. Многие из ковров относятся к ХIХ–ХХ векам. Некоторые из этих уникальных ковров были получены из других музеев. Музей также снабжался коврами и ковровыми изделиями в процессе закупки от коллекционеров и граждан. В 20–30-х годах ХХ века ковроткачество производилось не только на станках, но и на ковровых фабриках. Ковры были сотканы на голой и вертикальной скамье женщинами, независимо от тяжести работ. Ковры из Ферганской долины также хранятся как уникальные экспонаты вместе с другими коврами в Государственном музее искусств Узбекистана. В частности, большой ковер из Джалолкудукского района Андижанской области характеризуется яркими красными и черными цветами и красивыми узорами [3, c. 93]. Ковер сплетен из шерсти и хлопчатобумажной пряжи, а две короткие ленты (жияк) украшены кисточками. Коротковорсовые другие ковры Андижанской области также были красными. Их замысловатые узоры выражены в разных цветах и окружены орнаментом. Еще один шерстяной ковер Андижанской области — волосатый, но он отличается от других ковров в музее. Он изготовлен на станке и имеет более яркий цвет. Еще один шерстяной ковер Андижанской области ХIХ века изготовлен из шерстяной нитки, создавая общий фон с необычными девятью цветными нитями. Другой ковер из той же области, изготовленный в начале ХХ века, был сделан вручную. Узоры его представлены в черном цвете и изготовлены на вертикальном станке. Кроме того, ковер 1952 года, изготовленный в андижанской артели «Мехнат гули», хранится в музее в качестве подарка предприятия. В музее также бесценны паласы ручной работы из Булакбоши, в которых воплощены традиции андижанских ковров, с использованием метода «кокма». И они являются уникальными произведениями искусства. В них красный цвет выделен основным фоном, но в нем новинкой является то, что края их имеют нежно-розовый фон. В путеводителе, опубликованном музеем в 1965 году, также описаны андижанские ковры: «Андижанские ковры ХIХ века заслуживают особого внимания. Плетеные здесь ковры отличаются своим изображением и цветом. Андижанские ковроделы продолжают умело использовать свои традиции» [4, c. 25]. Красные фоны использовались в коврах Ферганской области, но черный цвет был выбран в качестве фона и использовался для нанесения узоров. Паласы ХХ века, вышитые на лежащим станке, имеют красный фон, но сочетаются другими цветами. Даже на паласе, изготовленном из шерсти овцы, использован красный цвет. Производство войлока в основном производилось из очищенной шерсти с использованием горячей воды и краски. Паласы, относящиеся к Кокандской ковровой школе из фонда музея в основном отличаются своей гибкостью и долговечностью. Изготовление паласов является незаменимым видом ковроткачества, и в отличие от ковров они безворсовые. Палас в некоторых областях также известен как «шолча». На самом деле, толстые шерстяные ковры называются «шол». Он изготовлен из овечьей, верблюжьей и козьей шерсти на протяжении многих веков, и до сих пор его ткут в некоторых местах.
Среди самаркандских ковров из фонда музея много ковров, изготовленных для юрт, и еще ковры с названием жулхирс (медвежья шерсть) [6, c. 217]. Ковры Самаркандской области музея имеют глубокую историю (конец ХIХ — нач. ХХ веков). Есть также ковры жулхирс из Сырдарьи и Замина, относящиеся к 60–70-м годам ХХ века. Эти виды ковров имеют геометрические узоры, с черным и бордовым фоном. С годами, даже сегодня, их яркие цвета остаются прежними.
Кашкадарьинскими ковры, торбы, карчины, хурджуны имеющиеся в фонде музея, отражают этническую культуру своего региона.
В экспонатах из территории Ташкента сохранились ряд баскуры, бовы, которые принадлежали кочевым и полукочевым народам. Они использовались для укрепления юрт-жилища кочевников.
В фонде музея хранятся ряд ковров, принадлежащих Хорезмской области, и также туркменские ковры различных эпох. Вышеперечисленные названия ковров использовались в общественной жизни наших предков. Однако из них многие сегодня не используются поэтому такие термины также не используются. В месте с тем такие предметы сыграли важную роль в оформлении жилищ наших предков. Поэтому ткачихи ковров ткали их тонким вкусом и грацией. Например, не все знают сегодня, что такое турба, бов, напрамач, джамадан, баштик, кушчавук итд. Турба использовалась главным образом в жизни кочевых и полукочевых народов, которые были животноводами, поэтому она хранилась кухне для домашнего хозяйства. Турбу ткали как ковер, поэтому она висела с лицевой стороны на стенах юрты и чадирах. Многие турбы хранятся в фонде музея среди кашкадарьинских и туркменских ковров. В основном они относятся к концу ХIХ и началу ХХ века и были поступления в фонд из научных экспедиций работников музея или же из других музеев. Передняя часть напрамача покрыта коврами, изготовленными с различными украшениями, а остальные были обычными коврами. Напрамачи имели форму сундуков, и в них хранили различные вещи и одежду, верхняя часть его связывалась с палкой (жонтаяк), вышитыми широкими нитками. Сверху на неё стелили одеяла и подушки. В музее хранятся привезенные из Самарканда, из Денауского, Шурчинского районов Сурхандарьинской области и Замина, Хаваса напрамачи ХIХ и ХХ веков, на передний части которых сохранились украшения.
Чавадан в основном в долинах выполняли роль мешка, где хранились вещи. Его вешали на стене помещения, передняя часть которого изготавливалась как ковер с украшениями. Боштик исппользовалась как сумка для хранения вещей. В музее хранятся напрамачи и боштики из Хидирша, из Андижанской области, а также из Ошской области Кыргызстана отнасящиеся ХIХ-ХХ векам, и они были куплены или собраны в фонд музея в ходе научных экспедиций. Кушчувук использоволся, как ковровое покрывало для юрт. Чтобы понять, что представляют собой уникальные экспонаты юрта-музея, нужно сначала узнать их названия. База юрты состоит из дерева, кашми, камиша и ковров. Керага — изготавливается из дерева, чтобы окружать юрту, таким образом получается форма круга. Кераги прикрепляются к земле и друг к другу. Затем один конец соединяется с верхней частью кераги, а другой конец заключается в деревянный круг. Верх чунгарака закрывается шерстянной кашмой туйнука. Керагу закрывает сделанная из камыша чий. На ямочках некоторых чунгарака, чтобы они были крепкими, установились две увуки, которые покрывались тувурлуком. Чтобы внутренняя часть юрты была красивой, под ней стелили шерстяные ковры. Кроме того, для украшения юрты изготовлялись узкие коврообразные бовы и куры. Еще кушчувуки между собой укреплялись. Чтобы связывать их очень крепко. Такие уникальные экспонатов можно встретить в музейном фонде. В истории культуры Узбекистана знаменательными были такие ковры, как кизгилам, ойгилам, такиргилам (безворсовый), гожоригилам, которые отличались по изготовлению от друг друга. Ковер гожори изготавливали компактно, и его станок устанавливался на землю. Такир гилам изготавливали в висячем виде. Киз гилам ткали очень красиво, с большим вкусом, так как его считали популярным приданым для невест. Таких ковров ХIХ–ХХ веков, относящихся к Кашкадарьинской области, в музейном фонде достаточно.
В музейном фонде бугчама, бугчи считаются уникальном материальными источником наследия наших предков. В бугчаме хранили вещи, в виде связки, которая назьвается бог бухча. Они также ткались крепками нитями в виде орнамента. В музее сохранились боги бугча из Сурхандарьинской и Заминской областей. Бугжоми находились в каждом доме и были сложены. Неиспользованные предметы упаковались в бугжоме. В некоторых сельских районах все еще существует традиция так называемого упаковыания вещей, их называют бугжома. В музей имеется бугча из Шурчинского района Сурхандарьинской области: связки, которые имеют две кистички, украшенные узорами. Они украшали внутреннее убранство дома. В Государственном музее искусств Узбекистана хранятся уникальные образцы ковроткачества. В будущем они по-прежнему будут важными экспонатами музейной сокровищницы, как образцы истории ковроткачества в Узбекистане.
Литература:
- Булатов С. Ўзбек Халқ амалий безак санъати. — Тошкент: “Меҳнат” нашриёти, 1991.
- Круковская С. М. В мире сокровищ. — Ташкент: 1982.
- Ўзбекистон Давлат санъат музейи (каталог). — Тошкент: 2004.
- Ўзбекистон Давлат санъат музейи. — Тошкент: “Ўзбекистон” нашриёти, 1965.
- Ўзбекистон санъати. — Тошкент: “Шарқ” нашриёти, 2001.
- Ҳакимов А., Файзиева В. Ўзбекистон Давлат санъат музейи. — Тошкент: “Bakria-press” нашриёти, 2004.